Как создавались седельные тягачи КамАЗ
Не секрет, что разработкой объекта производства для Камского автозавода занимались на Московском автозаводе им.Лихачева. Это решение было принято Министром автомобильной промышленности еще 3 апреля 1968-го – то есть на год раньше, чем местом строительства комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей была утверждена площадка в Набережных Челнах. Руководство проектными работами поручили А.М. Кригеру, главному конструктору МосавтоЗИЛа. По первому техзаданию июня 1968 года речь шла о создании в Москве двух семейств. Первое образовывали автомобили-тягачи типа 6х4 грузоподъемностью до 8 тонн, и в его рамках были построены опытные образцы восьми модификаций. Второе семейство состояло из 5-тонных автомобилей с колесной формулой 6х6. Годом позже, 19 июня 1969-го, постановление Совмина СССР № 462 расширило типаж за счет еще одного семейства автомобилей 6х4 грузоподъемностью до 11 тонн (20 тонн в составе автопоезда против 14-16 у первого семейства). Из этого третьего семейства МосавтоЗИЛу поручили проработать всего одну модификацию – седельный тягач.
Первый опытный образец седельного тягача ЗИЛ-170В, переименованный позже в КамАЗ-5410. Не имея еще «собственного» полуприцепа, он сцеплен с «ураловским» фургоном ОдАЗ-935
Самым первым опытным образцом среди автомобилей первого семейства стал именно седельный тягач: его построили в Москве в ноябре 1968-го. Поскольку будущий завод-изготовитель еще не был определен, тягач сперва получил московское название ЗИЛ-170В. В соответствии с ТЗ, он имел 3-местную бескапотную кабину без спального места, короткую колесную базу и быстроходный дизель – V-образную «восьмерку» ЯМЗ-641. Имея рабочий объем 9,5 литров, этот агрегат развивал 210 л.с. при 3000 об/мин (для сравнения: серийные дизели ЯМЗ-238 такого рабочего диапазона не имели и выходили на максимальную мощность к 2100 об/мин). Совершенно новым узлом в практике советской автомобильной промышленности стала 10-ступенчатая трансмиссия, представлявшая собой основную 5-ступенчатую КП и расположенный перед ней 2-ступенчатый делитель с пневматическим управлением. Интересно, что в первоначальное техзадание 1968 года закладывалось автоматическое управление сцеплением, но в дальнейшем от этого пункта отказались в пользу пневмогидравлического привода от обычной педали.
Один очень короткий период времени ЗИЛ-170В ездил с аббревиатурой «СИБАЗ» на передке, поскольку будущий завод по его производству в тот период времени хотели строить в Саяногорске. Полуприцеп – судя по всему, ОдАЗ-760
Задняя тележка тягача с ведущими мостами проходного типа была рассчитана на скромную по сегодняшним меркам нагрузку: 11,5 тонн. Это обстоятельство делало возможным эксплуатацию автопоезда на всей сети советских автодорог, несущая способность которых зачастую не допускала нагрузок более 6 тонн на ось. Тем самым предопределялись и остальные весовые параметры автопоезда: грузоподъемность порядка 14 тонн в паре с двухосным бортовым полуприцепом при 8-тонной нагрузке на седло. Не обошлось в конструкции ЗИЛ-170В и без заимствований. Например, бездисковые колеса и отлитые из чугуна 5-спицевые ступицы были изготовлены по техусловиям итальянской фирмы FIAT. Их применение сулило облегчение работы по замене колес и позволяло сэкономить металлопрокат. А современную аппаратуру для пневматической тормозной системы с раздельным приводом приобрели в ФРГ у компании Westinghouse Bremsen.
КамАЗ-2Э5410 с «родным» полуприцепом-фургоном ОдАЗ-9770, 1970 г.
КамАЗ-2Э5410 + ОдАЗ-9770, 1970 г
КамАЗ-2Э5410 с бортовым полуприцепом ОдАЗ-9370, 1970 г.
