Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



УТД-20

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Первым двигателем из серии УТД для легких танков стал разработанный в 1959 г. УТД-20. В марте того же года его технический проект был утвержден для изготовления опытных образцов.
Для шестицилиндрового двигателя была выбрана V-образная схема расположения цилиндров с углом развала блоков цилиндров 120°. Это позволило достичь более плотной компоновки при меньшей высоте и длине, чем при использовании рядного шестицилиндрового двигателя. УТД-20 имел меньшие размеры, массу и большую габаритную мощность, чем отечественные (типа В-6) и зарубежные танковые двигатели аналогичного класса. Однако следует отметить, что зарубежные танковые двигатели аналогичного класса имели наддув и могли работать на различных сортах топлива (дизельном, керосине и бензине). К решению вопроса многотопливности УТД-20 в ОКБ завода приступили только в 1970 г.
Помимо V-образного блок-картера туннельного типа, УТД-20 имел коленчатый вал с двумя противовесами на первой и второй щеках и маховик для уравновешивания инерционных сил моментов кривошипно-шатунного механизма. Коленчатый вал устанавливался на роликовых подшипниках. В конструкции двигателя использовались вильчатые шатуны и был установлен всережимный регулятор топливного насоса с автоматической муфтой изменения угла подачи топлива в пределах от 24 до 27° до верхней мертвой точки (ВМТ). Кроме того, конструкция двигателя допускала частичный отбор мощности до 37 кВт (50 л.с.).
Первый опытный образец УТД-20 собрали и поставили на стенд для испытаний в конце июня 1959 г. После отладочных испытаний работы над двигателем были остановлены из-за отсутствия предложения по его установке в какой-либо образец военной техники.
В конце мая 1960 г. вышло постановление правительства о создании в конструкторском бюро ВгТЗ под руководством И.В. Гавалова нового легкого плавающего танка "Объект 906" с двигателем УТД-20 в одном блоке с трансмиссией. Работы над двигателем продолжились.
В августе 1961 г. дизель УТД-20 прошел заводские испытания в опытном легком танке. Испытания показали целесообразность объединения двигателя и трансмиссии в силовой блок, необходимость доработки конструкции дизеля и усиления под- моторного постамента, который изготавливался из легкого сплава и разрушался от вибрации работавшего двигателя. Повышенные вибрации двигателя были вызваны неуравновешенностью инерционных сил возвратно-поступательного движения масс кривошипно-шатунного механизма двигателя. Частичное уравновешивание двигателя выполнили путем установки противовесов на коленчатом валу. Однако частично неуравновешенным остался момент от сил инерции второго порядка, для уравновешивания которого требовалась установка соответствующих противовесов, вращавшихся в противоположную сторону со скоростью вращения коленчатого вала. Задача при доработанном и закомпонованном в танке двигателе была решена путем установки валоуравновешивающего механизма с противовесами в нижней части блок-картера под коленчатым валом без увеличения длины дизеля. Общая масса двигателя возросла лишь за счет массы самого вала, противовесов и подшипников. Незначительные изменения претерпела и конструкция блок-картера, в котором переделали каналы системы охлаждения. Новую конструкцию проверили на дополнительно изготовленном образце двигателя, при этом величины неуравновешенных моментов не выходили за пределы, установленные для серийных двигателей.
В мае-июне 1962 г. доработанный дизель УТД-20 успешно прошел длительные стендовые испытания в объеме заданной наработки, а затем пробеговые испытания в танке с новым усиленным подмоторным постаментом. В конце того же года двигатель подвергся 400-часовым межведомственным стендовым испытаниям, по результатам которых он был рекомендован комиссией для всесторонних испытаний в образцах БТВТ и других машинах на их базе. Кроме того, комиссией была отмечена целесообразность начала подготовки серийного производства этого двигателя. Однако легкий танк "Объект 906", для которого первоначально создавался УТД-20, не был принят на вооружение, поэтому все дальнейшие работы были направлены на возможную установку двигателя в боевую машину пехоты, к разработке которой в СССР приступили в 1961 – 1962 гг.
http://s7.uploads.ru/t/wTVRd.jpg Дизель УТД-20 и его продольный и поперечный разрезы.
http://s2.uploads.ru/t/ptw7M.jpg  http://s2.uploads.ru/t/4rO9w.jpg

http://s7.uploads.ru/t/FZSyT.jpgКоленчатый вал и уравновешивающий механизм дизеля УТД-20.

