001

Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



"Коджу"

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Двигатель «Коджу»

http://s4.uploads.ru/t/vnS5Q.jpg

История разработки двигателя для грузовика Я-5 под руководством Н.Р. Брилинга

20 лет назад решением Прокуратуры СССР был посмертно реабилитирован выдающийся отечественный двигателист Николай Романович Брилинг (1876–1961). Ему первому удалось доказать всему миру, что в России могут создавать автомобильные двигатели.

В конце 1930 г. руководство страны обратило пристальное внимание на внедрение дизельных двигателей в народное хозяйство. Вышло постановление ЦК ВКП (б) о внедрении дизель-моторов в автотракторный парк СССР, в котором остро ставился вопрос о необходимости рационального использования нефтепродуктов, ускорения перевода транспортных и других машин на использование тяжелого топлива. Другими словами, требовалось срочно найти массового потребителя керосина и газойля, производившихся промышленностью в процессе крекинга нефти одновременно с бензином, но не находивших широкого сбыта.
http://s0.uploads.ru/t/3wNO7.jpg  Н.Р. Брилинг

Работа над дизелем «Коджу» (ниже мы поясним, откуда взялось это название), предназначавшимся для грузовика Я-5, началась в 1931 г. под руководством Н.Р. Брилинга. Блок цилиндров дизеля «Коджу» предполагалось изготавливать из алюминия. Двигатель имел оригинальную боковую камеру сгорания в форме усеченного конуса с горизонтальной осью, переходящего в раструб по направлению к пространству сжатия. Жесткость блока обеспечивалась за счет расположения разъема ниже оси коленчатого вала и поперечных перегородок в плоскостях коренных опор. Двигатель имел общую головку, вставные стальные гильзы с поперечными ребрами жесткости. Коренные и шатунные вкладыши изготавливали из биметаллической ленты. При рабочем объеме 10 л двигатель должен был развивать мощность 82…87 л.с. при 1700 мин-1.

В те годы для технической интеллигенции была придумана новая форма заключения – так называемые «шараги». «...Только условия работы в военизированной обстановке способны обеспечить эффективную деятельность специалистов в противовес разлагающей обстановке гражданских учреждений», – писал в письме Молотову заместитель наркома внутренних дел Г. Ягода.

Среди заключенных в «шарагах» был и Н.Р. Брилинг. По постановлению Особого совещания при коллегии ОГПУ в апреле 1931 г. на основании ст. 58-10 УК РСФСР ученого приговорили «к заключению сроком на 3 года с отбыванием заключения в концлагере – ИТЛ».
http://s6.uploads.ru/t/biHgS.jpg  1933 г. Двигатель «Коджу», Ярославский государственный автозавод

Брилинг заведовал бюро по проектированию автотанковых и авиационных двигателей. ОГПУ организовало бюро в самом центре Москвы, на Никольской улице. В нем при заводе № 24 в Москве создавался двухтактный дизель Н-5 (Н – нефтяной) мощностью 2000 л.с., массой 3000 кг. Другое название, данное двигателю заключенными, – ФЭД-8 (Феликс Эдмундович Дзержинский). Также в ОКБ были спроектированы и прошли испытания дизельные двигатели ЯГГ (Г.Г. Ягода). В «традициях» шарашки было и название «Коджу» – Коба Джугашвили.

Вслед за решениями партии большевиков дизелизация автотракторного парка страны возводилась в ранг государственных задач. Постановление Президиума ВСНХ СССР признавало «совершенно необходимым в кратчайший срок поставить практически работу по производству быстроходных дизель-моторов, и в первую очередь для тракторов и грузовых автомобилей от 21/2 тонн и выше». Производство дизеля «Коджу» планировали поручить строящемуся Уфимскому моторному заводу.

Репрессии в отношении к интеллигенции не оправдывали себя, потребовалось менять внутреннюю политику. Решением коллегии ОГПУ Н.Р. Брилинг был освобожден досрочно при условии, что он продолжит работу в качестве вольнонаемного. Ученый заведовал ОПБ НКВД до 1933 г., когда были освобождены другие двигателисты. Провести конкурсные испытания дизельных автомобилей и дать рекомендации для внедрения их в отечественную промышленность НАТИ (НАМИ) обязывалось постановлением ВСНХ еще в октябре 1930 г.
http://s1.uploads.ru/t/WdpyF.jpg  1934 г. Автоколонна перед пробегом

