001

Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Подвижная автомобильная ремонтная мастерская » Активные автопоезда » Экспериментальные советские автопоезда с управляемыми колесами полупри


Экспериментальные советские автопоезда с управляемыми колесами полупри

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Экспериментальные советские автопоезда с управляемыми колесами полуприцепа

В 1950-х годах в СССР начали создаваться первые конструкции активных автопоездов. Сегодня уже не секрет, что проектировались они с прицелом сугубо на военный призыв, в основном в качестве высокомобильных носителей вооружения. Опытные образцы такого рода техники были построены на базе практически всех серийных полноприводных грузовиков: ГАЗ-63, ЗИЛ-157, МАЗ-501, МАЗ-502. Чуть позднее появились варианты на базе новейших вездеходов ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-375, КрАЗ-253, КрАЗ-255Б и МАЗ-537. Участи армейской «активизации» не избежал даже гражданский полуприцеп ММЗ-584 для ЗИЛ-ММЗ-164Н.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t664844.jpg
Пожалуй, один из самых необычных советских активных автопоездов имел колесную формулу 6х4 и был построен на базе тягача ЗИЛ-ММЗ-164Н и полуприцепа ММЗ-584

Однако практически сразу конструкторы активных автопоездов столкнулись с проблемой большого кинематического рассогласования в приводе колеса тягача и прицепа на поворотах. Кроме того, у военных вызывало нарекание ощутимое снижение проходимости автопоезда на пересечённой местности из-за несовпадения колеи тягача и прицепа при поворотах. Решением обеих этих проблем виделось применение системы управления поворотом колёс полуприцепа. Теоретическими исследованиями в этой области занялись сотрудники военного НИИИ-21 из подмосковных Бронниц, а для практической проверки результатов научных изысканий на при участии 38-го Опытного завода были построены два опытных автопоезда. Первый из них был переоборудован из тягача ГАЗ-63П с полуприцепом ПАЗ-744П. Его сделали в 1959 году.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t530817.jpg
Опытный автопоезд, построенный на базе ГАЗ-63П и ПАЗ-744П

Вместо штатной неприводной оси на полуприцеп поставили обычный передний мост от грузовика ГАЗ-63 с односкатной ошиновкой. А для поворота его колес предусмотрели две независимые системы управления: автоматическую от системы тяг и копиров на седельно-сцепном устройстве и принудительную от рулевого колеса, установленного прямо в кузове! (Ручная «рулежка» предполагалась, в первую очередь, при сложном маневрировании задним ходом). Там же, в кузове, смонтировали рычаги, с помощью которых можно было выбрать текущую систему управления поворотом или заблокировать колеса в среднем положении.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t540762.jpg
Схема устройства ПАЗ-744П с управляемыми колесами

https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t842794.jpg
На поворотах полуприцеп ПАЗ-744 П с управляемыми колесами шел по колее задних колес тягача

Второй экспериментальный автопоезд – КТ-214-40П – был значительно крупнее. Тягач модели КТ-214 изготовили путем переделки серийного грузовика ЯАЗ-214, которому укоротили задний свес рамы и установили седельно-сцепное устройство от МАЗ-200В вместо бортовой платформы. А вот полуприцеп 40П представлял собой оригинальную конструкцию, спроектированную для экспериментальных тягачей И-21-15 / КМЗ-664. Но поскольку полуприцеп построили раньше, чем тягач И-21-15, то его и начали сперва испытывать в паре с переделанным ЯАЗом.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t984998.jpg
Автопоезд И-21-20 в составе тягача И-21-15 и полуприцепа 40П
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t807899.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t312040.jpg
Эскиз автопоезда в составе тягача КМЗ-664 и полуприцепа 40П

Несущим элементом полуприцепа 40П являлась пространственная рама, сваренная из алюминиевых труб. Причём конфигурация рамы не оставляла сомнений: единственный груз, под который был рассчитан такой полуприцеп, это ракеты. Ходовая часть модели 40П состояла из двухосной тележки с независимой торсионной подвеской и односкатными управляемыми колесами (шины – широкопрофильные 1200х500-608).
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t902960.jpg
Экспериментальный автопоезд КТ-214-40П на базе ЯАЗ-214

Еще на стадии проектирования в конструкцию полуприцепа была заложена возможность подвода к колёсам крутящего момента путем установки гидрообъемной передачи. Однако в рамках исследования управляемости автопоезда КТ-214-40П необходимости в активизации колес полуприцепа не возникало, а потому узлы гидропривода смонтированы не были.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t748716.jpg
Схема системы управления поворотом колес полуприцепа 40П

