001

Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



НАМИ-058

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

НАМИ-058

    http://sd.uploads.ru/t/Gnzea.jpg

Весной 1958 года, в рамках проведения работ по созданию высокопроходимых грузовых автомобилей и на основании технического задания Министерства обороны СССР, отдел автомобилей высокой проходимости НАМИ занялся созданием имеющего четыре оси и не имеющего капота автомобилем-шасси НАМИ-058 колёсной формулой 8х8. Машина должна была иметь грузоподъёмность 8 – 9 тонн для установки на ней тяжёлого вооружения. Руководил созданием вездехода Н. И. Коротоношко, непосредственное руководство коллективом инженеров-конструкторов осуществлял П. А. Лобунский.

В техническом задании было указанно, что автомобиль-шасси должен быть максимально унифицирован с действующими уже серийными моделями, поэтому в его конструкции было так много узлов от грузового автомобиля «Урал-375». В частности конструкторы использовали от него в разной степени доработанные тормоза, подвеску, тормоза и иные узлы. Так применили и некоторые детали от автомобилей, выпускавшихся Ярославским, Московским и Минским автозаводами. Двигатель автомобиля-шасси и трансмиссия были заимствованы у артиллерийского тягача среднего класса АТ-С, имевшего гусеничный движитель.

Имелись в конструкции НАМИ-058 так же оригинальные детали и узлы, как то: штампованная рама из имевших два слоя лонжеронов от «Урала», собранная на болтах; имеющая две ступени раздаточная коробка, которая оснащалась симметричным межосевым дифференциалом, позволявшим при помощи пневматики переключать блокировку колёс. Машина была оснащена двумя разделёнными одноместными металлическими кабинами, имевшими панорамные лобовые стекла и крыши из пластика. Разместили их по бокам моторной установки с целью помещения между ними головной части ракеты, которую планировалось в составе пусковой установки смонтировать на НАМИ-058. Радиаторная решётка была вертикальной и встраивалась вертикально в плоскую переднюю облицовочную панель. Световые приборы тягача выполнили методом верхнего расположения. Низкобортная цельнометаллическая грузовая платформа имела откидной задний борт и тент, при этом в её конструкции использовали части от кузовов «Уралов». Изготовленный специалистами НАМИ первый опытный образец автомобиля-вездехода увидел свет в 1960 году на производственной площадке собственного Завода опытных конструкций.

Инженеры поместили модернизированный дизель В-54Т V12 объёмом 38.9 литра и 275 лошадиных сил, спереди. Силовой агрегат, как мы писали уже выше, взяли от артиллерийского от тягача АТ-С. Он имел неслыханный по тем временам крутящий момент 130 кгм и вес 980 килограмм. Кроме того, от этого тягача так же взяли сухое сцепление и пятиступенчатую механическую КПП. Друговой автомобиль - «Урала-375 дал новинке почти все детали ходовой части: рулевой механизм усиленный гидравлическими усилителями, мосты, барабанные тормоза, имевшие один скат колёса, оснащённые системой подкачки воздуха во время движения.

Передние мосты машины сделали управляемыми одиночными. Они были подвешены раздельно полуэллиптических рессорах, оснащённых гидравлическими амортизаторами и были абсолютно идентичны переднему мосту классического высокопроходимого грузовика «Урала-375», от которого инженеры НАМИ так же взяли заднюю тележку на рессорно-балансирной подвеске. Заимствование узлов и механизмов у других грузовиков и вездеходов продолжилось установкой на автомобиль-шасси стояночного тормоза от грузового автомобиля ЯАЗ-214 и карданных валов от от ЗИЛ-164 и МАЗ-200. Тягач имел два топливных бака общим объёмом 400 литров.

Испытания этого армейского автомобиля-тягача проходили в Московской области, а так же в нкоторых областях Юга страны. Для этого на автомобиль установили широкопрофильные шины размером 1200x500-508, а так же ряд доработанных узлов. Кроме обычного сухопутного варианта тягача существовал и плавающий его вариант. Кроме того конструкторским бюро завода «Баррикада» создало проект размещения на базе НАМИ-058 пусковой установки БР-226-III ракетного комплекса «Луна», однако дальше чертежей этот проект не продвинулся.

Автомобиль имел дорожный просвет 410 миллиметров и колёсную пару 4 200 миллиметров. Весил автомобиль от 10 800 до 11 952 килограмм, полная же нагрузка составляла 18,9 – 20,0 тонн. Тягач буксировал прицеп 10 тонн со скоростью по шоссе 70 км/ч и по бездорожью 28 км/ч. Радиус поворота машины составлял 11 метров. Расходовала она 50 литров на 100 километров.