Первые два опытных двигателя «Коджу» изготовили только в ноябре 1933 г. на Ярославском автозаводе. Это были шестицилиндровые четырехтактные дизели рабочим объемом 9,96 л, развивающие мощность 90 л.с. при 1600 мин-1. Они имели алюминиевые блоки с вставными стальными гильзами и чугунные головки, алюминиевые крышки головок и масляные магистрали в виде подвешенных внутри картера труб. Дизелями «Коджу» оснастили грузовые автомобили Я-5, и 9 ноября первый такой автомобиль вышел из ворот завода. На нем были две дополнительные фары на кабине и светящаяся надпись – «ЯГАЗ-дизель». В середине ноября из Ярославля в Москву отправилась колонна грузовиков – участников первого «дизельного» пробега по маршруту Ярославль–Москва–Ярославль. Впереди шли два грузовика с дизелями «Коджу», изготовленные к ноябрьским праздникам. Их испытывали вместе с дизелями MAN, MVM, AEC и Deutz, и «Коджу» выдержали первое серьезное испытание. Участники пробега докладывали: «Всю дорогу не было аварий. А из четырех иностранных дизелей три выбыли из строя».
http://s7.uploads.ru/t/BNKqI.jpg  1934 г. Брилинг провожает автомобили в пробег

В тот период Н.Р Брилинг работает на должности начальника сформированного моторного отдела НАТИ. По его докладу о работах института в области дизелестроения принимается резолюция, в которой указывается, что проектируемые дизель-моторы в рамках технической целесообразности должны быть унифицированы с карбюраторными двигателями и устанавливаться на автомобили без серьезных изменений в конструкции шасси. Этот документ положил начало работам по созданию бензиновых и газовых двигателей «НАТИ-Коджу».

Летом 1934 г. после длительных проволочек состоялся международный дизельный конкурс. Брилинг был техническим руководителем пробега и лабораторных испытаний, заместителем командора, а на деле – фактическим руководителем пробега. В конкурсе участвовало 44 автомобиля. Двигатель «Коджу», единственный отечественный, испытания выдержал, он занял 5-е место по совокупности показателей, 1-е место по пусковым качествам и 2-е по расходу топлива. Одним из отрицательных качеств двигателя «Коджу» был повышенный расход масла.

Зарубежные компании, участвуя в международном дизельном конкурсе, рассчитывали на покупку лицензии или как минимум крупной партии двигателей, но ни того, ни другого не последовало. Созданный Брилингом двигатель оказался на уровне зарубежных образцов. По итогам конкурса НАТИ поручили довести дизель «Коджу» до серийного производства и увеличить путем экспериментальной регулировки его мощность до 105…110 л.с. Двигатель мощностью 90 л.с. уже не отвечал возросшим требованиям промышленности.

В ноябре 1934 г. Ярославский государственный автозавод приступил к работам по установке дизелей «Коджу» и просил согласия на монтаж двигателей № 3 и № 4 на стандартное шасси ЯГ-5 с измененной главной передачей и кузовом типа «Монголка». В мае 1935 г. в НАТИ начались работы по доводке «Коджу». Для серийного производства предстояло пересмотреть всю его конструкцию. Брилинг был техническим руководителем работ, а бригадиром по «Коджу» – инженер Н.К. Гончаров, который на международном дизельном конкурсе выступал как конструктор двигателя «Коджу».
http://s3.uploads.ru/t/Kyjuf.jpg  1934 г. Автомобиль Я-5, оснащенный двигателем «Коджу-1»

В конце августа 1935 г. работы по дизелю «Коджу» завершились. Улучшенный модернизированный двигатель стали называть «НАТИ-Коджу». Этот предсерийный вариант сохранил все основные параметры опытного «Коджу». Головку упростили для литья и обработки, увеличили впускные клапаны, крышку головки сделана штампованной. Блок цилиндров подвергся значительным изменениям в силу замены алюминиевого литья чугунным с масляными магистралями в литье. Был переработан коленчатый вал: диаметр коренных шеек увеличили с 70 до 90 мм и поставили 12 противовесов. Двигатель развивал мощность 105 л.с. при 1800 мин-1 и был укомплектован ТНВД Самарского карбюраторного завода. Количество наименований деталей, включая нормали, сократилось с 584 до 447. В НАТИ изготовили 5 опытных двигателей «НАТИ-Коджу». Проводились дорожные испытания дизеля «НАТИ-Коджу» № 2 и стендовые испытания двигателей № 4 и 5.

