Проект бронированной ремонтно-эвакуационной машины T6E1 (США)

С начала Второй мировой войны руководство американского военного ведомства прорабатывало планы по развитию различной бронетехники, которой предстояло участвовать в боях и выполнять некоторые вспомогательные функции. Среди прочих вопросов рассматривалась разработка и строительство перспективных бронированных ремонтно-эвакуационных машин, которые планировалось применять для буксировки поврежденной бронетехники к пунктам сбора и последующего ее ремонта. В 1943 году подобные планы привели к старту нескольких проектов, одним из которых оказался T6E1.

Понимание необходимости бронированных ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ) появилось далеко не сразу. Кроме того, до определенного времени появлению такой техники мешали некоторые объективные факторы, в первую очередь, загруженность предприятий заказами на поставку танков. Тем не менее, в самом начале 1943 года был дан старт одному из первых подобных проектов. Характерной особенностью проектов, начавшихся в 43-м, стало использование шасси легких танков. В дальнейшем все перспективные БРЭМ строились на базе бронетехники иных классов.

Изначально предполагалось, что основой для новой БРЭМ станет легкий танк M5A1 Stuart. Проект получил обозначение T6. В течение нескольких месяцев продолжалось формирование облика машины и проектные работы. За это время американская промышленность успела завершить разработку и основные испытания перспективного легкого танка T24, позже принятого на вооружение под обозначением M24 Chaffee. В связи с появлением нового танка возникли сомнения в целесообразности строительства БРЭМ на базе более старого M5A1. Как следствие, 11 августа 1943 года был подписан новый приказ, в соответствии с которым параллельно с T6 следовало разрабатывать машину аналогичного назначения, но на базе танка T24/M24.
http://s8.uploads.ru/t/WQEwz.jpg
Общий вид БРЭМ T6E1. Фото Aviarmor.net

Дальнейшие успехи новых проектов показали отсутствие смысла в продолжении разработки машины T6, а также продемонстрировали необходимость дальнейшего развития альтернативного проекта. Приказом от 14 октября проект БРЭМ T6 на базе M5A1 был закрыт, а разработка машины на базе M24 должна была продолжаться под обозначением T6E1. Под этим названием перспективная ремонтно-эвакуационная машина и осталась в истории американской бронетехники.

В соответствии с техническим заданием, бронированная ремонтно-эвакуационная машина T6E1 должна была нести набор специального оборудования и инструменты, позволяющие ей выводить с поля боя поврежденную бронетехнику соответствующей массы, а затем обеспечивать выполнение различных ремонтных работ. Анализ показал, что имеется принципиальная возможность создать подобную бронемашину без кардинальных переработок базового шасси. Присутствовала необходимость демонтажа некоторых агрегатов и установки большого числа новых, однако значительные переработки конструкции танка, такие как изменение его компоновки, не требовались.

Благодаря этому появилась возможность использования шасси и корпуса танка «Чаффи», в конструкцию которых, тем не менее, вносились определенные изменения. Корпус, в целом, сохранял свою общую компоновку. В передней его части сохранялся отсек трансмиссии, за которым размещалось отделение управления. На месте боевого отделения предлагалось поместить обитаемый отсек с небольшой мастерской и некоторым специальным оборудованием. Корма, как и ранее, отдавалась под размещение двигателя. Под полом обитаемого отсека сохранялся тоннель для карданных валов, соединяющих двигатель и агрегаты трансмиссии.
http://s7.uploads.ru/t/BlbMp.jpg
Вид сбоку. Фото Aviarmor.net

Силовая установка так же оставалась прежней. В ее основе были два бензиновых двигателя Cadillac 44T24 мощностью по 110 л.с. При помощи автоматических коробок передач, редукторов, дифференциалов и другой аппаратуры приводились в движение ведущие колеса, размещенные в передней части корпуса. Ходовая часть не претерпевала никаких изменений. Она по-прежнему должна была состоять из пяти пар опорных катков с торсионной подвеской, четыре из которых дополнительно усиливались амортизаторами.

Согласно новому проекту, заметной переделке должен был подвергаться корпус, что было связано с необходимостью установки набора нового оборудования. Как и ранее, корпус предлагалось собирать при помощи сварки из катаных листов и литых деталей. Максимальная толщина брони не превышала 20-25 мм. Для размещения ремонтников и мастерской с инструментами было решено отказаться от башни, заменив ее крупной рубкой. С корпуса удалили погон с подбашенной коробкой, вместо которых предусмотрели сравнительно крупный и длинный агрегат шестиугольной в плане формы. Рубка имела наклонные лобовые листы, расположенные под углом к оси машины, а также оснащалась сравнительно длинными бортами и вертикальной кормой. Сверху экипаж прикрывался крышей с крупным круглым люком без крышки.