Следующие два доработанных седельных тягача на МосавтоЗИЛе построили в октябре–ноябре 1970 года. Эти машины сразу несли марку КамАЗ и собственный индекс 2Э5410, который указывал на принадлежность к образцам второй опытной серии. Особенностью этих тягачей стала реконструированная кабина, которая уже обрела габариты и форму будущего серийного изделия, хотя и сохранила пока облицовку с четырьмя фарами. К этому моменту Одесским автосборочным заводом для КамАЗов были разработаны и изготовлены опытные образцы двух типов полуприцепов: бортовой ОдАЗ-9370 грузоподъемностью около 14 тонн и фургон ОдАЗ-9770, рассчитанный на 13,5-тонную нагрузку. Полная масса обоих типов полуприцепов составляла 19,1 тонны.
КамАЗ-2Э5410
А в IV квартале 1971 года из экспериментального цеха МосавтоЗИЛа вышли два опытных образца седельных тягачей КамАЗ-3Э5410. Их кабины приобрели свой окончательный вид с лаконичным 2-фарным оформлением передка, но все еще не имели спальника, о необходимости которого при каждом удобном случае зиловцам напоминали транспортники. В сравнении с образцами серии «2Э» новые тягачи изрядно «похудели», заметно приблизившись к заданным Минавтопромом проектным показателям (вес базовой модели КамАЗ-5320 не должен был превышать отметку 6800 кг). Фактически на машинах третьей серии вес ступиц удалось снизить на 30 кг, тормозных барабанов – на 20 кг, переднего бампера – на 7,7 кг, системы питания – на 19,6 кг, топливного бака – на 70 кг.
КамАЗ-3Э5410 с полуприцепом ОдАЗ-9770, 1971 г. С виду – уже почти как серийный КамАЗ, только кабина-то еще дневная!
Правда, шинники не смогли обеспечить тягачи комплектом облегченных шин: в сравнении с американскими аналогами той же размерности 9,00–20 комплект наших шин оказался тяжелее на 180 кг. Но главным новшеством тягачей серии «3Э» стали новые дизели ЯМЗ-740 с увеличенным до 10,85 л рабочим объемом. Они развивали те же 210 сил, что и прежние агрегаты модели ЯМЗ-641, но мощность эта достигалась при меньшей частоте вращения (2600 об/мин), что положительно сказывалось на долговечности. Именно чертежи тягачей КамАЗ-3Э5410 в конечном итоге были выданы на подготовку производства.
Испытания автопоезда КамАЗ-Э5410 + ОдАЗ-9370 на определение максимально возможных углов перегиба
Несколько слов о том, как проходили испытания седельных тягачей из первого семейства. Все опытные образцы первой серии, включая самосвал и бортовые грузовики, подвергались лабораторно-дорожным и пробеговым испытаниям, наездив до 250 тысяч километров. Что касается конкретно седельного тягача ЗИЛ-170В (постфактум переименованного в КамАЗ-Э5410), то он первым из всего семейства выполнил всю программу испытаний на долговечность и в начале 1972 года был списан, а затем передан на автомобильную кафедру Казанского авиационного института для обучения специалистов будущего автозавода. Тягачи второй серии в первую очередь прошли заводские испытания, которые включали в себя пробеговые, прочностные, тематические, а также специальные испытания по проверке эффективности изменений, внедренных после изучения автомобилей первой серии. Пробеговые испытания проводились на скоростной дороге автополигона НАМИ, на булыжном шоссе в районе Углича, на грунтовых дорогах в районе Евпатории и на горных дорогах по маршруту Алушта–Ялта–Симферополь. Там же, на горных серпантинах Крыма, проходили и тормозные испытания.