Летом 1961 года НАМИ-058 представили руководству Министерства обороны СССР, которое отправило его на сравнительные испытания на полигон 21 НИИИ. В них участвовали так же автомобили Московского, Брянского автозаводов и грузовик И-210 и детище конструкторов института по большинству параметром им проиграло. Поэтому в серию запустили шасси ЗИЛ-135Л, а НАМИ-058 отправили на доработку, которая привела к созданию совершенно нового автомобиля-тягача.

Источник: http://autohis.ru/sovietauto/nami-history/nami-058.php

2

НАМИ-058: первый четырехосный Урал

Во второй половине 1950-х годов в Научном автомобильном и автомоторном институте (НАМИ), в отделе автомобилей высокой проходимости, шли активные работы в области создания целого семейства унифицированных грузовиков с колесными формулами 4х4, 6х4, 6х6, 8х4, 8х8. Осваивать всю эту технику планировалось на Уральском автомобильном заводе имени Сталина взамен грузовиков типа ЗИС-5. Все задуманные в семействе машины были разработаны и построены в виде опытных образцов, однако серийными из них было суждено стать всего двум моделям: грузовик типа 6х6 превратился в знаменитый Урал-375, а грузовик 6х4 – в Урал-377. Со временем здесь на канале "МАШИНА" появятся рассказы обо всех машинах из того унифицированного семейства, а сейчас – пост о самой большой из них: «четырехоске» НАМИ-058.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t63486.jpg
НАМИ-058

В 1950-х годах и вооруженные силы, и народное хозяйство испытывали острейший дефицит в тяжелых полноприводных грузовых автомобилях, способных выполнять функции тягача прицепов-тяжеловозов. Поэтому, едва только сформировалась конструкция Урал-375, по настоянию Министерства обороны в НАМИ развернули работы над автомобилем типа 8х8, который базировался бы на тех же самых агрегатах ходовой части. Уже в июне 1958-го конструкторы института согласовали с военными все тактико-технические требования к перспективной «четырехоске», получившей индекс НАМИ-058, а в октябре того же года получили согласие на постройку опытного образца. Спустя год с небольшим, в первой половине 1960-го, «ноль пятьдесят восьмой» впервые выехал из цехов Завода опытных конструкций НАМИ.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t994308.jpg
Таким в 1957 году в НАМИ видели перспективное семейство автомобилей многоцелевого назначения на базе узлов вездехода Урал-375: левый столбец – армейские грузовики 6х6, 8х8 и 4х4, правый столбец – народнохозяйственные автомобили 6х4 и 8х4

https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t587791.jpg
НАМИ-058

Основой НАМИ-058 служила оригинальная лонжеронная рама, поставленная на ведущие мосты типа Урал-375. Задняя тележка была позаимствована у «триста семьдесят пятой» машины целиком, вместе с рессорно-балансирной подвеской. А вот передняя тележка, хоть и имела такую же колесную базу (1400 мм), состояла из пары мостов с индивидуальной подвеской, на рессорах и рычажных амортизаторах от МАЗ-200.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t675441.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t475648.jpg

Внешне НАМИ-058 выделялся весьма странного вида кабиной. Точнее, кабин было целых две: по бокам от двигателя располагались два «скворечника», каждый из которых вмещал одного человека. Общаться друг с другом они могли только посредством самолетного переговорного устройства СПУ-7 с наушниками и ларингофонами. Такая компоновка была выбрана по единственному соображению – с прицелом на укладку между кабинами баллистической ракеты. Спереди к кабинам был пристыкован метровый капот, под которым размещался технологический отсек с радиатором, вентилятором, воздушными фильтрами и рулевым редуктором. Весь этот передок был позаимствован у гусеничного тягача АТ-С, а потому совершенно не увязывался с кабинами ни стилистически, ни даже геометрически, будучи существенно более узким.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t635459.jpg

Впрочем, оперение именно от гусеничного тягача оказалось здесь тоже отнюдь не случайно. В арсенале советской автомобильной промышленности не было ни одного двигателя, который по своим показателям подходил бы для НАМИ-058. Так что к «четырехоске» пришлось вынужденно приспосабливать 12-цилиндровый дизель В-54Т от того самого тягача АТ-С. Этот агрегат мощностью 275 л.с. представлял собой дальнейшее развитие дизеля В-2, который в свое время применялся еще на танках Т-34. Благодаря широкому использованию алюминиевых сплавов танковый дизель был довольно легким (менее тонны), что и предопределило возможность его применения на автомобиле. Кроме двигателя, у тягача АТ-С также позаимствовали предпусковой подогреватель, пневматическое пусковое устройство, электрооборудование, сцепление и ряд деталей коробки передач.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t459257.jpg
Тягач АТ-С