Главной задачей машины T6E1 была эвакуация поврежденной техники с поля боя. Для этого она получила возможность буксировки различных машин соответствующей массы. В отличие от более поздних БРЭМ американской или зарубежной разработки, T6E1 не имела тяговой лебедки, позволяющей вытаскивать застрявшие машины или тянуть их с некоторого расстояния. Для вытаскивания и последующей буксировки предлагалось использовать жесткую сцепку. На кормовом листе предусматривались усиленные крепления для буксирных штанг, с помощью которых следовало тащить другую технику.
http://sh.uploads.ru/t/WtBjT.jpg
Вид сзади. Видны стрела в транспортном положении, ящики для запчастей, запасные опорные катки, буксирные устройства и т.д. Фото Hunnicutt R.T. Stuart. A History of the American Light Tank

Для выполнения различных операций, в первую очередь ремонтных работ, БРЭМ T6E1 получила подъемный кран. Основным его элементом была крупная стрела рамной конструкции, выполненная в форме буквы «А». Нижние элементы стрелы оснащались креплениями, при помощи которых шарнирно устанавливались в передней части надгусеничных полок шасси. На вершине треугольной части стрелы предусматривался блок для работы с тросом. В транспортном положении стрела опускалась на корпус поворотом назад. При этом ее треугольная часть располагалась над крышей моторного отсека, а рубка корпуса находилась между боковыми опорами. Кроме того, на кормовом листе корпуса предусматривалась специальная рама, к которой крепилась стрела во избежание перемещений.

Для выполнения грузоподъемных работ стрела поднималась в рабочее наклонное положение, для чего использовались механизмы с ручным приводом, размещенные возле ее креплений на корпусе. В рабочем положении стрела удерживалась при помощи нескольких тросов, соединявших ее с крышей рубки. При этом она располагалась с наклоном вперед, благодаря чему верхний блок выходил за пределы корпуса шасси. Непосредственно для подъема грузов предлагалась лебедка, установленная в передней части рубки. Через специальный лючок в крыше и блок под ним трос выдавался на блок стрелы, и на нем закреплялся крюк. По имеющимся данным, лебедка могла создавать усилие до 60 тыс. фунтов (27,2 т), что позволяло осуществлять разнообразные операции. В частности, машина T6E1 могла участвовать в замене башен или силовых установок всех легких танков США, состоявших на вооружении в то время.

Ввиду специфической балансировки машины при проведении грузоподъемных работ в ее конструкцию были введены сошники-аутригеры. На лобовом листе корпуса шарнирно крепились два сравнительно узких сошника, которые перед работой следовало опускать на грунт и фиксировать в таком положении. Наличие сошников позволяло изменить распределение нагрузки на ходовую часть и тем самым сохранить приемлемое положение БРЭМ при выполнении работ.

Согласно проекту, экипаж БРЭМ T6E1 состоял из четырех человек. Водитель и его помощник располагались в отделении управления и имели собственные люки. Командир и механик должны были находиться в местах внутри рубки. В ходе выполнения работ по эвакуации и ремонту поврежденной техники члены экипажа должны были брать на себя обязанности слесаря, такелажника, крановщика и т.д.
http://s5.uploads.ru/t/sSX3R.jpg
Вид сверху. Можно рассмотреть конструкцию стрелы, рубки и других агрегатов. Фото Hunnicutt R.T. Stuart. A History of the American Light Tank

В частности, располагавшиеся в рубке члены экипажа должны были выполнять некоторые ремонтные работы, для чего на их местах предусматривались небольшой верстак, стеллажи для инструмента и деталей, а также иное специальное оборудование. Благодаря этому экипаж мог в полевых условиях проводить мелкий ремонт различных улов и агрегатов.

Некоторые детали и запчасти размещались внутри рубки, тогда как сравнительно крупные агрегаты перевозились снаружи корпуса. Так, на кормовой части надгусеничных полок предусматривались два ящика для различного имущества. На имеющихся фото также видно, что на бортах рубки устанавливались крепления для перевозки ведущего колеса танка M24 в разобранном виде. В корме корпуса предлагалось устанавливать крепления для перевозки двух сдвоенных опорных катков. Подобные запчасти позволяли в полевых условиях производить некоторый ремонт ходовой части танков Chaffee или иной техники на их базе.

