ГАЗ-А
Автомобиль ГАЗ А — советский автомобиль среднего класса с открытым 4-дверным 5-местным кузовом типа фаэтон.
История создания автомобиля ГАЗ-А
Копия автомобиля Ford-A, выпущеного по лицензии.
Советское правительство в 1932 году купило у американской компании Ford Motor Company документацию и оборудование на производство данной модели автомобиля.
ГАЗ-А был первым советским легковым автомобилем массовой конвейерной сборки. Выпускался Горьковском автомобильном заводе с 1932 по 1936 год и на московском заводе КИМ с 1933 по 1935 год.
Автомобиль ГАЗ-А
8 декабря 1932 года собрали первые две машины. Всего же с конвейера заводов сошло 41 917 машин.
Будучи первым советским автомобилем массовой сборки он чаще всего использовался в армии как штабной автомобиль, санитарное или ведомственное авто, а также такси и очень редко попадал в частные руки.
Появление именно этой машины, стало началом организованного таксоизвоза.
Так как потребность в этом автомобиле была очень велика, то параллельно освоили его выпуск на московском заводе КИМ.
Горьковские специалисты, с самого начала творчески подошли к заимствованию, и внесли в автомобиль несколько значительных изменений в сравнении с прототипом — например, усилили картер двигателя и сцепление.
История ГАЗ-А удивляет коротким жизненным циклом автомобиля. В 1936 г. на конвейере его сменила следующая модель — ГАЗ-М1, а затем его начали изымать из обращения по распоряжению правительства.
В Москве и Ленинграде их даже запретили эксплуатировать после 1936 г. в виду неблаговидности появления в столичных городах автомобиля старой конструкции. Владельцам ГАЗ-А следовало сдать машины государству и приобрести с доплатой новый ГАЗ-М1.
Как видно, грамотный подход к заимствованию в 1930-х годах, дал возможность в дальнейшем отечественным конструкторам разрабатывать вполне аутентичные, и что самое главное — хорошие автомобили, такие как ГАЗ-21 «Волга» или ГАЗ-69, пользовавшиеся спросом даже в странах, со своим развитым автомобилестроением.
Советский автомобиль ГАЗ-А
В целом ГАЗ А автомобиль соответствовал Ford Model A Standard Phaeton (с кодом кузова 35B), модернизированный вариант 1930—1931 модельных годов (наиболее близок к варианту, который выпускался после октября 1930 года, в это время перешли к установке цельных грязевых щитков над подножками, и по май 1931, тогда внесли изменения в конструкцию системы питания двигателя, перенесли колбу фильтра грубой очистки топлива на карбюратор, а топливный кран убрали из салона в подкапотное пространство, что удалило унаследованный дефект, вызванный подтеканием в салон бензина через изношенный краник), хотя и большим числом незначительных изменений.
Топливный фильтр ГАЗ А
От фордовского оригинала, внешне, его первую очередь отличало оформление передка: у советского автомобиля использовалась маска радиатора упрощенной формы с отделкой без декоративной решётки, которая была унифицирована с грузовым Ford AA / ГАЗ-АА.
Эмблема ГАЗ А на передней части капота
Технические характеристики и конструкция
ГАЗ-А имел по современным меркам, крайне простую и даже необычную конструкцию. Так, топливо к двигателю поступало самотеком из бака, который располагался за панелью приборов.
Интересна конструкция системы смазки двигателя, состоявшей из черпачков на шатунах, которые окунались в масло в картере.
Двигатель ГАЗ А
У этой модели была термосифонная система охлаждения, не имевшая насоса и работавшая за счет разницы температур в радиаторе и двигателе.
Угол опережения зажигания водитель устанавливал сам рычажком.
Автомобиль имел даже не барабанные, а колодочные тормоза.
Рамная конструкция автомобиля, состояла из рамы с двумя лонжеронами, связанных поперечными балками.
Сцепление — сухое, однодисковое.
Коробка передач ГАЗ-А — трёхступенчатая, три скорости вперёд и одна — назад.
Задний мост — пара конических шестерён со спиральными зубьями, с передаточным числом главной передачи — 3,77.
Подвеска передней и задней оси — зависимая, на поперечных рессорах, с четырьмя гидравлическими амортизаторами коловратного типа одностороннего действия (роторные, системы Houdaille).
Шины ГАЗ-А — 5,50-16 дюймов, колёса имели трёхрядные металлические спицы.
Тормоза колодочные, с механическим приводом. Стояночный тормоз — ленточный, на заднюю ось.