http://s9.uploads.ru/t/dPLgs.jpg Внешние характеристики дизеля УТД-20.
В 1964 г. дизель УТД-20 успешно прошел полигонно-войс- ковые испытания в опытных образцах БМП и в 1965 г. был принят в серийное производство для последующей установки в боевую машину пехоты БМП-1 конструкции ЧТЗ.
В мае 1964 г. модификация двигателя УТД-20А мощностью 184 кВт (250 л .с.) была использована конструкторским бюро ВгТЗ при проектировании боевой машины десанта "Объект 915". В последующем для боевой машины десанта была принята модификация дизеля УТД-20 мощностью 176 кВт (240 л.с.) под индексом 5Д20-240. Этот дизель по сравнению с автомобильными двигателями одинаковой мощности имел значительно меньшие объем и массу. Дальнейшие работы по совершенствованию и доводке конструкции УТД-20 и 5Д20 продолжились уже во втором послевоенном периоде.

Источник: Журнал "Техника и вооружение" 2009 № 09
                             ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ БРОНИРОВАННЫЕ МАШИНЫ 1945-1965 ГГ.
                             М.В. Павлов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник И. В. Павлов, ведущий конструктор

2

http://s3.uploads.ru/t/Ce4vx.jpg Двигатель (вид со стороны маховика):

1 — блок-картер; 2 — маховик; 3 — стрелка-указатель; 4 — датчик тахометра; 5 — головка блока; 6 — крышка головки блока; 7 — штуцер отвода охлаждающей жидкости; 8 — топливный фильтр тонкой очистки: 9 — выпускной коллектор; 10 — трубка высокого давления; 11 — топливный насос; 12 — топливоподкачивающий насос; 13 — стержень замера уровня масла в регуляторе; 14 — центробежный масляный фильтр; 15 — всережимный регулятор; 16 — рычаг управления топливным насосом; 17 — крышка лючка доступа к форсунке; 18 — впускной коллектор; 19 — генератор; 20 — воздухораспределитель; 21 — шестерня стартера.

http://s9.uploads.ru/t/5tfCW.jpg   Двигатель (продольно-поперечный разрез):

1 — головка блока; 2 — охлаждаемый выпускной коллектор; 3 — крышка головки блока; 4 — топливный насос; 5 — топливные трубки высокого давления; 6 — топливоподкачивающий насос; 7 и 14 — штуцера отвода охлаждающей жидкости; 8 — центробежный масляный фильтр; 9 — трубопровод отвода топлива и воздуха; 10 — шланг подвода масла к центробежному фильтру; 11 — топливный фильтр тонкой очистки; 12 — клапан выпускной; 13 — распределительный вал выпуска; 15 — крышка лючка; 16 — форсунка; 17 — впускной коллектор; 18 — распределительный вал впуска; 19 — поршень; 20 — клапан воздухопуска; 21 — маслонасос; 22 — штуцер подвода масла к маслонасосу; 23 — штуцер отвода масла из насоса к радиатору; 24 — гильза цилиндра; 35 — внутренний шатун; 26 — водяной насос; 27 — кран слива охлаждающей жидкости; 28 — входной патрубок водяного насоса; 29 — вильчатый шатун; 30 — блок-картер; 31 — коленчатый вал; 32 — вал уравновешивающего механизма; 33 — стакан переднего подшипника; 34 — вал отбора мощности; 35 — все-режимный регулятор; 36 — зажим подвода масла в главную магистраль двигателя от маслозакачивающего насоса; 37 — зажим подвода масла к топливному насосу; 38 — рычаг управления топливным насосом.

