001

Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Подвижная автомобильная ремонтная мастерская » Люди автопрома » Бондарев Дмитрий Дмитриевич


Бондарев Дмитрий Дмитриевич

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

БОНДАРЕВ Дмитрий Дмитриевич 1878 -1937

http://s6.uploads.ru/t/0XILZ.jpg
   Русский автомобильный конструктор, заведующий автомобильным отделом "Русско-Балтийского вагонного завода" (РБВЗ), первый директор завода АМО. Принадлежал к русской интеллигенции, формировавшейся в годы бурного развития капитализма. Выходец из семьи состоятельного казака станицы Раздорской на Дону. После окончания гимназии в 1898 г. поступил в Харьковский технологический институт, который закончил только в 1909 г.: за участие в студенческих бес­порядках на четвертом курсе был исключен. В 1909 г. дипломированный инженер уехал в Ригу и поступил конструктором автомобильного отдела на одно из передовых предприятий того времени - РБВЗ. Здесь по инициативе председателя правления АО РБВЗ Михаила Владимировича Шидловского (см.) за автостроение взялись еще в 1908 г. Впервые в России оно было организовано в заводском масштабе: до 1915 г. изготовлено около тысячи легковых автомобилей. "Руссо-Балты" ожидал успех и признание, а их создателям впоследствии суждено было стать "Золотым фондом" отечественного автомобилестроения. Сам Бондарев, начав работать конструктором, вскоре стал помощником директора завода - заведующим автомобильным отделом.
   Современный российский историк Елена Высоцкая в статье о начальнике автомобильного отделения и заместителе директора рижского завода «Руссо-Балт» Дмитрии Дмитриевиче Бондареве констатирует: «Двигатели для новых русских самолётов собирали в цеху автомобильного отдела. Дмитрий Дмитриевич Бондарев как ведущий конструктор РБВЗ внёс большой вклад в их проектирование».
http://s4.uploads.ru/t/D5SrU.jpg  Д.Д. Бондарев за рулем «Руссо-Балта»

В начале 1915 г. в связи с военными действиями РБВЗ эвакуировали из Риги. Шидловский, который вошел в историю и как создатель русской стратегической авиации, назначил Бондарева представителем завода в эскадре воздушных кораблей "Илья Муромец" в Яблони под Варшавой. Затем Бондарев переехал в Петроград и в конце 1915 г. занял пост директора трубочного завода "Проммет". В том же году принял предложение правления завода АМО возглавить проектирование и строительство автомобильного завода в Москве. Петроградская квартира Бондарева превратилась в проектное бюро будущего завода. Вместе с Дмитрием Дмитриевичем тру­дилась целая группа специалистов, приглашенных им с РБВЗ. Вскоре проект был готов. Он предусматривал массово-поточное производство автомобилей. Первую модель планировали выпустить весной. Несмотря на старания директора АМО Бондарева и правления, к весне 1917 года завод достроить не удалось. Не хватало ни денег, ни оборудования, ни строительных рабочих. Основную угрозу своему детищу Бондарев усматривал со стороны нарастающих в России политических беспорядков. Столкновение между правлением АМО и директором, с одной стороны, и рабочими завода, с другой, стало неизбежным. Из-за кризисам и отсутствия средств дирекция объявила об увольнении всех строительных рабочих. 3 мая 1917 г. в результате рабочих волнений Бондарева сместили с должности. В том же году он приехал на Дон и поступил на службу к атаману казачества генералу Каледину, занимая ряд ответственных постов. В 1918 г. репрессирован вместе с другими участниками белого движения, но вскоре амнистирован и отпущен. Трудился в Москве в Главметалле, ГУГАПе, на ответственных инженерных должностях. В 30-х годах отправился в Ростов-на-Дону проектировать и строить знаменитый "Ростсельмаш", где снова проявил талант крупного инженера. После окончания строительства работал в институте металлов, в других организациях, защитил ученую степень кандидата технических наук. Работая главным инженером Главного автотракторного управления, в 1935 г. встретился с директором ЗИСа И.А. Лихачевым, который пригласил его возглавить на заводе проектное бюро - УРЗИС. Это бюро координировало работы по реконструкции завода и увеличе­нию выпуска автомобилей до 180-200 тыс. штук в год. Дмитрий Дмитриевич с энтузиазмом подключился к этой работе. Но в 1937 г. был снова репрессирован и вскоре после ареста расстрелян. Посмертно реабилитирован в 1955 г.

Источник: http://www.amo-zil.ru

2

Дмитрий Бондарев - разработчик двигателей для первых русских самолётов

   12 февраля 1914 года в столице России изумленные горожане останавливали уличное движение и, не веря глазам своим, смотрели вверх. Нет, петербуржцы прекрасно знали, как во всем мире выглядят самолеты: деревянный аппарат, маленькая кабина... А над ними парил гигант длиною метров в двадцать. Что за неведомая сила подняла в воздух это чудовище?
   Аэроплан и впрямь был необычен — первый в мире пассажирский самолет! «Полезная площадь» любого другого аэроплана состояла из кабины пилота с местом для пассажира. А на самолете «Илья Муромец» имелся отделенный от кабины салон со спальными комнатами, ванной, туалетом, с отоплением и освещением. Мировой рекорд грузоподъемности в первом же полете был превышен в несколько раз. Ведь в воздух поднялись пилот Игорь Сикорский, 16 пассажиров и собака!
   Но что за моторы подняли эту махину? Как Россия смогла опередить Европу, если до 1913-го года сама покупала французские моторы фирмы «Гном»? Директор рижского завода «Мотор», энтузиаст воздухоплавания Теодор Калеп буквально сгорел на работе (отдавая ей все силы, он умер не старым еще человеком), доказывая, что рижская продукция не хуже. И уже после его смерти российское военное министерство стало покупать продукцию завода «Мотор», решив, что рижские моторы подходят для обычных для того времени самолетов. Но и не более того. И вдруг: чудо-полет «Ильи Муромца»…