Радиус поворота — 5,5 м
Подробные технические характеристики ГАЗ А
Расположение руля — слева
Количество дверей — 4
Количество мест — 4
Конструкция — рамная
Геометрия автомобиля
Габариты
длина — 3 875 мм
ширина — 1 710 мм
высота — 1 780 мм
высота с открытой крышей — 1 753 мм
колёсная база — 2 630 мм
Колея
передняя — 1 405 мм
задняя — 1 420 мм
Дорожный просвет — 212 мм
Масса
снаряженная — 1 080 кг
полная — 1 380 кг
Двигатель
Название — ГАЗ-А
Тип — поршневой
Расположение — спереди
Система питания — карбюратор
Подача топлива — самотеком
Материал блока — чугун
Цилиндры/клапаны — l4/2
Объем — 3 280 см³
Диаметр цилиндров — 98,4 мм
Ход поршня — 108
Мощность — 40 л.с. в диапазоне от — 2 200 об/мин
Топливо — бензин
Охлаждение — жидкостное. Термосифон с насосом
Емкость водяной системы — 11,8 л.
Газораспределительный механизм — нижнеклапанный
Система смазки — разбрызгиванием и самотеком
Емкость системы смазки — 4,7 л.
Зажигание — от батареи и индукционной катушки
Трансмиссия
Привод — задний
Коробка передач — трехходовая с тремя передачами вперед и одной назад
Сцепление — однодисковое, сухое
Главная передача — коническими шестернями со спиральным зубом, передаточное число 3,77
Подвеска и рулевое управление
Передняя подвеска Тип упругого элемента — рессорная на поперечных рессорах Тип направляющего аппарата — зависимая
Амортизаторы Характер действия — односторонний Принцип действия — гидравлический
Задняя подвеска Тип упругого элемента — рессорная на поперечных рессорах Тип направляющего аппарата — зависимая
Амортизаторы Характер действия — односторонний Принцип действия — гидравлический
Электрооборудование Напряжение бортовой сети — 12 V
Динамические характеристики
Максимальная скорость — 95 км/ч
Время разгона до 80 км/ч — 38 с.
Эксплуатационные характеристики
Объем топливного бака — 45 л
Расход топлива смешанный режим — 12 л/100км
Грузоподъемность — 500 кг
Разворот — диаметр 11 м
Тормозная система
Передние тормоза тип — барабанные материал — металл
Задние тормоза тип — барабанные материал — металл
Колёса и диски Материал дисков — сталь Шины — низкого давления 28х4,75 на обод 19″
Модификации и специальные автомобили на базе ГАЗ-А
Было выпущено несколько модификаций:
ГАЗ-3 и ГАЗ-6 («Пионер», «Фордор») — модификации с закрытым четырёхдверным кузовом «седан». ГАЗ-6 выпускался малыми сериями в 1934—1936 годах, а ГАЗ-3 — являлся вариантом специализированного такси. Это был первый советский легковой автомобиль с закрытым кузовом производившийся серийно.
После поступления автомобилей марки ГАЗ-А потребителям, стало понятно, что открытый кузов «фаэтон» не подходит для эксплуатации не только в северных регионах, но даже и в регионах с умеренным климатом.
Стекло ГАЗ А
Наибольшие неудобства доставляли открытые автомобили без багажника при работе в качестве такси в крупных городах, их низкая комфортабельность вызывала много нареканий также и у работников партийных и государственных органов, которые использовали ГАЗ-А в качестве служебных машин. Поэтому 21 августа 1933 года Совнарком постановил обеспечить все выпускаемые легковые автомобили закрытыми кузовами.
Однако, в отношении ГАЗ-А его исполнение оказалось делом довольно сложным, при этом Договор о технической помощи, заключённый с американской стороной помогал мало, так как сама фирма «Форд» в то время выпуском закрытых четырёхдверных кузовов не занималась, а заказывая их у сторонних кузовных ателье Briggs и Murray.
Поэтому Горьковскому заводу пришлось заняться самостоятельной разработкой закрытого кузова, хотя и с оглядкой на Ford Model A Fordor Sedan (заводское обозначение 155/165) и, в особенности, на двухдверный Tudor Sedan (55B), на который имелась документация, которая была передана вместе с чертежами фаэтона. Проектирование его поручили конструктору Сорочкину Юрию Наумовичу.
Основу закрытого кузова составляла кабина от грузовика ГАЗ-АА, включая двери, имевшие цельнометаллическую конструкцию и проём лобового стекла с козырьком.
Заднюю часть кузова спроектировали по её образцу. Так как технологические возможности завода в то время ещё не позволяли выполнять штамповку металлических деталей такого размера, крышу пришлось сделать в виде деревянного каркаса обтянутого брезентом.
Вообще технология изготовления автомобиля была полукустарной, из-за того что завод не имел штампов, заднюю часть кузова пришлось сваривать из нескольких деталей, которые изготавливали методом выколотки на деревянных оправках с применением ручного пневмоинструмента и дальнейшей подгонкой по месту. В результате чего производство было медленным и сильно увеличивало себестоимость автомобиля, а это, в свою очередь, не дало ему возможности получения широкого распространения.
Автомобиль ГАЗ 6
В 1934 году были изготовлены первые семь автомобилей ГАЗ-6. В дальнейшем, экспериментальным кузовным цехом ГАЗа, был налажен малосерийный выпуск, при котором было собрано всего лишь 60 автомобилей, причем большая часть из них осталась в Горьком и использовалась для работы в таксомоторных парках или в качестве служебных автомобилей в государственных организациях.