Только в январе 1938 г. на строящемся Уфимском моторном заводе выпустили первую партию дизелей «НАТИ-Коджу». Двигатель «НАТИ-Коджу» получает название МД-23. В августе–сентябре перед постановкой в серийное производство проходят государственные испытания двух образцов двигателей НАТИ МД-23. К тому времени Н.И. Бобров, Н.К. Гончаров, А.В. Дорминдонтов под общим руководством Н.Р. Брилинга довели мощность дизеля до 133 л.с. при 1800 мин-1.
http://s7.uploads.ru/t/Q6bZs.jpg
К 1939 г. двигатель «НАТИ-Коджу» прошел государственные стендовые испытания и был подготовлен к серийному производству. На испытаниях грузовик ЯГ-6 с таким дизелем расходовал около 25 л топлива на 100 км и развивал скорость около 70 км/ч. Проводились работы по оборудованию этого дизеля наддувом. Производство намечали развернуть на Уфимском моторостроительном заводе, однако завод выпустил только опытные партии. В дальнейшем завод перепрофилировали на выпуск авиационных двигателей.

После восьми лет разработок дизель «Коджу»/ «НАТИ-Коджу»/ МД-23 по ряду причин технического, экономического и политического характера так и не попал в производство. Страна вступила в жесточайшую войну, не имея необходимого для легких танков и тягачей двигателя.

Источник: http://os1.ru  Автор     Андрей Карасёв  Опубликовано в журнале  Основные Средства 08'2009

2

http://sh.uploads.ru/t/vumwZ.jpg

Производитель:                                                          ЯАЗ
Тип: дизельный
Объём:                                                                 9971 см3
Максимальная мощность:                                    90 л.с., при 1710 об/мин
Конфигурация: рядный, шестицилиндровый
Цилиндров:                                                                 6
Клапанов:                                                                12
Ход поршня:                                                                160 мм
Диаметр цилиндра:                                                        115 мм
Степень сжатия:                                                        16
Тактность (число тактов):                                        четырехтактный
Порядок работы цилиндров:                                  1-4-2-6-3-5
Рекомендованное топливо:                                дизельное топливо

3

Работа над дизелем «Коджу» была гостайной. Вся переписка между ОГПУ и Ярославским государственным автомобильным заводом, строившим первые образцы, носила гриф «Секретно» и кроме директора ЯГАЗа Василия Алексеевича Еленина визировалась начальником спецотдела Лазаревичем. Заказчиком дизеля выступило Управление механизации и моторизации РККА, исполнение возложили на ВАТО - Всесоюзное автотракторное объединение, в которое входил ЯГАЗ. Лишь совсем недавно часть документов, касающихся работ над «Коджу», рассекретили и передали из архива в Музейно-выставочный комплекс Ярославского моторного завода.Конструкция Брилинга по тем временам была необычной и сложной. Блок цилиндров отливался из алюминиевого сплава заодно с верхней частью картера, головка блока была чугунной, стальные съёмные гильзы цилиндров с поперечными рёбрами жесткости, семь подшипников коленчатого вала со сменными вкладышами из бронзы с заливкой баббитом. Двигатель получил оригинальную боковую камеру сгорания в форме усечённого конуса, переходящего в раструб по направлению к пространству сжатия. В общем, один из первых «быстроходных дизелей» спроектировали на уровне заграничных аналогов, оставалось построить опытные образцы и запустить серийное производство.

Предписание ВАТО об изготовлении трёх опытных экземпляров «Коджу» ЯГАЗ получил 14 сентября 1932 года. Их предстояло сделать к 1 февраля следующего года. На ЯГАЗ отправили 444 обычных чертежа и 14 «секретных». Заводу предписывалось составить список литья и поковок, которые невозможно сделать в Ярославле - их поставку ЭКУ ОГПУ брало на себя. Такое посредничество объяснялось, с одной стороны, банальной бюрократией: сторонние предприятия не принимали заказы от ЯГАЗ без ведома ВАТО, а с другой - невозможностью сделать некоторые детали на заводах, входивших в автотракторное объединение. 17 октября заместитель управляющего ВАТО Розовский сообщал об этом на ЯГАЗ и в техотдел ОГПУ: «алюминиевого и специального чугунного литья, по уже выяснившимся обстоятельствам, мы разместить не можем ни на своих заводах, ни на заводах других объединений. Единственный возможный производитель работ - заводы авиапромышленности. Ответственные поковки могут быть выполнены только в кузницах свободной ковки, т.е. на заводах военной промышленности». Не самой лучшей оказалась и ситуация с сырьём, о чём упоминалось в том же письме: «отсутствие в запасах ВАТО специальных сталей для производства отдельных частей Вашего заказа и алюминия для отливок (около 3 т) и отсутствие даже лимитов на некоторые сорта стали заставляют нас также предложить Вам самим найти нам недостающие спецматериалы, что мы бессильны сделать». Всего же, судя по переписке, для «Коджу» требовалось изготовить 69 наименований комплектующих, для которых требовались алюминий, дюралюминий и несколько сортов чугуна - ковкого, стали-стого, перлитного...