Современный российский историк Елена Высоцкая в статье о начальнике автомобильного отделения и заместителе директора рижского завода «Руссо-Балт» Дмитрии Дмитриевиче Бондареве констатирует: «Двигатели для новых русских самолётов собирали в цеху автомобильного отдела. Дмитрий Дмитриевич Бондарев как ведущий конструктор РБВЗ внёс большой вклад в их проектирование».

Кто он, инженер Дмитрий Бондарев?

   Общеизвестно, что еще во второй половине 19-го века рижские немцы поддерживали тесные связи с промышленниками и учеными Запада и добились немалых успехов в науке и производстве. Так, Рижский политехникум стал самым крупным в Европе, преподавали в нем будущие нобелевские лауреаты Вильгельм Оствальд и Сванте Аррениус, а учились будущие знаменитые ученые и производственники. Однако Дмитрий Дмитриевич Бондарев не имел к остзейской системе образования и науки никакого отношения! Он — самый что ни на есть русский человек. Отец его, Дмитрий Онуфриевич — казачий урядник из донской станицы Раздорской. Сам Дмитрий Дмитриевич решил стать инженером, но учился в вузе… 11 лет. Дело в том, что молодой талантливый правдоискатель упорно добивался демократизации страны. В результате, его за участие в студенческих беспорядках отчислили из Харьковского технологического института. Затем он учился в Томске, потом вновь восстановился в вузе Харькова
   Лишь в 1909 году Дмитрию Дмитриевичу удалось окончить учебу. Он искал работу и получил приглашение в Ригу. Председатель правления «Руссо-Балта», петербуржец Михаил Владимирович Шидловский умел распознавать таланты. Через год инженер Бондарев уже руководитель автомобильного отделения предприятия. Чего только ни выпускало его отделение: спортивные автомобили, выигрывавшие международные автогонки; грузовики, обладавшие рекордной для Российской империи грузоподъемностью; машины для первого в российской армии зенитного дивизиона; спецтранспорт — машины скорой помощи, пожарные машины, а в 1914 году был освоен выпуск броневиков. Почти все детали для автомобилей производились на самом «Руссо-Балте».
   Историк Елена Высоцкая среди личных друзей Дмитрия Бондарева называет известнейших в России людей: легендарного питерского автогонщика Андрея Нагеля, прославленного авиаконструктора Игоря Сикорского (конструктора «Ильи Муромца»). Друзья Бондарева быстро стали знаменитыми. Достаточно сказать, что автогонщик Андрей Нагель первым в России получил орден за спортивные успехи. Организатор производства и талантливый конструктор Бондарев оставался как бы «в тени» своих знаменитых друзей.
   Впрочем, его поощряли иным образом. Зарплата Дмитрия Бондарева была столь велика, что он приобрел для себя мебель из красного дерева в стиле модерн, нанял прислугу, собрал огромную библиотеку, а в российском имении супруги — потомственной дворянки из давно обедневшего рода — отстроил новый дом с розарием, садом, конюшней, в которой разместились великолепные рысаки (какой же казак не любит быстрой езды?).
   Началась Первая мировая война, в 1915 году завод «Руссо-Балт» эвакуировался в Россию, а перед Дмитрием Бондаревым встала более значительная, чем в мирные годы, задача. Знаменитый коммерсанты Рябушинские предложили Бондареву построить в Москве автомобильный завод, превышающий по объему производства рижское предприятие. За год он должен был выпускать в 15, а затем и в 30 раз больше автомашин, чем завод «Руссо-Балт».
   О том, как ценили Дмитрия Бондарева, говорит такой факт: ему предложили зарплату в 40 тысяч рублей в год (вдвое больше генеральского жалования), а главное — сто рублей за каждый произведенный грузовик. С учетом того, что машины собирались производить тысячами, один Бондарев должен был получать больше, чем десяток генералов!
   Дмитрий Дмитриевич с задачей справился: в 1917 году завод (известный позднее как АМО ЗИЛ — производитель «Москвичей») был готов к производству. Однако произошла революция и выпуск автомобилей начался лишь через несколько лет, а для самого инженера Бондарева начался непростой период.
   Превратности судьбы: в молодости при царе Дмитрий Бондарев пострадал за революционную деятельность, а после революции… за контрреволюционную. В 1919 году он возглавил в Донском (казачьем) правительстве отдел промышленности и торговли. Бросить свою страну и уехать в эмиграцию Дмитрий Дмитриевич не смог, в 1920 году большевистским судом он был приговорен к 5 годам заключения, но амнистирован.
   После этого Бондарев работал в Москве, в Высшем Совете Народного Хозяйства, затем в родных местах строил огромный завод «Ростсельмаш», трудился как конструктор на том самом АМО ЗИЛ, который строил еще до революции.
   В трагическом для всей страны 1937-м Дмитрий Бондарев был арестован и расстрелян… В 1955 году реабилитирован посмертно.

Источник: Александр Гурин. Чудо русского инженера Бондарева


Вы здесь » Подвижная автомобильная ремонтная мастерская » Люди автопрома » Бондарев Дмитрий Дмитриевич