Предполагалось, что ремонтно-эвакуационная машина T6E1 будет решать некоторые задачи непосредственно на переднем крае. Из-за этого она нуждалась в защите и вооружении для самообороны. Помимо противопульного бронирования корпуса новым проектом предлагался комплекс различного вооружения. На люке рубки размещалась турель с креплениями для крупнокалиберного пулемета M2HB. В лобовом листе корпуса, перед рабочим местом помощника водителя, предусматривалась установка для пулемета винтовочного калибра.
http://s8.uploads.ru/t/sNWJV.jpg
Интерьер рубки при взгляде через люк в крыше. Слева - вид вперед, справа - вид на корму. Фото Hunnicutt R.T. Stuart. A History of the American Light Tank

Пожалуй, наиболее интересным средством самообороны БРЭМ T6E1 являлся миномет, смонтированный на лобовой части корпуса. Между люками водителя и помощника к лобовым листам корпуса и рубки предложили крепить специальный металлический блок с опорной плитой для миномета калибра 81 мм. Перед ним, почти на краю лобового листа корпуса, находился еще один блок с креплениями для сошек. Миномет располагался на продольной оси корпуса и был направлен прямо вперед. Вертикальная наводка могла осуществляться при помощи имеющихся механизмов, горизонтальная – поворотом всей машины. В боекомплект этого оружия включались осколочные и дымовые мины, перевозившиеся в специальных укладках в передней части рубки.

Предполагалось, что при помощи миномета и мин с соответствующим зарядом экипаж БРЭМ сможет ставить дымовые завесы и тем самым прикрывать себя и эвакуируемую машину, снижая вероятность вражеской атаки. Также имелась возможность защиты от живой силы противника при помощи осколочных мин, однако подобное применение вооружения выглядит сомнительным и вряд ли могло дать какой-либо заметный эффект. Одной из причин этого можно считать невозможность заряжания миномета без выхода за пределы бронекорпуса.

Габариты ремонтно-эвакуационной машины T6E1 остались примерно на уровне базового танка M24, хотя использование сошников и крана привело к некоторому росту общей длины в транспортном положении. Боевая масса машины составляла 41 тыс. фунтов – около 18,6 т.

Сборка опытной БРЭМ нового типа стартовала только в 1944 году и продолжалась до осени. Изготовление опытной машины поручили компании Cadillac Motor Car Division, которая построила ее на базе одного из серийных танковых шасси. 5 сентября прототип T6E1 прибыл на полигон для проведения необходимых испытаний. До конца ноября машина преодолевала различные трассы, буксировала другую технику и выполняла иные задачи, предписанные техническим заданием. По результатам проверок было рекомендовано доработать лебедку, кран и некоторые другие агрегаты, а также демонтировать миномет и курсовой пулемет в лобовом листе.
http://s3.uploads.ru/t/gneyd.jpg
БРЭМ T6E1 участвует в ремонте легкого танка M24 Chaffee. Осуществляется демонтаж башни. Фото Aviarmor.net

2 декабря 1944 года прототип T6E1 был передан компании American Car & Foundry Company, которая должна была доработать его конструкцию перед следующим этапом испытаний. Как и требовалось, с машины сняли миномет и один из пулеметов. Кроме того, были переделаны некоторые оставшиеся агрегаты. В измененном виде машина должна была выйти на новые испытания, однако сведения об их проведении отсутствуют.

По имеющимся данным, проект T6E1 не был завершен до августа 1945 года. К моменту окончания Второй мировой войны специалисты занимались различными работами по новой БРЭМ, из-за чего она не была готова к началу серийного производства. Как следствие, перспективная машина не успела на войну, а ее дальнейшие перспективы были под большим вопросом.

После окончания войны большое количество проектов, некогда считавшихся важными и перспективными, было закрыто за ненадобностью. Разработка бронированной ремонтно-эвакуационной машины T6E1 пополнила этот печальный список. Крупные сражения с участием легких танков M24 Chaffee в ближайшем будущем не планировались, из-за чего разработка специализированной БРЭМ для них более не имела смысла. Единственный прототип T6E1 списали. Будущие проекты аналогичной техники основывались на более новых базовых шасси с более высокими характеристиками.

По материалам:
http://m24chaffee.com/
http://aviarmor.net/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Hunnicutt R.T. Stuart. A History of the American Light Tank, Volume 1. Navato, CA. Presidio Press, 1992
Zaloga S.J. M24 Chaffee Light Tank 1943-85. Osprey Publishing, 2003

Источник: http://topwar.ru