Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ГАЗ-2330 "Тигр"

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://s7.uploads.ru/t/iDAh1.jpg

Пожалуй, самым известным широкой публике современным российским военным колесным броневиком-внедорожником считается "Тигр" (ГАЗ-2330). Рожденный, между прочим, по инициативе ОАЭ в качестве своеобразного спарринг-партнера основоположника жанра – американского "Хаммера". Он оказался настолько удачной машиной, что принят на вооружение армии и полиции целого ряда государств (не считая России). Правда, в отличие от своего "американского дядюшки", отечественный "Тигр" популярности у гражданских заказчиков не приобрел: даже самых горячих патриотов и любителей бездорожья останавливает его немалая стоимость.

Торги с Дядей Сэмом

История нашего "Тигра" такова. На самом рубеже XX и XXI века то ли раздосадованные "проблемой – 2000", то ли террористической атакой на башни-близнецы, то ли какой-то иной американской проблемой арабские товарищи из Объединенных Эмиратов обратились к своим российским друзьям с просьбой разработать для них некий аналог армейского "Хаммера". Непосредственным заказчиком выступила компания Bin Jabr Group Ltd (BJG), представлявшая интересы иорданской королевской фирмы King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB).

http://s2.uploads.ru/t/HYnq5.jpg http://s7.uploads.ru/t/vboNW.jpg http://s6.uploads.ru/t/W0Cn7.jpg
На фото: ГАЗ 29753 "Tiger III" '2002

Впрочем, ряд экспертов считает, что именно к "Хаммеру" заказчики в то время и приценивались. Но то ли рассчитывали поторговаться с Дядей Сэмом и сбить цену, то ли действительно искали возможную альтернативу… Так или иначе, по информации СМИ, заказчик выделил россиянам на разработку и изготовление опытных образцов ни много ни мало, а $60 млн.

Российская оборонная промышленность в ту пору была не в самой лучшей форме. Так же, как и Группа ГАЗ, которой и поручили разработать это отечественное изделие. Между прочим, призванное (так уж вышло с самого начала) конкурировать с признанными и раскрученными американскими аналогами. Деньги на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) тоже оказались не лишними. И в результате сложилась одна из немногих в российской практике ситуаций, когда новые для РФ капиталистические отношения и международное сотрудничество действительно привели к созданию конкурентоспособного военного автомобиля.
http://s2.uploads.ru/t/gQ7NI.jpg
На фото: ГАЗ 2975 "Tiger I", "Tiger II" и "Tiger III" '2002

Этот автомобиль, Tiger HMTV, был представлен заказчикам на Международной выставке вооружения IDEX-2001 в Абу-Даби и получил от них самую высокую оценку. Тем не менее, по здравом размышлении, они всё-таки предпочли закупить тогда проверенные и признанные во всем мире "Хаммеры". Впрочем, все остались в выигрыше: россияне получили практически готовое к серийному производству собственное изделие, американцы продали "Хаммеры", а арабы чуть позже всё-таки организовали в Иордании производство несколько модернизированного под свои нужды "Тигра" под названием Nimr.

Гонка с Iveco

Путь "Тигра" в российские войска тоже оказался непростым. Сперва им заинтересовались другие силовики: СОБР, различные структуры МВД. Затем и Минобороны начало закупать "Тигры-М". Но в бытность министром Анатолия Сердюкова появилась идея полностью от них отказаться – в пользу итальянских Iveco LMV, даже получивших "русское народное" название "Рысь" (видимо, по примеру поездов Siemens – "Сапсан" и Pendolino – "Аллегро"). Кроме того, военные чиновники были недовольны броней и слабой противоминной защитой.
http://s6.uploads.ru/t/jUd9m.jpghttp://s3.uploads.ru/t/QIvWK.jpg http://s7.uploads.ru/t/wXvq2.jpg
На фото: Iveco LMV «Рысь»

Уход Сердюкова в отставку и назначение на его место Сергея Шойгу стал поистине звездным часом "Тигра": армия от него не только не отказалась, но и увеличила объемы закупок. Правда, и защиту от мин производитель поспешил увеличить. Что касается брони, то впоследствии оказалось, что Минобороны было недовольно третьим классом защиты при полной возможности заказать пятый…

Серийное производство автомобилей "Тигр" организовано на ОАО "Арзамасский машиностроительный завод" (АМЗ), который также делает различные бронетранспортеры. На родном для "Тигра" Горьковском автозаводе осталось, по всей видимости, только производство гражданской продукции.
http://s6.uploads.ru/t/U1t8J.jpg
На фото: СТС ГАЗ 233114 "Тигр-М"

Модификации "Тигра"

Сегодня на заводе в Арзамасе производят несколько версий автомобиля: ГАЗ-233034 - СПМ-1 (специальная полицейская машина) с уровнем баллистической защиты 3 класса, ГАЗ-233036 - СПМ-2 с защитой 5 класса, армейский ГАЗ-233014, КШМ Р-145БМА – командно-штабная машина, а также ГАЗ-233001 в небронированном пятидверном корпусе. Разработаны на базе "Тигра" ПТРК "Корнет-М" / "Корнет-Д" – боевая машина противотанкового ракетного комплекса, командный пункт ЗРК "Морфей", праворульный вариант и кабриолет – для того, чтобы принимать парады (последний находится в Санкт-Петербурге в распоряжении Западного военного округа).