Раздаточную коробку с блокируемым межосевым дифференциалом пришлось спроектировать заново. Карданную передачу для НАМИ-058 собрали из деталей сразу трех советских грузовиков – ЗИС-150, МАЗ-200 и Урал-375. Рулевое управление воздействовало на колеса передней тележки и имело два «ураловских» гидроусилителя. Рабочие тормоза, как и на грузовике Урал-375, сохранили пневмогидравлический привод. Но если вся гидравлическая часть привода сохранилась от Урала, то пневматическую часть пришлось компоновать уже из узлов грузовика МАЗ-200.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t453202.jpg

В течение года с момента постройки НАМИ-058 проходил доводочные испытания, а затем был передан Министерству обороны для сравнительных испытаний с новейшими «четырехосками» БАЗ-930 и ЗИЛ-135Л. Не выдержав всей программы, НАМИ-058 был досрочно снят с испытаний в марте 1962 года из-за несовершенства конструкции и низкой надежности.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t124307.jpg

У машины вскрылись множественные недостатки по эргономике и удобству обслуживания. К зажатому меж двух кабин двигателю было практически невозможно подобраться для ремонта. Водителю в малюсенькой кабине было тесно, шумно, а зимой еще и холодно, поскольку отопителя в ней не было. В коробке передач то не выключалась одна передача, то включались сразу две. Из-за плохой защиты от грязи подклинивали подшипники на валах педалей сцепления и тормоза. В результате педали или совсем не возвращались в исходное положение, или при нажатии на одну педаль «автоматически» выжималась и вторая. А в рулевом управлении из-за конструктивной недоработки со временем возникал гигантский люфт, достигавший 180 градусов.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t484349.jpg
НАМИ-058 буксует на выезде из оврага с откосом крутизной 30 градусов. Эта попытка привела к поломке от перегрузок зубьев редуктора заднего моста

https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t530756.jpg
НАМИ-058 преодолевает окоп шириной 1,2 м

По плавности хода НАМИ-058 уступил и вездеходу БАЗ-930 с независимой подвеской всех колес, и вездеходу ЗИЛ-135Л, который вовсе не имел упругой подвески на двух центральных парах колес. Низкооборотистый дизель от гусеничного тягача, несмотря на чудовищный по автомобильным меркам рабочий объем (38,8 литров!), не смог обеспечить приемлемой интенсивности разгона.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t701487.jpg
НАМИ-012 преодолевает двухметровый овраг

Что касается проходимости, то НАМИ-058 мог работать там, где уже «сдавались» Урал-375 или ЯАЗ-214, но вездеходам ЗИЛ-135Л и БАЗ-930 он проигрывал очень сильно. Поэтому военные специалисты порекомендовали увеличить клиренс, установить межколесные блокировки и применить широкопрофильные шины. Последнее мероприятие заодно решило бы и проблему со склонностью к опрокидыванию: НАМИ-058 заваливался на бок уже на 33-градусном уклоне (для сравнения: самому «кувыркучему» из всех советских серийных грузовиков – ГАЗ-63 – для опрокидывания нужен был крен в 34 градуса).
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t426281.jpg
Эпизод испытаний на размытой грунтовой дороге: НАМИ-058 потерял способность к дальнейшему продвижению вперед, но смог самостоятельно выбраться задним ходом

В общем, уже к середине испытаний стало очевидно, что институту НАМИ нужно начинать разработку грузовика 8х8 фактически заново, оставив от первоначального варианта лишь кинематическую схему трансмиссии и «ураловские» ведущие мосты, вокруг которых, собственно, и создавался НАМИ-058. Поэтому после очередной серьезной поломки бесперспективную машину решили более не ремонтировать и сняли с испытаний. Работа же по кардинальному пересмотру проекта «058» позднее действительно была проделана: ее результатом стала постройка в 1964 году опытного вездехода НАМИ-058Т.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t162679.jpg
НАМИ-058 в сцепке с пушкой Д-20 застрял в снежной целине 60-сантиметровой глубины

Автор: Николай Марков специально для канала "МАШИНA"

Источник: https://zen.yandex.ru/media/mmariya/nam … 00a9eda3cc