БТР-60П

Колесный бронетранспортер

НАЗВАНИЕ
- сокращенное: БТР-60П
- заводское: ГАЗ-49

РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Разработка бронетранспортера началась в КБ ГАЗ в 1956 году.
Главный конструктор В.А. Дедков.
Опытный образец появился в 1959 году.
Принят на вооружение 13.11.1959 года.
Серийное производство с 1960 по 1963 годы на Горьковском автомобильном заводе.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t63054.jpg БТР-60П (ГАЗ-49)
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t289609.png БТР-60ПА (ГАЗ-49А)
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t417338.jpg БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б)

МОДИФИКАЦИИ
БТР-60П (ГАЗ-49) – 1959 г., серийный БТР с открытым корпусом. Производился с 1960 г.
БТР-60ПА (ГАЗ-49А) – 1963 г., серийный БТР с герметичным боевым отделением  и броневой крышей.
БТР-60ПА-1 - 1965 г., серийный БТР с усовершенствованными агрегатами двигателя.
БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б) – 1964 г., серийный БТР с конической башней и пулемётной установкой. Серийное производство с 1966 г.
БТР-60ПБК – 1975 г., командирский БТР (командира мотострелкового батальона);
БТР-60ПБ – 1966 г., опытный БТР с увеличенной до 250 л.с. мощностью двигателя (ГАЗ-99);
БТР-60ПЗ (БТР-60ПВК) -  1976 г., опытный БТР с увеличенными углами обстрела из пулемётной установки;
БТР-60ПБД – 2002 г., опытный БТР оснащённый дизельным двигателем и башенной установкой от БТР-80А.

Машины на базе БТР-60:
15Я56 - машина боевого поста охраны войск РВСН.
1В18 «Клен-1» и 1В18-1 – машина командира батареи комплекса управления 1В17 «Машина-Б».
1В19 «Клен-2» и 1В19-1 – машина командира дивизиона комплекса управления 1В17 «Машина-Б».
БТР-60ПУ – 1965 г., машина управления.
БТР-60ПУ12 (9С482) – 1967 г., подвижный командный пункт подразделений ПВО СВ.
ПУ12М (9С482М) – 1972 г., подвижный командный пункт подразделений ПВО СВ.
Р-118АМ3 – машина управления.
Р-137Б - машина управления.
Р-140БМ - машина управления.
Р-145 «Чайка» - машина управления.
Р-145БМ «Чайка БМ» - машина управления.
Р-145БМ2 «Чайка БМ» - машина управления.
Р-156БТР – машина управления.
Р-161Б – машина управления.
Р-409БМ – машина управления.
П-238БТ – полевая телефонная станция.
П-239БТ – полевая телефонная станция.
П-240БТ – полевая телефонная станция.
П-241БТ – полевая телефонная станция.
БТР-60ЛБГС – укладчик полевого телефонного кабеля.
З-351БР – зарядная станция.
БТР-60ВВС - подвижный командный пункт ВВС.
Р-975, Р-975М, Р-975М1 – машины управления авиацией.
Р-145АКЛ1 и Р-145АКЛ2 - ???
БТР-60НЗ(Б)Л и БТР-60НЗ(Б)М, БТР-60ББС - ???
МТП-2 – 1972 г., машина технической помощи.

Румынские модификации:
ТАВ-71 – аналог БТР-60П, 1965 г.
ТАВ-71М – аналог БТР-60ПБ, 1972 г.

Другие зарубежные модификации:
- БТР-60ПБК – 1985 г., БТР командира батальона с модернизированной радиоаппаратурой (Финляндия)
- Р-145БМ – 1985 г, КШМ с модернизированной радиоаппаратурой (Финляндия)4
- БТР-60П – ЗСУ, со смонтированным спаренным зенитным орудием Vz.53/59 чехословацкого производства (Куба);
- TAB-71AR – самоходный миномёт - 82-мм миномёт обр.1937 г. установлен в корпусе (Румыния);
- TERA-71 - машина технической помощи (Румыния);
- TERA-71L - машина технической помощи (Румыния);
- TAB-71 AR1 450 - командно-штабная машина (Румыния);
- TAB-71 AR1 451 - командно-штабная машина (Румыния);
- TAB-71 AR1 452 - командно-штабная машина (Румыния).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Бронетранспортер имел компоновку с двумя независимыми силовыми агрегатами и трансмиссиями, представлявшими возможность передвижения на одном двигателе с двумя поврежденными колесами. В кормовой части открытого сварного корпуса параллельно размещались два 90-сильных мотора, работавшие с собственными 4-ступенчатыми коробками передач. Правый двигатель приводил первый и третий мосты, а также 4,5-тонную лебедку. Левый – второй и четвертый. Водометный движитель мог работать от любого двигателя. Односкатные колеса снабжались вальными колесами, герметичными тормозами, торсионной подвеской и системой подкачки шин

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- боевая масса – 9,8 т;
- длина – 7220 мм;
- ширина – 2906 мм;
- высота – 2105 (2375) мм;
- клиренс – 475 мм;
- двигатель – 2×ГАЗ-40П;
- максимальная мощность двигателя – 2×90 л.с;
- максимальная скорость – 80 км/ч;
- скорость на плаву – 10 км/ч;
- запас хода – 500 км;
- запас топлива – 290 л;
- бронирование, лоб корпуса – 6-10 мм;
- экипаж – 2 (14) чел;
- радиостанция – Р-113.

Преодолеваемые препятствия:
- подъем – 30 град;
- крен – 25 град;
- ров – 2,0 м;
- стенка – 0,6 м.

Вооружение:
7,62-мм пулемет СГМБ:
- наибольшая прицельная дальность стрельбы – 2300 м;
- темп стрельбы – 600-700 выстр/мин;
- питание пулемета – ленточное;
- число патронов в ленте – 250 шт;
- вес пулемета – 14 кг;
- вес пулемета с установкой – 27 кг;
- боевой вес пулемета с магазином, снаряженным лентой с патронами – 38 кг.
- боекомплект - 1250 патронов (5 патронных коробок).

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- Руководство по материальной части и эксплуатации колесных бронетранспортеров БТР-60П, БТР-60ПА, БТР-60ПА-1. – М. Воениздат. 1970 г.
- Обозрение отечественной бронетанковой техники. А.В. Карпенко. 1996 г.
- Энциклопедия военных автомобилей. Е.Д. Коченев. 2006 г.