Техотдел ОГПУ обязался также поставить «нефтяные насосы», форсунки и электростартеры - все технологически сложные устройства покупались за границей у фирмы Bosch. Так советский дизель оказался наполовину немецким! Факт, впрочем, не замалчивался, и сам Брилинг упоминал о нём в статье «Советский дизельмотор ,,Коджу“», опубликованной в журнале «За рулём» (№5 за 1934 год): «Система питания мотора топливом состоит из насоса «Бош», одного фильтра «Бош», нефтяного вспомогательного насоса и форсунок «Бош». Насос «Бош» снабжён регулятором, устанавливающим пределы как максимальных, так и минимальных оборотов мотора. Электрооборудование состоит из стартера «Бош» в 6 л.с. (служащего для раскручивания мотора в момент запуска), динамо для зарядки аккумуляторов, 12-вольтовой батареи аккумуляторов емкостью 135 ампер/часов, запальных свечей «Бош», работающих от двухвольтового аккумулятора и прочей мелкой аппаратуры». Расплачиваться валютой за всё это оборудование в СССР могли только ведомства, работавшие с зарубежными странами, и никак не Ярославский завод.

3 ноября 1933 года ЭКУ ОГПУ служебной запиской информировало Еленина о том, что заказы на изготовление деталей размещены по предприятиям. Поковку коленчатого вала для «Коджу» делал Путиловский завод, отливку клапанной головки - «Русский Дизель», алюминиевое литьё - завод «Большевик», заказ на распределительные валики доверили заводу им. Ворошилова. Дату выполнения заказов наметили на 15 января 1933 года, но уже с самого начала всё пошло не по плану. Счета за изготовление деталей ЭКУ ОГПУ исправно отсылало в Ярославль, а вот переводы денег заводу делало нерегулярно. Такое перераспределение финансовых потоков стало одним из главных тормозов процесса. Уже 22 ноября директор ЯГАЗ просил Москву о сумме в 150 000 рублей за произведённые работы и на оплату счетов от смежников, а также предложил заключить трехсторонний договор между заводом, ЭКУ ОГПУ и УММ РККА: такая бумага регулировала бы обязательства между сторонами. На темпы работ влияла и засекреченность, о чём Еленин писал в том же письме, адресованном не только Горянову-Горному, но и начальнику 2-го Управления УММ РККА Густаву Густавовичу Бокису: «Одновременно ставим вопрос о секретности данного заказа, так как, показал опыт, засекречивание отдельных деталей и чертежей в цехах сильно осложняет изготовление и отдаляет сроки». За день до этого туда же ушло ещё одно письмо, из которого можно понять, что от ЯГАЗ требовали регулярной подробной отчетности: «Ежедекадное писание сообщений о ходе работы для нас затруднительно ввиду недостатка и перегрузки работников Бюро опытного производства, отсутствия бумаги и т.д.».

Сроки, естественно, были сорваны, и собирать моторы из готовых деталей начали только в сентябре. Процессом руководили начальники цехов: инструментального - С.М. Беднаржевский, экспериментального -М.О. Бледнов. Первые два опытных двигателя «Коджу» оказались готовы только к ноябрю 1933 года, и их установили на шасси грузовиков Я-5. Заводские сборщики Марков, Сторожев, Никольский, Веселов и Васильев собирали автомобили тщательнее обычного, с любовью и вниманием. Столяры Дубровин и Григорьев смастерили особые кабины - со скруглёнными углами, объёмным козырьком, дополнительными фонариками перед лобовым стеклом. Радиатор наискосок рассекла хромированная вязь «ЯГАЗ-Дизель». Эта же надпись светилась в фонаре на козырьке кабины.В декабре «Коджу» подвергся первому серьёзному испытанию - пробегу из Ярославля в Москву и обратно. В нём участвовали 10 грузовиков: шесть дизельных (два с «Коджу», четыре с иностранными дизелями) и четыре бензиновых. «Коджу» показали себя лучше остальных, о чём писал журнал «За трактор и автомобиль»: «Два первых дизельмотора, построенных на Ярославском автозаводе, с честью выдержали испытания. Идя при семиградусном морозе со средней скоростью 32 км/ч, машины, оборудованные советским дизелем, пришли к финишу без единой вынужденной остановки в пути. Дизельмоторам двух заграничных марок это испытание оказалось не под силу, и по дороге они выбыли из строя. Уже один этот факт говорит о преимуществе нашей конструкции.

4

http://s0.uploads.ru/t/EG63M.jpg
http://s2.uploads.ru/t/nawOs.jpg

Источник: журнал За рулём №17 1935 г.

5

http://sf.uploads.ru/t/kSOaq.jpg
Профессор Бриллинг у автомобиля с двигателем «Коба Джугашвили»