Необходимо отметить, что проблема со сложностью в производстве и значительно высокой себестоимостью закрытого кузова в США решалась за счёт более высокой розничной стоимости седана относительно фаэтона (так цена Ford Model A Phaeton была порядка $500, а Town Sedan — стоил более $1000), то есть, за издержки из-за более сложного производственного процесса, приходилось оплачивать потребителю из своего кармана. При этом сам «Форд», как уже указывалось выше, производством закрытых кузовов не занимался, а просто заказывал их у своих партнёров.
ГАЗ-4 — эта модификация имела грузопассажирский кузов пикап грузоподъёмностью 500 кг.
Автомобиль оснащялся кабиной от грузовика ГАЗ-АА, с размещенным в нише на левом крыле запасным колесом. Грузовая платформа — 1,6 на 1,1 м.
Года выпуска 1934—1936.
Выпущено было свыше 10,5 тыс. (имеются данные что, 10 648 шт.) пикапов ГАЗ-4.
ГАЗ-А-Аэро — был опытным автомобилем имевшим аэродинамически чистый обтекаемый кузов на шасси ГАЗ-А. Создан инженером А. О. Никитиным в 1934 году.
ГАЗ-А-Аремкуз — это была специальная модификация для работы в такси, выпускалась в 1933—1935 годах в Москве.
Автомобиль-такси имел закрытый кузов с внутренней перегородкой, которая отделяла водителя от пассажирского салона, кузов изготавливался на московском Авторемонтно-кузовном заводе «Аремкуз».
ГАЗ-А-Аремкуз
ГАЗ-А-Аремкуз отличался от ГАЗ-3 и ГАЗ-6, которые имели практически полностью металлический кузов, композитным деревометаллическим кузовом — с деревянным каркасом обшитым тонкими металлическими листами
У него была оригинальная форма с покатой задней стенкой, сборка его производилась тоже в полукустарных условиях, но для такой конструкции это оказалось даже более предпочтительным.
Длина модификации — 4 286 мм, высота — 1 720 мм, масса в снаряженном состоянии — 1 350 кг.
Выпущено около 500 штук.
На базе автомобиля ГАЗ-А делали несколько типов карет скорой помощи. имевших оригинальный дизайн кузова, включая облицовку передка.
Автомобиль скорой помощи на базе ГАЗ А
Шасси ГАЗ-А применялись при строительстве легких бронеавтомобилей Д-8 и Д-12.
Бронеавтомобилей Д-8 на базе ГАЗ А
На основе ГАЗ-А в 1933—1934 годах были разработаны трехосные (ГАЗ-АААА, ГАЗ-ТК) и полугусеничная (ГАЗ-А-Кегресс) машины.
В частях ВВС РККА, в 1935 году проходили испытания пожарной машины на базе ГАЗ-А, разработанной НАТИ, имевшей водяной насос и короба для хранения пожарных рукавов.
В первой половине 1930-х годов, ГАЗ-А был самой массовой советской легковой моделью, поставлявшейся в основном в Красную Армию, государственным и общественным организациям. Частным лицам автомобиль не продавался.
В Красной Армии 1930-х годов, был самым массовым штабным автомобилем. В частности, на него монтировалась, коротковолновая штабная радиостанция 5-АК.
А в первой половине 1930-х годов был самой массовой моделью такси. На него устанавливался наружный таксометр (с правого борта) механического типа, имевший с флажок «свободен-занят».
Из эксплуатации вывод этих машин начался после появления ГАЗ-М-1. Однако в Ленинграде, к примеру, ГАЗ-А в такси эксплуатировались до 1 марта 1938 года, и лишь после приказа Президиума Ленсовета их отправили из города на периферию.
Интересные факты о ГАЗ-А
Автомобили принимали в 1933 году, участие в автопробеге Москва—Каракумы—Москва, при этом ими было успешно преодолено более 9,5 тыс. км.
ГАЗ А подножка
Бытует городская легенда, что в Москве и Ленинграде эксплуатация авто после 1936 года была запрещена, а немногочисленным автовладельцам надлежало сдать машины государству и приобрести с доплатой новый ГАЗ-М-1, связано это было устаревшей к 1936 году конструкцией ГАЗ-А и неблаговидностью появления автомобиля старой конструкции в крупном городе. Но первые массовые партии М-1 начали поступать лишь во втором полугодии 1937 года, и их производство в 1936 году составило всего лишь порядка 2,5 тысяч машин, чего, конечно же, было слишком мало для немедленной замены всех автомобилей даже в крупных городах.
Место водителя ГАЗ А
Вытеснение ГАЗ-А в ведомственных гаражах и службе такси заняло годы и проходило вполне естественным путём, за счёт текущего обновления автопарка. Но к 1940 году с улиц Москвы и Ленинграда ГАЗ-А действительно исчезли полностью.
Источник: https://avtomobiligaz.ru/legkovyye-avto … gaz-a.html