Автопоезда КамАЗ-2Э53202 с прицепом ГКБ-8350 и КамАЗ-2Э5410 с полуприцепом ОдАЗ-9770 во время испытаний тормозов на трассе Ялта-Алушта, лето 1971 года
К концу 1971 года тягачи КамАЗ-2Э5410 прошли примерно по 60 тысяч километров, после чего были переданы для эксплуатационных испытаний на 16-й автокомбинат Главмосавтотранса. Там на межреспубликанских перевозках до середины 1972 года они «набегали» еще столько же. Вместе с серийными тягачами МАЗ-504А они совершали рейсы в Тбилиси, Ереван, Одессу, Волгоград, Таллин, Ригу, Сочи, Тольятти. А к концу 1973 года пробеги у автомобилей серии «2Э» уже достигали от 150 до 200 тысяч километров.
Автопоезда КамАЗ-2Э5410 + ОдАЗ-9770 (слева) и КамАЗ-2Э53202 + ГКБ-8350 на эксплуатационных испытаниях на 16-м автокомбинате Главмосавтотранса. Рядом с МАЗ-200 они смотрелись просто как космические корабли!
Здесь уместно будет сделать небольшую ремарку о юридической и экономической стороне организации подобных эксплуатационных испытаний. Для многих это может показаться удивительным, но опытные тягачи передавались перевозчикам на возмездной основе – как бы сдавались в аренду. За пользование автопоездами эксплуатирующая организация переводила автозаводу амортизационные отчисления в размере 0,5% сметной стоимости за каждые 1000 км пробега. А эта самая сметная стоимость опытного образца была весьма внушительной – 65600 рублей, и эту сумму Главмосавтотранс должен был полностью возместить в случае утраты автомобиля в результате ДТП или иного инцидента. И еще один любопытный факт. Согласно договору между транспортниками и заводом, опытные автопоезда в процессе эксплуатационных испытаний должны были проезжать не менее 10 тысяч километров в месяц. Однако фактически оговоренный пробег набирать никак не удавалось, поскольку после каждой разгрузки в союзных республиках машины стабильно простаивали по 3-4 дня в ожидании обратной загрузки. Так что к делу в итоге пришлось подключать Министерство автомобильного транспорта, выпустившее специальное распоряжение загружать КамАЗы в первую очередь, без простоев.
КамАЗ-2Э-5410 + ОдАЗ-9370, на заднем плане виден еще не списанный КамАЗ-Э5410
В целом даже самые первые опытные образцы КамАЗов показали себя вполне работоспособными и довольно удачными по конструкции автомобилями. Водители автотранспортных предприятий, которым доводилось поработать на них некоторое время, безоговорочно ставили их на ступеньку выше, чем серийные тягачи МАЗ-504А того же тоннажа. Единогласно отмечалось, что у КамАЗов более теплая и более тихая кабина, более плавный ход, более высокая проходимость, лучшая динамика (в том числе благодаря трансмиссии с делителем). По трудоемкости технического обслуживания КамАЗ также был предпочтительнее за счет увеличенных межсервисных интервалов и меньшего количества точек смазки. Максимальный суточный пробег по условиям усталости все водители оценили примерно одинаково: 400-500 километров за световой день за рулем МАЗа и 600-700 километров на КамАЗе. А из пожеланий, которые высказывались в адрес автозавода чаще всего, можно отметить необходимость внедрения кабины со спальным местом и еще более мощного двигателя.