Для колёс полуприцепа 40П была применена система управления гидромеханического типа. Она состояла из механической части, управлявшей работой золотника распределительного устройства, и силовой гидросистемы, непосредственно осуществлявшей поворот колес. Угол поворота колес полуприцепа в данной схеме привода зависел от угла складывания автопоезда. При этом система управления золотником силовых гидроцилиндров включала в себя копир (задающий элемент угла складывания), рычаг с роликами, систему тяг параллелограммного типа и пружинный компенсатор.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t136867.jpg
Копир и тяги управления поворотом колес

Результаты испытаний показали, что управляемые колеса уменьшили смещение полуприцепа к центру поворота почти в 5 раз, а угол складывания и ширину габаритного коридора – в 1,4–2 раза. При этом управляемые колеса и независимая подвеска не нарушили устойчивость прямолинейного движения автопоезда.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t885630.jpg
Автопоезд КТ-214-40П при движении на повороте

К сожалению, в советские годы все эти наработки, по сути, остались невостребованными. И если активные автопоезда впоследствии все-таки выпускались в стране серийно, то вот полуприцепы с автоматической системой управления поворотом колес на конвейер не попали. А жаль! Ведь мы имели все шансы оказаться в числе пионеров в области освоения подобной техники.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t340382.jpg

Источник: https://zen.yandex.ru/media/mmariya/eks … 3be1ead488

2

«Фуры», созданные для того, чтобы вообще не строить дороги

В честь 23 февраля решил кратко пробежаться по активным автопоездам, создававшимся в Советском Союзе. Если кто не в курсе – это такая «фура», у которой полуприцеп тоже имеет привод. И как выясняется, уже в 1962 году их было не два, не три, а более десятка!

Работы по данному типу техники начались еще в 1956 году. И активизировали данный процесс, естественно, военные. Именно им понадобилась длиннобазная техника, способная транспортировать по любому бездорожью «длинные цилиндрические предметы».

Так что, к 1962 году уже вовсю кипела работа не просто над созданием автопоздов-вездеходов, а над их усовершенствованием. Для полуприцепов с базой более 6-7 метров сразу закладывалась возможность сделать их оси не только ведущими, но и управляемыми. Вместо громоздкого механического привода, разрабатывался более компактный гидрообъемный. А в перспективе приводить оси полуприцепа и вовсе должен был электропривод…

Давайте посмотрим, как же выглядели перспективные боевые «фуры» советских вооруженных сил…

https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t279424.jpg

Начну с малого – с «газончика». Макетный автопоезд в составе полноприводного тягача ГАЗ-63П и одноосного полуприцепа ПАЗ-744 имел грузоподъемность всего 4 тонны и удельную мощность 7,52 л.с./т. Предполагалось, что он может оснащаться либо механическим, либо гидрообъемным приводом прицепа.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t929815.jpg

Немногим «продуктивнее» был опытный автопоезд 9Т24 с общей колесной формулой 10х10. Под незамысловатым индексом скрывался тягач ЗИЛ-157В и двухосный полуприцеп ПАУ-3А с механическим приводом осей. Он был рассчитан на транспортировку 5 тонн «груза» при удельной мощности 7 л.с./т.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t241089.jpg

Кстати, «колун» использовался и еще в одном проекте – более универсальном, так сказать. К тягачу ЗИЛ-157В прицеплялся одноосный полуприцеп ММЗ-584 с механическим или гидрообъемным приводом оси. Грузоподъемность автопоезда составляла 6 тонн при той же удельной мощности – 7 л.с./т. Вот, что значит обычная бортовая платформа, а не спецконструкция…
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t635715.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t599310.jpg

На такой же груз был рассчитан и более современный опытный автопоезд ЗИЛ-Э137-2Э137. Он состоял из тягача ЗИЛ-131 и двухосной «фуры» ЗИЛ-2Э137 с гидробъемным приводом осей. Благодаря сочетанию скромной грузоподъемности и 130-сильного мотора, удельная мощность автопоезда составляла 10,3 л.с./т. - это самый крутой показатель из всех описанных машин.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t994535.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t610410.jpg

Более грузоподъемным макетным автопоездом-вездеходом стал полноприводный тягач МАЗ-502В, сцепленный с одноосным полуприцепом МАЗ-5215, имевшим механический привод оси и односкатную ошиновку. «Фура» могла перевозить 8 тонн груза, но имела удельную мощность всего 5,5 л.с./т
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t454037.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t651345.jpg

Гораздо лучше в плане запаса мощности выглядел другой проект 8-тонника. Речь идет о макетном автопоезде в составе тягача Урал-375 и одноосного полуприцепа АП375. Данный спецприцеп не только имел механический привод оси – она была еще и управляемой.

