Бронетранспортер БТР-40 (Объект 141)

http://s8.uploads.ru/t/mUejM.jpg

РАЗРАБОТКА
Прототипом создаваемой машины послужил бронеавтомобиль Scout Car M3A1 американской фирмы White Motor Company.
Разработан ОКБ спецмашин Горьковского автомобильного завода.
Главный конструктор В.К. Рубцов.
Создан на базе агрегатов автомобиля ГАЗ-63.
Принят на вооружение 16.11.1950 года.

ПРОИЗВОДСТВО
Сборка - Горьковский автомобильный завод.
Броневой корпус – Муромский паровозоремонтный завод.

МОДИФИКАЦИИ
Серийные:
http://sg.uploads.ru/t/rXZTx.jpg  БТР-40 – серийный, 1950 г.
http://sd.uploads.ru/t/K30SH.jpg  БТР-40А – с зенитной пулеметной установкой ЗТПУ-2, 1951 г.
http://s8.uploads.ru/t/j6RiH.jpg  БТР-40Б – с закрытым броневым корпусом, 1958 г.

Опытные:
http://s8.uploads.ru/t/SVmBF.jpg  ГАЗ-40 - 1-й опытный, с 14,5-мм пулеметом КПВ-44 и спаренным 7,62-мм пулеметом СГМБ, 3 человека, 1948 г.
http://sh.uploads.ru/t/v0R51.jpg  ГАЗ-40 - 2-й опытный, без вооружения, 10 человек, 1948 г.
http://s7.uploads.ru/t/zBLc5.jpg  БТР-40В – с системой централизованной подкачки давления в шинах (наружный привод), 1956 г.
БТР-40Е – с зенитной пулеметной установкой ЗТПУ-2 и системой централизованной подкачки давления в шинах (наружный привод), 1956 г.
http://s7.uploads.ru/t/vZ5JI.jpg  БТР-40 (ЖД) – с железнодорожным ходом, 1969 г.
http://s5.uploads.ru/t/lxY1f.jpg  БТР-40А (ЖД) – с зенитной пулеметной установкой ЗТПУ-2 и железнодорожным ходом, 1969 г.

Машины на базе БТР-40:
http://s8.uploads.ru/t/N3Bgs.jpg  БТР-40рх – радиационной и химической разведки, 1960 г.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
В отличие от базового автомобиля ГАЗ-63, колесная базу сократили до 2700 мм, в подвеску ввели дополнительные гидроамортизаторы, а мощность двигателя увеличили до 78 л.с.
Несущий, открытый сверху корпус был сварен из наклонных бронелистов. Десант, размещавшийся на четырех сиденьях, покидал машину через борта и кормовые двери, а экипаж - через откидные, боковые.

БТР-40 послужил основой для появления различных специализированных боевых машин. Фактически одновременно с отработкой базового бронетранспортера велись мероприятия по созданию на его шасси зенитной самоходной установки БТР-40А (ЗТПУ-2) для огневого прикрытия войск, борьбы с низколетящими самолетами противника, а также для ведения огня по наземным целям. Главной ударной силой ЗТПУ-2 стала размещенная в десантном отделении пулеметная установка, оснащенная спаренными 14.5-миллиметровыми крупнокалиберными пулеметами Владимирова (КПВ). Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический оптический прицел ОП-1-14, огонь по воздушным целям велся с помощью коллиматорного прицела ВК-4. Установка имела круговой обстрел и наводилась вручную, при этом максимальный угол возвышения достигал +90°, а угол снижения составлял -5°. Боекомплект насчитывал 1200 патронов, боевая скорострельность - не менее 170 выстрелов в минуту. Экипаж машины уменьшился до четырех человек, а боевая масса возросла до 5600 кг.
БТР-40А приняли на вооружение в 1951 г. и серийно изготавливали на Горьковском автозаводе.

Для лучшей защиты личного состава от осколков и поражающих факторов ядерного оружия в 1956 г. спроектировали БТР-40Б с закрытым броневым корпусом, который был принят на вооружение в 1958 г. Крыша корпуса изготовлялась из броневых листов с двумя большими люками, закрываемыми двустворчатыми крышками. Высоту корпуса увеличили на 130 мм. Вместе с тем в десантном отделении размещалось не более шести человек. В связи с перечисленными переделками пришлось демонтировать бортовые кронштейны для крепления пулемета и ввести пару дополнительных амбразур в наклонных листах крыши. Пулемет СГМБ мог устанавливаться на переднем или заднем кронштейне корпуса, но стрельба из него была возможна только при открытых люках.

ЭКПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)
Впервые БТР-40 были показаны на ноябрьском параде на Красной площади в 1951 году.
Поставки на экспорт БТР-40 начались в середине 1950-х годов. В первую очередь ими оснащались армии стран - участниц Варшавского договора. В специальном экспортном исполнении эти машины поставлялись на Ближний Восток, в страны Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии. Так, в начале 60-х годов крупная партия БТР-40 была продана Индонезии. А вообще помимо Советской армии и армий стран Варшавского блока бронетранспортеры состояли на вооружении армий Албании, Афганистана, Бурунди, Вьетнама, Гвинеи, Израиля, Ирана, Йемена, Камбоджи (Лаоса), Китая, Кубы, КНДР, Мали, Монголии, СФРЮ, Сирии, Сомали, Судана, Танзании, Уганды.

Впервые проверку в боевых условиях БТР-40 прошел в Венгрии в 1956 г. В дальнейшем он широко использовался в многочисленных локальных конфликтах на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и в Африке. Участвовали эти машины при подавлении так называемого мятежа в Чехословакии в 1968 г. В некоторых странах машины использовались в полиции. Находившиеся в армиях ряда зарубежных государств БТР-40 прошли модернизацию. Например, в Народной армии ГДР на некоторых образцах монтировались пусковые установки 9П110 с ПТУР 9К11 «Малютка». В Индонезии на партии машин увеличили высоту корпуса и смонтировали башенную пулеметную установку. Дорабатывались захваченные у арабов бронетранспортеры в израильских вооруженных силах. По мере поступления на вооружение Советской армии более современных бронетранспортеров БТР-40 передавались из мотострелковых в другие рода войск для использования в качестве машин боевого обеспечения, а также для учебных целей. Во внутренних военных округах последние модификации этих машин несли службу до начала 70-х годов. Бронетранспортеры сняли с вооружения уже Российской армии в 1993 г.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- экипаж - 10 чел.
- боевая масса – 5,3 т;
- масса без экипажа - 4,3 т;
- длина – 5000 мм;
- ширина (по переднему/заднему мостам) – 2100/1900 мм;
- высота (с тентом) – 1830 мм;
- клиренс – 275 мм;
- двигатель – ГАЗ-40;
- максимальная мощность двигателя – 78 л.с;
- максимальная скорость – 78 км/ч;
- запас хода – 285-480 км ?;
- запас топлива – 120 л;
- бронирование: лоб корпуса – 13-15 мм, борт - 9 мм.

Преодолеваемые препятствия:
- подъем – 30 град;
- крен – 25 град;
- ров – 0,75 м;
- брод – 0,9 м.

Вооружение:
- 7,62-мм пулемет СГМБ;
- боекомплект – 1250 патронов, 10 ручных гранат в т.ч. две противотанковые;
- радиостанция – 10-РТ-12 (позднее Р-113);
- прибор ночного видения водителя ТВН-1 (с 195? года).