КамАЗ-2Э-5410 + ОдАЗ-9370 на грунтовой дороге. Вот такие условия эксплуатации и объясняют, почему для КамАЗов величина нагрузки на ось была ограничена всего лишь шестью тоннами
Разумеется, не обошлось на испытаниях и без выявления проблем. Слабым местом первых опытных КамАЗов оказался дизель ЯМЗ-641. Крайне несовершенной показала себя его система охлаждения – без термостата, со слишком слабеньким водяным насосом и постоянно вращающимся вентилятором. В результате при движении в гору мотор постоянно был на грани перегрева, а при движении вниз по серпантину слишком остывал даже в жару. Высокие обороты на режиме максимальной мощности плохо сказывались на экономичности и вели к ускоренному износу деталей цилиндропоршневой группы. В итоге именно невысокая долговечность и стала главной проблемой 9,5-литровых дизелей. Так, за время эксплуатационных испытаний в Главмосавтотрансе вышли из строя двигатели на обоих КамАЗах-2Э5410. У первого тягача с фургоном ОдАЗ-9770 во время рейса Москва–Ужгород 7 декабря 1971 года в Киевской области стал прослушиваться стук поршня, началось сильное дымление через сапун. В районе города Корец Ровненской области автопоезд окончательно встал, в масло пошла вода. К месту поломки выехала ремонтная бригада из механиков МосавтоЗИЛа и ЯМЗ. В период с 9 по 14 декабря в полевых условиях, прямо на улице, в снегопад, двигатель был перебран (потребовалась замена поршневой группы в левой половине блока цилиндров). В обратный рейс автопоезд для обкатки пошел порожняком, но расход масла у него доходил до 7 л/100 км, что делало невозможной дальнейшую эксплуатацию. Поэтому сразу по прибытии в Москву проблемный мотор заменили аналогичным новым. В апреле 1972-го, после пробоя прокладки головки блока цилиндров, потребовал большого ремонта и двигатель второго тягача КамАЗ-2Э5410, который эксплуатировался в паре с бортовым полуприцепом ОдАЗ-9370.
КамАЗ-3Э5410 + ОдАЗ-9370 на автополигоне НАМИ в процессе определения маневренности автопоезда
Активная фаза заводских испытаний тягачей КамАЗ-3Э5410 (уже с новыми моторами ЯМЗ-740) продолжалась с декабря 1971-го по сентябрь 1972 года. В декабре и январе они работали в Москве при температурах до –30 градусов, затем ходили по дорогам автополигона НАМИ: с февраля по апрель – по скоростной дороге, в феврале-марте и июле-августе – по «грунтовке» (6 тысяч километров), а в апреле, августе и сентябре – по «булыжке» (еще 10 тысяч). В мае-июне, во время перерыва между этапами полигонных испытаний, автопоезда успели съездить на юг, пройдя 10 тысяч километров по маршруту Москва-Воронеж-Ростов-Краснодар-Джугба-Туапсе-Тбилиси-Баку-Красноводск и обратно. Попутно на Кавказе, на трассе Туапсе-Сочи, был проведен и цикл горных испытаний. Чуть раньше, в апреле, один из тягачей по запросу секретаря парткома строящегося Камского автозавода съездил в Казань и Набережные Челны для участия в первомайской демонстрации (об этом у нас была отдельная статья). А в августе другой тягач вновь ездил в район Красноводска и Небит-Дага для проведения климатических испытаний при температурах свыше 40 градусов. Никаких претензий к работе системы охлаждения при этом не возникло.
КамАЗ-3Э5410 + ОдАЗ-9770 на зимней дороге автополигона НАМИ в 1972 году
В 1974 году автопоезда КамАЗ-3Э5410 + ОдАЗ-9770 выглядели уже весьма «уставшими»
Успешный ход испытаний автомобилей серии «3Э» с 10,85-литровыми дизелями ЯМЗ-740 позволил в октябре 1972 года поставить точку в судьбе 9,5-литровых дизелей серии ЯМЗ-641: от них окончательно решили отказаться. После этого на все остававшиеся в строю машины серий «Э» и «2Э» также установили новые 10,85-литровые агрегаты. Сразу после «апгрейда» седельные тягачи КамАЗ-2Э5410 и КамАЗ-3Э5410 отправили на дмитровский автополигон для проведения пробеговых испытаний в форсированном режиме на долговечность. Они завершились в июне 1974 года, полностью подтвердив заявленный ресурс автомобилей КамАЗ в объеме 300 тысяч километров.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/mmariya/kak … 4697dd20d0