Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ЛуАЗ-972

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

ЛуАЗ-972/1901 (1982 – 1991 гг.)

В начале 1980-х годов в Луцке собрали пробные образцы трехосного плавающего транспортера ЛуАЗ-972 с равномерно разнесенными ведущими мостами, которому присвоили военный код «Геолог». Конструктивно от серийного ЛуАЗа-967М он отличался удлиненным кузовом и дополнительной средней парой управляемых и ведущих колес, идентичных передним. Формально автомобиль оставался санитарным ТПК, а фактически представлял собой легкий транспортер вооружения. Его идея возникла в процессе создания двухосных ТПК с системами вооружения, которые планировалось использовать для скрытной доставки боевого расчета с носимым зенитно-ракетным комплексом «Игла». После испытаний ЛуАЗ-972 получил рекомендации по существенной доработке.

http://s7.uploads.ru/t/eEsiz.jpg
Опытный трехосный плавающий транспортер ЛуАЗ-972. 1982 год (из архива 21 НИИЦ)

http://s6.uploads.ru/t/m2IHt.jpg
Военные испытания транспортера ЛуАЗ-972 в 21 НИИИ. 1984 год

http://s6.uploads.ru/t/a1EoL.jpg
Легкая трехосная машина в процессе преодолевания глубокого рва

http://s7.uploads.ru/t/Pjsbq.jpg
Сравнительные испытания автомобилей ЛуАЗ-972 и ЛуАЗ-967 (кадр из фильма «Автомобили в погонах»)

В 1990 году вариант с модернизированными агрегатами и новым водоизмещающим кузовом был переименован в ЛуАЗ-1901, сохранив шифр «Геолог». К его конструктивным особенностям относились рядный трехцилиндровый дизель мощностью 48–51 л. с., гидропневматическая подвеска от легковой модели ЛуАЗ-1301 и самоблокирующиеся дифференциалы всех мостов. В остроносом герметичном кузове без дверей помещалось четыре откидных сиденья, расположенных в шахматном порядке, или более тяжелое оснащение. До развала СССР автомобиль успел пройти испытания, но вскоре работы по нему были закрыты.

http://s3.uploads.ru/t/fl2zY.jpg
Трехосный тентованный ТПК ЛуАЗ-1901 для испытаний в 21 НИИИ (из архива 21 НИИЦ)

http://s7.uploads.ru/t/lXAmN.jpg
Единственный сохранившийся ЛуАЗ-1901 в Рязанском военном автомузее (фото М. Шелепенкова)


Источник: http://www.kolesa.ru  автор  Евгений Кочнев

2

Все,нет больше в Рязанском музее этого автомобиля... :(

3

http://s3.uploads.ru/t/e5GVC.jpg

Источник: http://www.russianarms.ru

4

ЛуАЗ-1901: как рождался трехосный транспортер переднего края

Трехосные амфибии ЛуАЗ-1901 относились к классу так называемых транспортеров переднего края (ТПК): легких армейских вездеходов, предназначенных для перевозки вооружений и эффективной эвакуации раненых с линии фронта. Первые опытные образцы ТПК в Советском Союзе появились еще в 1950-е годы, а ЛуАЗ-1901 стал последней отечественной машиной такого типа – вершиной 30-летнего пути эволюции ТПК. К сожалению, поставить на конвейер его не успели, поскольку во второй половине 1980-х основной заказчик – Министерство обороны СССР – не смогло выделить необходимых средств для финансирования подготовки производства.
http://s3.uploads.ru/t/fFpyv.jpg  ЛуАЗ-1901 в музее РВАИ, фото М.Шелепенкова

Единственной моделью ТПК, которая выпускалась в Советском Союзе серийно, являлась ЛуАЗ-967М: ее смогли поставить на конвейер в 1975 году, затратив на создание конструкции и доводку почти два десятилетия (работы в этом направлении начинали НАМИ и ИМЗ, потом тему передали на ЗАЗ, а оттуда, в конце концов, на ЛуАЗ). Плановое задание от Министерства обороны СССР по выпуску ТПК составляло в разное время от 500 до 650 шт. в год. С 1987 года параллельно выпускалась модификация повышенной грузоподъемности ЛуАЗ-967МП, предназначенная для монтажа спецоборудования и различных видов вооружения.
http://s7.uploads.ru/t/HLTie.jpg  ЛуАЗ-967М (фото из архива автора)