3

Параметры                                                                                                                                                           Марка двигателя
                                                                                                                                                                         УТД-20                    5Д20
Тип                                                                                                                   Четырехтактный, быстроходный с непосредственным вспрыском топлива жидкостного охлаждения
Число цилиндров .                                                                                                                                                6                       6
Расположение цилиндров                                                                                               V-образное с углом развала 120 гр и вертикальным расположением оси развала
Порядок нумерации цилиндров                                                                                                             Со стороны, противоположной маховику
Порядок работы цилиндров .                                                                                                                         1Л — 1П — 2П — 2Л — 3Л — 3П
Диаметр цилиндра, мм                                                                                                                                      150                      150
Ход поршня, мм                                                                                                                                               150                       150
Рабочий объем цилиндров двигателя, л                                                                                                             15,9                      15,9
Степень сжатия                                                                                                                                               15,8                       15,8
Направление вращения ко­ленчатого вала (смотреть со стороны, противоположной маховику)                             Правое (по часовой стрелке)
Мощность номинальная без сопротивления на впуске и противодавления на выпуске при ненагруженном генераторе в нормальных атмосферных условиях (760 мм рт. ст., 20° С и 70% влажности), л. с.:    
при 2600 об/мин                                                                                                                                              300
при 2400 об/мин                                                                                                                                                                            240
Максимальный крутящий момент, кгС/М:    
при 1500—1600 об/мин при                                                                                                                       100 (+5 -10)
1400—1500 об/мин                                                                                                                                                                        90 (+5 -10)
Минимально устойчивое число оборотов коленчатого вала в минуту без нагрузки                                                        Не более 700
Максимальное число оборотов коленчатого вала в минуту без нагрузки, ограничиваемое регулятором .                        Не более 2850
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/л. с. ч                                                                       Не более 175            Не более 178
Топливо:    
для летней эксплуата­ции                                                                                                                  Дизельное топливо ДЛ ГОСТ 4749-49
для зимней эксплуата­ции                                                                                                                  Дизельное топливо ДЗ или ДА ГОСТ 4749-49
Масло                                                                                                                                                                  МТ-16п ГОСТ 6360-58
Удельный расход масла (при 2200 об/мин) г/л. с. ч.                                                                                            6                               6

Двигатель УТД-20 и его модификации устанавливаются в:
УТД-20 БМП-1 (БМП-1К, БМП-1КШ,БРМ-1)
УТД-20С1 БМП-2 (БМП-2К, БРЭМ-2)
5Д20 БМД-1 (БМД-1К)
3Д20 на речных и морских катерах типа «Аист», «Невка», «Бекас», «Кайра», «Терьер» и других различного назначения
1Д20 Электростанции, дизельгенераторы ДГМ-100

История развития и модификации дизеля.

УТД-20 — базовый двигатель

УТД-20С1 — двигатель с системой объединенного слива топлива из форсунок, системой бесфорсуночного факельного подогрева впускного воздуха, двухсекционным топливным фильтром (введен с 1.04.1985). Подробнее об отличии от УТД-20.

5Д20 — отличается от УТД-20 установкой выпускных полуохлаждаемых коллекторов, выполненных из алюминиевого сплава с полостями для охлаждающей жидкости, охлаждением генератора специальным электровентилятором (устанавливается в машине) вместо приводного (как на УТД-20), отсутсвие сапуна (Вентиляция картера, осуществляется через масляный бак машины.

3Д20 — главный судовой дизель, с модификациями:

3Д20С2 -с насосом забортной воды, без вала отбора мощности;
3Д20АС2 и 3Д23 -без насоса забортной воды и без вала отбора мощности;
3Д20ВС2 -с насосом забортной воды и с валом отбора мощности;
3Д20ВС2-1 -с насосом забортной воды, без вала отбора мощности;
3Д23-01 – с насосом забортной воды, без вала отбора мощности;
3Д23-02 – с насосом забортной воды и валом отбора мощности.

1Д20 — (обозначение по ГОСТ 4393-82 — 6Ч 15/15) двигатель для стационарных и передвижных электростанций,  изготовлен на базе 5Д20, отличается от него — настройкой регулятора скорости — всережимного регулятора ТНВД (для работы на постоянных оборотах 1500). Номинальная мощность — 150 л/с, максимальная — 208 л/с. Низковольтный генератор не устанавливается.

Дальнейшем развитием двигателей серии УТД-20 стал 500-сильный дизель УТД-29, применяемый в БМП-3

Дизель Д20НР-250 - разработан на базе дизеля УТД-20, применяемого в военно-гусеничной технике, и рассчитан на установку в транспортерах повышенной проходимости широкого назначения. Двигатель Д20НР-250 - четырехтактный, быстроходный, 6-и цилиндровый, V-образный дизель с углом развала 120°. Рабочий объем цилиндров 15,9 л при размерности 150х150 мм. Остовом двигателя является блок-картер тоннельного типа. Коленчатый вал установлен на подшипниках качения. Шатуны центрального типа.

