Двигатель ЗМЗ-53

http://s3.uploads.ru/t/4OGNb.jpg

Изготовитель: Заволжский моторный завод

Начало выпуска:   1965 г.
                               
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на грузовые  автомобили ГАЗ, специализированые автомобили ГЗСА и Каспийского машиностроительного завода

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                               8
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      4,25
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           92х80
Степень сжатия                                                                                          6,7
Номинальная мощность при 3200-3400 мин-1 , кВт (л.с.)                              88,26 (120)
Максимальный крутящий момент при 2000-2500 мин-1, Н.м (кгс.м)               284,4 (29)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1                              600±25
Порядок работы цилиндров                                                                        1-5-4-2-6-3-7-8
Направление вращения коленчатого вала двигателя                                   правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг                            262     
Ресурс до первого кап. ремонта, км                                                            200 000
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                           306 (225)
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                      А-76
Масло                                                                                                       
всесезонно                                                                                                  М-8Б1;  М-8ВА
Охлаждающая жидкость                                                                             антифриз или вода

Основные узлы и детали

Блок цилиндров  литой, из алюминиевого сплава, с "мокрыми" гильзами

Головка цилиндров  2 литые из алюминиевого сплава, одинаковые на оба ряда

Камера сгорания полуклиновая

Поршни литые, из алюминиевого сплава, с овальной лужёной юбкой и плоским днищем

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- лужёное
маслосъёмное: 1, стальное, составное, хромированное

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые, с фиксацией двумя стопорными кольцами

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованой в верхнюю головку свёрнутой бронзовой втулкой

Коленчатый вал чугунный, 5-опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 70 мм, шатунных - 60 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,25; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,33

Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 5-опорный, стальной, кованый, расположен в средней части блока цилиндров

Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала

Втулки распределительного вала из биметаллической ленты

Клапаны  расположены в один ряд в головке цилиндров
впускные из жаропрочной стали 40Х9С2 с тюльпанообразной головкой. диаметр тарелки 47 мм, угол фаски седла 45,5°, высота подъёма клапана 9,07 мм
выпускные из жаропрочной стали  ЭИ992 с натриевым охлаждением и с наплавкой рабочей поверхности, диаметр тарелки 36 мм, угол фаски седла 45,5°, высота подъёма клапана 8,14 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      30
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 58
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    52
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               36

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

Толкатели клапанов стальные, пустотелые с наплавкой из специального чугуна

Коромысла клапанов стальные, литые с бронзовой втулкой

Сцепление
1-дисковое, сухое, диаметр диска 300 мм

Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор    4
передние              2 привёрнуты к блока двигателя
задние                  2 приливы картера сцепления

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, втулка коромысла и верхние наконечники штанг
Масляный насос      шестерёнчатый, 1-секционный, с приводом от распредвала
Масляный фильтр  центробежный, с реактивным приводом
Масляный картер из стального листа, штампованый
Система вентиляции открытая

Система питания

Топливный насос  Б9Д диафрагменный, с рычагом ручной подачи с приводом от эксцентрика на распредвалу
Карбюратор  К-126Б
Воздухоочиститель   инерционно-масляный

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный, с приводом клиновым ремнём от коленвала
Вентилятор стальной 6-лопастный

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания   контактно-транзисторная
Транзисторный коммутатор ТК102
Катушка зажигания  Б-114-Б
Распределитель зажигания  Р-133
Свечи зажигания  А11
Генератор Г-250-Г1
Стартер  СТ230-А

Источники:
Двигатели серийного производства 1981 года. Номенклатурный справочник НИИНАВТОПРОМ