Шасси у "Тигра" рамной конструкции, хотя бронированный вариант вполне мог бы обойтись и без нее. Кузов цельнометаллический, рассчитан на перевозку 4-9 человек и 1,2 – 1,5 тонн груза (в зависимости от модификации). В стандартную комплектацию автомобиля обязательно входит гидроусилитель руля – без него машиной массой пять с половиной тонн управлять попросту невозможно.
http://s2.uploads.ru/t/KOlzo.jpghttp://s6.uploads.ru/t/Z3C0s.jpg
На фото: ГАЗ-233034 - СПМ-1, ГАЗ-233036 - СПМ-2

Также в стандартную комплектацию входят позаимствованная у БТР независимая торсионная подвеска колес с гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, раздаточная коробка с возможностью блокировки межосевого дифференциала, самоблокирующимися межколесными дифференциалами, колесные редукторы, автоматическая подкачка шин, предпусковой подогреватель, электрическая лебедка. У гражданской модификации нет предела совершенству тюнинга, и ее стоимость колеблется от $100 тыс. до $120 тыс.

Бездорожье и асфальт

Все, кто тестировал машину на асфальте, сходятся на том, что на высоких скоростях у нее бывают проблемы с управляемостью – особенно при наличии накатанной колеи (пусть и небольшой для таких колес). Многим памятна история о том, как во время крымской кампании 2014 года водитель армейского "Тигра" не справился с управлением и разбил междугородний троллейбус. По всей видимости, проблема была именно в этой конструктивной особенности внедорожника.
http://s7.uploads.ru/t/pyCkI.jpg http://s7.uploads.ru/t/bORxK.jpg
На фото: ГАЗ-233014, КШМ Р-145БМА

Те же, кто проводил тест-драйв или имел дело с "Тигром" по службе, говорят, что на бездорожье ему равных нет. Легко преодолевает склоны и броды, ездит по любым раскисшим дорогам и полному бездорожью, завязнуть может только если "провалится по самую крышу". Собственно, этого от машины и добивались ее создатели. Не стоит забывать, что "Тигр" – военное изделие, и по-настоящему гражданской даже номинально "гражданская версия" является лишь постольку-поскольку.

Знаменитые и немногочисленные владельцы

Высокая стоимость версии "Тигра" для свободной продажи (около 60 000 долларов) объясняется в первую очередь тем, что она даже не мелкосерийная, а практически индивидуальной сборки. Кроме того, для такой дорогой (в розницу) машины все отмечают "излишне советский" интерьер, начиная с кондовых сварных швов, заклепок и т.д. Несмотря на шумоизоляцию, расположенная в салоне коробка передач также не дает забыть, что вы находитесь в армейском вездеходе.
http://s3.uploads.ru/t/z3HMX.jpghttp://s7.uploads.ru/t/Ssd6T.jpg
На фото: ГАЗ-233001

Владеют такой техникой около двух десятков человек, и подержанные гражданские "Тигры" почти всегда есть в продаже (в данный момент мы нашли экземпляр за 13 000 000 рублей 2012 года). Список их владельцев сразу дает понять, кто является целевой аудиторией такого автомобиля: Никита Михалков, Валерий Шанцев, Владимир Жириновский, Андрей Михалков-Кончаловский. Впрочем, говорят, что режиссер своего "Тигра" продал. Жириновский же в мае 2014 года публично подарил свою машину луганским повстанцам.

Впрочем, катались на нем луганские "сепаратисты" недолго – в сентябре он был разбит и брошен ими то ли на поле боя, то ли при каких-то иных обстоятельствах (информация об этом поступала крайне противоречивая). Так или иначе, трофей оказался в руках нацгвардии Украины и далее его следы затерялись.
http://s2.uploads.ru/t/xbYAr.jpg
На фото: ГАЗ 233034 СПМ-1 и ГАЗ 233036 СПМ-2

Что в итоге?

Пожалуй, еще с советских времен отечественная промышленность относительно неплохо производит военную технику, но всегда была беспомощна при ее адаптации к мирным условиям. Зато вполне возможно, что выпускать доступные модификации когда-нибудь будет Китай, в свое время он закупил несколько машинокомплектов для лицензионной сборки "Тигра" на своей территории. А из этого запросто со временем сможет вырасти какой-нибудь очень похожий китайский внедорожник.

Краткие технические характеристики "Тигр" 4х4

Габариты (Д х Ш х В), мм 5 700 × 2 300 × 2 200
Снаряженная масса, кг 5 300
Клиренс, мм 400
Колесная база, мм 3 300
Размер шин 335/80 R20
Двигатель ЯМЗ-5347-10 (Россия) или Cummins B-205. Ранние образцы оснащались ГАЗ-562 (лицензионный Steyr), Cummins B-180 и Cummins B-215
Привод полный
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 125
Угол преодолеваемого подъема, градусы 30
Допустимый крен при движении по косогору, градусы 20
Глубина преодолеваемого брода, м 1,2
Минимальный радиус поворота, м 8,9

Источник: http://www.kolesa.ru

2

http://forumfiles.ru/uploads/0014/8d/50/2/t780636.jpg