ЯАЗ-214

Этот 7-тонный многоцелевой бортовой автомобиль стал первым советским тяжелым полноприводным дизельным армейским грузовиком с колесной формулой 6x6, предназначенным в первую очередь для использования в военном деле. Первые опытные образцы ЯАЗ-214 с пробным 205-сильным двигателем ЯАЗ-206Б, кабиной от модели ЯАЗ-210 и задними двускатными колесами появились еще в 1951 году, но внедрение столь сложной машины сдерживалось работами по дорожным народнохозяйственным бортовым грузовикам и самосвалам. Только в 1956 году удалось приступить к серийному производству обновленного варианта, который заменил в вооруженных силах обе предыдущие базовые машины ЯАЗ-200 и ЯАЗ-210, став основной тяжелой транспортной базой Советской Армии.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t542883.jpg

Конструктивно автомобиль ЯАЗ-214, разработанный под руководством главного конструктора В. В. Осепчугова, представлял собой переходную модель от ЯАЗ-210 к новому поколению. На нем впервые для такого класса грузовиков были использованы более мощный 6-цилиндровый двухтактный дизель ЯАЗ-М206Б мощностью 205 л.с. с новыми топливными форсунками, который затем монтировался на машине ЯАЗ-219, пневматический усилитель рулевого механизма и односкатные бездисковые колеса с одинаковым размером колеи (2030 мм) и 18-слойными шинами низкого давления 15,00 – 20, обеспечивавшими дорожный просвет 360 – 380 мм. Кроме того, грузовик был оборудован двухступенчатой раздаточной коробкой, отключаемым передним мостом и индивидуальным приводом обоих задних мостов. Передняя главная передача была заимствована от грузовика ЗИС-150, задних мостов – от ЯАЗ-200. При необходимости 3-местная кабина оснащалась креплениями для оружия членов экипажа, медицинской аптечкой, огнетушителями и шанцевым инструментом. Сварная металлическая грузовая платформа длиной 4565 мм оборудовалась решетчатыми бортами высотой 935 мм и задним откидным бортом, продольными скамьями на 18 человек личного состава, тентом и двумя ящиками для хранения инструмента и цепей противоскольжения. Спереди под ней между лонжеронами клепаной рамы помещалась 12-тонная лебедка с горизонтальным барабаном с приводом от коробки отбора мощности и выводом троса длиной 55 м вперед и назад. Внешне от предыдущего поколения грузовик отличался формой расширенной кабины, крыльев и плоской облицовкой радиатора от ЯАЗ-219 с горизонтальными жалюзи и защитной решеткой. Два запасных колеса помещались вертикально за кабиной и были оборудованы ручными подъемниками. На машине использовалось 12-вольтовое электрооборудование. Общая вместимость двух топливных баков достигала 450 л, что определяло средний запас хода 650 км. Автомобиль с колесной базой 4600+1400 мм имел снаряженную массу 12,3 т, в разных дорожных условиях мог буксировать прицепы массой от 5 до 15 т (в отдельных случаях – до 50 т) и развивал на шоссе скорость 55 км/ч, расходуя в разных условиях эксплуатации от 70 до 135 л топлива на 100 км. Он преодолевал 30-градусный подъем, броды глубиной 1 м и снежную целину толщиной 0,6 м.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t879346.jpg

В процессе приемочных испытаний грузовики ЯАЗ-214 комплектовали малогабаритными арочными шинами, но в производство этот вариант не пошел. Для установки специальных военных надстроек на заводе разработали систему специальных шасси 214Ш со специальной комплектацией. Например, в 1956 – 1957 годах была собрана ограниченная партия шасси 214Ш-7 для монтажа перспективных систем ракетного вооружения. Машина снабжалась усиленными агрегатами, лебедкой, передним сцепным приспособлением, боковыми ограничительными брусьями и валами отбора мощности для привода оборудования специальных надстроек. По военным заказам в единичных экземплярах завод собирал седельные тягачи ЯАЗ-214 с опорно-сцепным устройством от машин МАЗ-200В. До 1959 года было выпущено 1265 автомобилей ЯАЗ-214, а после переноса производства в Кременчуг до 1963 года их выпускали под маркой КрАЗ-214.

https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t827629.jpg 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вес автомобиля – 11500 кг;
Вес агрегатов:
- двигатель без оборудования – 1060 кг;
- двигатель с оборудованием и сцеплением – 1280 кг;
- коробка передач – 220 кг;
- раздаточная коробка – 400 кг;
- карданный вал – 205 кг;
- передний мост в сборе – 750 кг;
- рама – 1200 кг;
- кузов с тентом и дугами – 1015 кг;
- кабина 463 кг.
Грузоподъемность по грунтовым дорогам и бездорожью – 7000 кг.
Наибольший вес буксируемого прицепа с грузом, кг:
- на шоссе (на дорогах с твердым покрытием) - 50000
- на грунте (минимальный) - 5000
- на грунте – 10000
Габаритные размеры:
- общая длина 8,53 м;
- ширина – 2,7 м;
- высота по кабине – 2,88 м;
- высота по тенту без нагрузки – 3,17 м.
Внутренние размеры платформы:
- длина – 4,565 м;
- ширина – 2,49 м;
- высота с решетками – 0,935 м;
- погрузочная высота платформы – 1,65 м.
Колея – 2,03 м.
База – 5,3 м.
База задней тележки - 1,4 м.
Радиус поворота – 14 м.
Двигатель - дизельный двухтактный ЯМЗ-206Б (ЯАЗ-М206Б)
Рабочий объем двигателя – 6970 куб.см.
Мощность двигателя при 2000 об/мин – 205 л.с.
Число цилиндров – 6.
Диаметр цилиндра – 108 мм.
Ход поршня – 127 мм.
Степень сжатия – 17,0.
Емкость топливных баков – 2×255 л.
Наибольшая скорость с полной нагрузкой:
- без прицепа (на асфальте с ограничителем) – 55 км/ч;
- с прицепом – 40 км/ч.
Средний расход топлива с полной нагрузкой на шоссе, л / 100 км:
- без прицепа при средней скорости 45 км/ч – 70 л;
- с прицепом весом 15,5 т. при средней скорости 40 км/ч – 86 л;
- с прицепом весом 50,0 т при средней скорости 30 км/ч – 135 л.
Запас хода на одной заправке с полной нагрузкой на шоссе (без прицепа) – 650 км.
Преодолеваемые препятствия:
- наибольший угол подъема без прицепа – 30 град;
- наибольшая глубина брода с твердым дном – 1 м;
- глубина снега (без прицепа) – 0,6 м;
- глубина кюветы- 0,85 м.
Число мест:
- в кабине, включая место водителя – 3;
- на платформе – 18.

https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t591370.jpg