НАМИ–ЛАЗ–750 Электрический фургончик
Кроме опытов с использованием твёрдого топлива на автомобильном транспорте, а так же газотурбинных двигателей, в НАМИ проводились и разработки работающих на электрической тяге машин. Причиной этому послужила нехватка традиционного топлива в послевоенном СССР, а так же стремление специалистов института отработать новые технологические и конструкторские решения в целях создания новых, более экономичных и эффективных конструкций транспортных средств.
В рамках таких опытно-исследовательских работ в 1948 в НАМИ спроектировали и создали экспериментальную партию электромобилей НАМИ-750, имевших грузоподъёмность 0,5 тонн и три автомобиля НАМИ-751, имевших грузоподъёмность 1,5 тонн. Проведя опытную эксплуатацию этих автомобилей, руководство советской автомобильной промышленности решило запустить электромобили в серию на ЛАЗе. Исполняя это решение, коллектив завода изготовил в 1951 году партию из 20-ти этих машин. Их выпуск курировал один из авторов проекта НАМИ-750 – кадровый сотрудник института А.С.Резников.
НАМИ–ЛАЗ–750, помимо грузоподъемности, имел и внешние отличия от своего собрата.
Коллектив инженеров-конструкторов при работе над первыми электромобилями НАМИ отработал большое количество конструкторских идей и применил в их конструкции множество нестандартных технических решений. Так каркас кузова создали из профилей, изготовленных из алюминия, а раму автомобиля сделали в виде пространственной фермы. Для осуществления операций погрузки и выгрузки грузов в кузове установили с правой стороны два люка, в открытом положении выдвигавшиеся под крышу. НАМИ-751 кроме того имел ещё и дополнительную заднюю дверь.
Двигатели на экспериментальных электроходах установили оригинальные, разработанные в институте. НАМИ-750 имел мотор мощностью 2х2,85кВт, а НАМИ-751 - 2х4,0кВт. В качестве источников питания конструкторы использовали свинцовые батареи, а при создании их на Львовском автомобильном заводе эти батареи были заменены на железоникелевые.
Электромобили имели максимальную скорость 30-36 км/ч и запас хода 55-70 км. Визуально их можно было отличить по передним дверям, а так же колёсным нишам. Так двери НАМИ-750 имели две панели, установленные между каркасными элементами, НАМИ-751 имел три таких элемента. Кроме того, 750-я модель имела значительно отстоящую от колёсной ниши дверь, а у 751-ой она до неё доходила. Автомобили имели очень интересную дизайнерскую деталь – одну большую переднюю фару в середине облицовки переда машины.
По результатам испытаний первой партии советских электромобилей, руководство автомобильной отрасли страны признало их невостребованными заказчиками и потому неперспективными, а ЛАЗу вместо их производство поручили выпуск автомобильных кранов АК-32 и ЛАЗ-690. Уже изготовленные НАМИ-ЛАЗ-750 отправили на работу в качестве почтовых фургонов в Москву и Ленинград, где они и проработали до полной выработки технического ресурса.
Источник: http://autohis.ru/sovietauto/nami-histo … onchik.php