Итоговые показатели вездехода выражались в 8 тоннах грузоподъемности при удельной мощности 9,5 л.с./т. Сравните с вышеописанным МАЗом!
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t882240.jpg

Впрочем, стоило сцепить тот же самый Урал-375 с полуприцепом ПП375, как все изменилось. Да, это был тоже управляемый спецприцеп с механическим приводом осей. Благодаря тому, что осей здесь было уже две, грузоподъемность сцепки выросла до 10 тонн. Однако, т.к. «лошадок» мотору «Урала» никто не добавил, удельная мощность упала до 7,74 л.с./т
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t366827.jpg

Еще менее мощным оказался опытный автопоезд Урал-380С-862А. Сцепленный со здоровенным двухосным полуприцепом Урал-862А, имевшим механический привод осей «триста семьдесят пятый» и вовсе скис. При той же грузоподъемности в 10 тонн, его удельная мощность стала 7,2 л.с./т.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t104728.jpg

Однако самым слабым 10-тонником, да и вообще автопоездом-вездеходом была макетная сцепка полноприводно МАЗ-501В и одноосного полуприцепа МАЗ-5215 в двухскатном исполнении. Последний оснащался механическим или гидрообъемным приводом оси, но толку от этого было уже немного. Ведь при грузоподъемности в 10 тонн, автопоезд имел удельную мощность всего 5 л.с./т .
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t552646.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t738193.jpg

Грузоподъемности в 15 тонн мог похвастаться опытный автопоезд КрАЗ-259Б-834Б. В его состав входи опытный полноприводный тягач КрАЗ-253 и двухосный полуприцеп КрАЗ-834Б с механическим приводом осей. Благодаря 320-сильному двигателю, удельная мощность этой «фуры» доходила до 9,33 л.с/т.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t219362.jpg

Весьма неплох в плане грузоподъемности был экспериментальный автопоезд И-21-20 с колесной формулой 12х12. Машина могла транспортировать 20 тонн «груза» и имела удельную мощность 9,17 л.с./т. Вездеход представлял собой соединение перспективного 4-осного полноприводного седельного тягача И-21-15 и полуприцепа 40П. Выполненный в виде ложемента для ракет он был полноуправляемым, и имел гидрообъемный привод осей.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t675888.jpg

А самым функциональным в то время можно было считать автопоезд с активным приводом МАЗ-544-5246. Седельный тягач МАЗ-537 соединенный с двухосным полуприцепом-тралом МАЗ-5246 имел удельную мощность 10 л.с./т. Это позволяло ему перевозить по бездорожью технику весом да 25 тонн. Что он с успехом и делал.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t977363.jpg

Интересно, что автопоезда-вездеходы предполагалось использовать не только в армии, но и в народном хозяйстве. Для нужд «простого народа» был создан автопоезд в составе заднеприводного тягача ЗИЛ-164В и одноосного полуприцепа ММЗ-584. Да, того самого, который раньше сцепляли с «колуном». Только привод у этого был безальтернативный - механический.

«Фура» могла увезти 5,2 тонны груза  и имела средние показатели удельной мощности 8,4 л.с./т. Увы, но «нархоз» таких автопоездов так и не увидел…
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t254367.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t283062.jpg

В завершении отмечу, что активные автопоезда были актуальны не только для наших «направлений». Зарубежные производители тоже не обошли эту тему стороной. К примеру, во Франции испытывался такой автопоезд – фирма Simka соединила седельный тягач UNIC Izoord с задним приводом и ведущий полуприцеп Titan с гидрообъемным приводом. Машина имела небольшую удельную мощность в 5,16 л.с./т, но могла перевозить 17,5 тонн груза.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t308745.jpg

Источник: https://zen.yandex.ru/media/nmarkov/fur … 563683db9d


Вы здесь » Подвижная автомобильная ремонтная мастерская » Активные автопоезда » Экспериментальные советские автопоезда с управляемыми колесами полупри