Двигатель УМЗ-451; УМЗ-977

http://s3.uploads.ru/t/Hw3nC.jpg

Изготовитель: Ульяновский моторный завод

Начало выпуска:   451- 1970 г.977- 1968 г.
                               
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с рядным расположением цилиндров и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на легковые и грузовые автомобили полной массой до 3 т., а также для поставки в запасные части
Выпускался в экспортном исполнении для стран с умеренным и тропическим климатом.

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +50° до -40°С и относительной влажности воздуха до 80% при +20°С. в районах с тропическим климатом; +40° до -60°С и относительной влажности воздуха до 80% при +20°С. в районах с холодным климатом

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                               4
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      2,445
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           92х92
Степень сжатия                                                                                          6,7
Номинальная мощность при 4000 мин-1 , кВт (л.с.)                                       52,9 (72)
Максимальный крутящий момент при 2200-2500 мин-1, Н.м (кгс.м)                  166,7 (17)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1                    600±50
Порядок работы цилиндров                                                                        1-2-4-3
Допустимый отбор мощности с переднего конца коленвала кВт (л.с.)           36,8 (50)
Направление вращения коленчатого вала двигателя                                   правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг                            170
Габаритный размеры мм
451                                                                                                            578,5х742х913
977                                                                                                            578х775х862
Ресурс до первого кап. ремонта, км     
451                                                                                                           120 000
977                                                                                                           160 000
                           
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                     А-76 или А-72
Масло
всесезонно                                                                                                 М-8В1; М-6з/10В (ДВ-АСЗп-10В)
Охлаждающая жидкость                                                                             Тосол А-40; Тосол А-65 или вода

Основные узлы и детали

Блок цилиндров  литой, из алюминиевого сплава со сменными "мокрыми" чугунными гильзами

Головка цилиндров  литая из алюминиевого сплава, с вставными сёдлами и направляющими клапанов, общая для всех цилиндров

Камера сгорания плоскоовальная, расположена в головке цилиндров

Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные, (для 977 с залитыми в них стальными терморегулирующими вставками)

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- лужёное
маслосъёмное: 1, стальное, составное

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые, плавающие, с фиксацией двумя стопорными кольцами

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованой в верхнюю головку бронзовой втулкой

Коленчатый вал литой, чугунный, 5-опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 64 мм, шатунных - 58 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,25; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,33

Маховик литой, чугунный, с напрессованным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 5-опорный, стальной, кованый

Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала парой косозубых шестерён

Втулки распределительного вала свёрнутые из стальной ленты, залитой баббитом

Клапаны расположены параллельно оси цилиндров
впускные тюльпанообразные из жаропрочной стали 40Х9С2. диаметр тарелки 44 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9,5 мм
выпускные тарельчатые из жаропрочной стали 55Х20Г9АН4 с наплавкой рабочей поверхности сплавом ЭП616А, диаметр тарелки 36 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9,5 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      12
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 60
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    54
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               18

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

Толкатели клапанов стальные, плунжерного типа, с наплавкой из специального чугуна

Штанги толкателей из алюминиевого сплава, с напрессованными стальными наконечниками

Корамысла клапанов стальные, литые с бронзовой втулкой

Сцепление
1-дисковое, сухое, диаметр диска 254 мм

Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор    4
передние              2
задние                  2

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, втулки коромысел и верхние наконечники штанг
Масляный насос      шестерёнчатый, 1-секционный, с редукционным клапаном в крышке масляного насоса
Масляный фильтр два, грубой и тонкой очистки
Масляный картер из стального листа, штампованый
Система вентиляции картера закрытая

Система питания

Топливный насос  диафрагменный, с рычагом ручной подачи
Карбюратор К-129В (у 977 - К-129), 1-камерный, с падающим потоком, балансированной поплавковой камерой и двойным распылением топлива
Воздухоочиститель   инерционно-масляный

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный с приводом клиновым ремнём от коленчатого вала
Вентилятор 6-лопастной  (для 977 - 4-лопастной) с приводом клиновым ремнём от шкива коленвала

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания контактная
Катушка зажигания Б7-А  (Б115 для 977)
Распределитель зажигания Р119-Б
Свечи зажигания  А-11
Генератор Г-12Д постоянного тока
Реле-регулятор  РР24-Г (Р132-А)
Стартер  СТ230-Б2

Заправочные ёмкости

Источники:
Двигатели серийного производства 1981 года. Номенклатурный справочник НИИНАВТОПРОМ