Система охлаждения - жидкостная принудительная с охлаждением воды и масла в радиаторах, с терморегулятором и паровоздушным клапаном. Воздушный поток создастся вентилятором дизеля или эжекционным устройством с помощью выхлопных газов.

Система смазки - циркуляционная, с расходным масляным баком, с "сухим" картером. Очистка масла осуществляется центробежным масляным фильтром. Пуск агрегата - электростартером от аккумуляторных батарей. Поддержание батарей в работоспособном состоянии обеспечивается зарядным генератором. Дизель имеет хорошие весо-габаритные показатели и рациональную компоновку. Дизель может изготавливаться с усиленным дополнительным валом отбора мощности (до 120 л.с.) , что оговаривается при оформлении договора (заказа).

Технические характеристики дизеля Д20НР-250
Полная мощность, л.с.                                                         250
Частота вращения, соответствующая полной мощности, об/мин 2600
Удельный расход топлива при полной мощности, г/л.с ч         170
Удельный расход масла на угар, г/л.с ч                                 4.0
Масса, кг                                                                            705
Габаритные размеры, мм:
- длина                                                                                     874
- ширина                                                                                   1150
- высота                                                                                 742
Ресурс до 1-ой переборки (гарантийная наработка), ч         1500
Назначенный ресурс до капитального ремонта, ч                 3000

Дополнительные модификации:
Д20АЛ-210 - модернизированный двигатель Д20 мощностью 210л.c. для установки в автобусы ЛИАЗ.
Д20НР-220 - модернизированный двигатель Д20 мощностью 220л.c. для установки в автобусы ИКАРУС.
Д20К-210 - модернизированный двигатель Д20 мощностью 210л.c. для установки в автомобили КАМАЗ.

4

nik-45 написал(а):

Дополнительные модификации:
Д20АЛ-210 - модернизированный двигатель Д20 мощностью 210л.c. для установки в автобусы ЛИАЗ.
Д20НР-220 - модернизированный двигатель Д20 мощностью 220л.c. для установки в автобусы ИКАРУС.
Д20К-210 - модернизированный двигатель Д20 мощностью 210л.c. для установки в автомобили КАМАЗ.

Интересно,есть ли где нибудь фото этих моторов(желательно силовых агрегатов),а то весь инет перекопал,но так и не нашел?

5

Пан написал(а):

Интересно,есть ли где нибудь фото этих моторов(желательно силовых агрегатов),а то весь инет перекопал,но так и не нашел?

http://s0.uploads.ru/t/9JP5u.jpg
http://s8.uploads.ru/t/Cbszp.jpg

Источник: За рулём №4 1994 г.

6

С объявлений о продаже:
http://s6.uploads.ru/t/VsJZw.jpg  http://s8.uploads.ru/t/Hkb1J.jpg
http://s7.uploads.ru/t/U4haj.jpg  http://s3.uploads.ru/t/SiELR.jpg
http://s8.uploads.ru/t/EsGYl.jpg  http://s6.uploads.ru/t/3c9MK.jpg
http://sg.uploads.ru/t/EJsH7.jpg

7

Огромное спасибо!!!!!

8

Единственное,в таблице есть неточность,во всяком случае по Камазу - движок простой весит 750 кг.,а не 950.

9

Hello,
Does anyone have an ovehauling manual and illustrated catalogue for utd-20 engine?

10

xalkis написал(а):

Hello,
Does anyone have an ovehauling manual and illustrated catalogue for utd-20 engine?


Пробуйте скачать здесь:
http://neva-diesel.com/tekhnicheskoye-o … tvo-utd-20
http://sudoremont.com.ua/katalog/a-engine/barnaul.htm
http://dl35.softportal39nn.info/?type=students&trans=1&join=0&size=2&ext=zip&date=lw&key= книгу двигатель утд-20. капитальный ремонт

11

А что,если в этот движок,да и в другие танковые,вместо МТп залить обычное масло,например камазовское?