АСТРОВ Николай Александрович  28(15).04.1906 - 4.04.1992

http://sh.uploads.ru/t/tpM7e.jpg

   Астров Николай Александрович окончив школу в 1924, поступил чертёжником в НАМИ, где участвовал в проектировании заднего моста первого советского легкового автомобиля НАМИ-1. После окончания Московского электромашиностроительного института в 1928 — конструктор на Московском электрозаводе. В 1929—1930 ассистент в Московском электромеханическом институте.
   В 1930 году Николай Астров был арестован по ложному обвинению. С декабря 1931 по май 1934 работал инженером-конструктором, затем начальником (уже в качестве вольнонаёмного) Автотракторного КБ Технического отдела Экономического управления (ТО ЭКУ) ОГПУ (другие названия «шараги» — Подольский филиал Автотракторного ОКБ Ижорского завода; конструкторское бюро «КБ-Т»).
   В эти годы Астров в качестве ведущего конструктора, вместе с заключенными — специалистами, осужденными по делу «Промышленной партии», работал над первыми советскими плавающими колёсно-гусеничными танками ПТ-1 и ПТ-1А, принимал непосредственное участие в разработке среднего трёхбашенного колёсно-гусеничного танка Т-29 (Т-29-4, Т-29-5).
   В 1934 году после расформирования «шарашки» Астров был назначен главным конструктором московского завода №37 Спецмаштреста (впоследствии — завод №37 НКСМ им. Г.К. Орджоникидзе), где под его руководством были созданы малые плавающие танки Т-38 (1935) и Т-40 (1939), лёгкие танки Т-30 и Т-60 (1941), гусеничный полубронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» (1936).
   12 сентября 1941 года приказом Наркомтанкопрома начальника КБ завода №37 Г.С. Суреняна назначают ведущим конструктором танка Т-60 на Горьковский автозавод, а Н.А. Астров становится начальником КБ завода №37, совмещая эту должность с должностью главного конструктора. Ввиду последовавшей вскоре эвакуации (приказ от 9 октября 1941 года) производство было остановлено уже 26 сентября. Завод эвакуировали в Свердловск, а 16 октября 1941 года на ГАЗ прибыл Н.А. Астров с небольшой группой московских коллег для конструкторского обеспечения производства танка Т-60.
   Вскоре тридцатипятилетнего Астрова назначили заместителем главного конструктора завода по танкостроению (с главным конструктором ГАЗа А.А. Липгартом Астров был знаком ещё по НАМИ), но свой рабочий стаж на Горьковском автозаводе Николай Астров исчислял с середины августа 1941 года, когда приехал в Горький из Москвы, управляя танком Т-60 из первой опытной партии, на броне которого были закреплены тросами две бочки с бензином.
   В начале 1942 года за создание танков Т-40 и Т-60 Н.А. Астров был удостоен своей первой Сталинской премии. Кстати, в 1975 году присутствовавший во Дворце культуры ГАЗа на праздновании 30-летия великой Победы Николай Александрович сообщил, что со Сталиным ему пришлось общаться девять раз. И не было случая после самой первой встречи, которая состоялась осенью 1933 года на демонстрации астровского плавающего танка ПТ-1, чтобы вождь, завидев Николая Александровича, непременно не подчеркивал: «Товарищ Астров, я вас помню!». Астров считал, что только одно слово Сталина: «Продолжайте», сказанное в 1933 году оградило его от последующих репрессий — в 1919 году его отцу, преподавателю Московского высшего технического училища, и брату инкриминировали участие в контрреволюционном заговоре, и они были расстреляны, а Николая вместе с матерью выслали из Москвы.
   В Горьком Н.А. Астров руководил созданием лёгких танков Т-70 и Т-70М (1942), Т-80 (1943), САУ СУ-76М (на базе танка Т-70, совместно с коллективом КБ В.Г. Грабина) и ряда других опытных образцов танков и САУ. Сегодня танк Т-80 установлен на мемориальной площади с Вечным огнем в Автозаводском районе Нижнего Новгорода.
   С 1943 работал на Мытищинском машиностроительном заводе (ММЗ, до 1948 — завод №40). С 1946 Астров — главный конструктор ОКБ-40: под его руководством созданы гусеничные шасси для авиадесантных артиллерийских самоходных установок АСУ-57 и АСУ-85, зенитного артиллерийского комплекса ЗСУ-23-4 «Шилка», полубронированного артиллерийского тягача АТП, зенитных ракетных комплексов «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска».
http://s5.uploads.ru/t/63G82.jpg
Всего, до ухода на пенсию в 1985 году, Н.А. Астровым было создано 26 типов боевых машин пяти семейств, принятых на вооружение Советской Армии.
   Николай Александрович Астров скончался в 1992 в Москве.
   Инженер-полковник (1945), доктор технических наук (1971), Герой Социалистического Труда (27.04.1976), профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1979), лауреат Сталинских премий (1942, 1943, 1951) и Государственной премии СССР (1967). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Отечественной войны I и II степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями. В т.ч. за работу на ГАЗе был награждён: орденом Ленина (20.1.1943), орденом Трудового Красного Знамени (28.10.1944) и орденом Отечественной войны II степени (16.9.1945).

Читать полностью: русская-сила.рф