На базе серийного двухосного ТПК дважды предпринимались попытки создания трехосной версии с более вместительным кузовом. Причем первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 1975 году, когда модель 967М только-только ставилась на производство. Тогда на Луцком автозаводе был собран макетный образец транспортера с колесной формулой 6х6. Позже еще были построены еще две однотипные машины для полномасштабных ходовых испытаний, которые проводились в 21-м НИИИ в Бронницах. Нужно отметить, что в современных публикациях применительно к ним частенько фигурирует обозначение «ЛуАЗ-972», однако оно ошибочно.
http://s7.uploads.ru/t/HL5oB.jpg  «Трехоска» на базе ЛуАЗ-967М (фото из архива автора)

Первая опытная «трехоска» представляла собой ЛуАЗ-967М с удлиненным кузовом, посередине которого был добавлен еще один мост с проходным редуктором и управляемыми колесами. Грузоподъемность такого транспортера выросла в 1,5 раза. Для водителя позитивным новшеством стала возможность обособить свое место от грузовой платформы, установив позади сиденья трубчатую дугу и натянув на нее брезентовый полог, один конец которого крепился к рамке ветрового стекла, а другой – к полу. Тем самым получалось некое подобие изолированной кабины с матерчатой задней стенкой и крышей. Если на серийных ТПК предусматривалась возможность установки всего 2 сидений для пассажиров, то «трехоски» способны были перевозить до 10 бойцов. Для их размещения вдоль боковых бортов грузовой платформы устанавливались складные лавки с откидными спинками (по паре 2-местных и одной 1-местной с каждой стороны). В поднятом состоянии спинки этих лавок играли роль надставных бортов.
http://s7.uploads.ru/t/lmp5O.jpg  Еще одна «трехоска» на базе ЛуАЗ-967М (фото из архива автора)

Значительное увеличение полной массы трехосных ТПК негативно отразилось на надежности трансмиссии, межосевого дифференциала в которой предусмотрено не было ради унификации с ЛуАЗ-967М. Циркуляция паразитной мощности стала приводить к серьезным поломкам. Для решения проблемы конструкторы пробовали «поиграть» передаточными числами колесных редукторов и даже пробовали сделать дополнительный мост неведущим. Но быстро стало очевидным, что работоспособную «трехоску» нужно создавать с нуля. И ее спроектировали! Первый опытный образец такого транспортера, получившего обозначение ЛуАЗ-1901, построили в 1984-м. Эту машину часто некорректно называют «Геологом». На самом деле, первоначально слово «Геолог» являлось военным шифром темы опытно-конструкторских работ по этому транспортеру. И лишь в 1990-е годы, когда Луцкий автозавод пробовал найти этой машине гражданское применение, слово «Геолог» стало использоваться по отношению к ней в качестве имени собственного.
http://s9.uploads.ru/t/ai9py.jpg  ЛуАЗ-1901, 1985 г. (фото из архива автора)

Для транспортера ЛуАЗ-1901 избрали заднемоторную компоновку: 37-сильный двигатель МеМЗ-967Б располагался в заднем свесе кузова маховиком вперед и накрывался сверху откидным кожухом. Соответственно, подключаемым мостом теперь стал передний. Переход на 16-дюймовые бездисковые колеса с шинами ВлИ-5 от «Нивы» позволил довести грузоподъемность до 0,65 т при увеличении полной массы до 2,15 т. Геометрическая проходимость также повысилась, что позволило отказаться от использования съемных трапов – с небольшими рвами и траншеями машина стала справляться и без них. Кузов ЛуАЗ-1901 не имел ничего общего с кузовами прежних ТПК. Надобность в выступающем впереди капоте отпала, и машина превратилась в однообъемную. Это дало возможность сдвинуть вперед все органы управления (водитель сидел между передних колесных арок) и увеличить полезную длину платформы, в которую теперь свободно помещались четверо носилок – по двое друг за другом вдоль каждого борта. По центру кузова между носилками на отдельном кресле мог расположиться один сопровождающий. В отсутствие же носилок вдоль боковых бортов могли рассесться еще четверо пассажиров, для которых предусматривались небольшие лавочки в пространстве между колесными арками. Ну и нельзя не отметить, что новый транспортер получил полноценную защиту от осадков: теперь его кузов можно было полностью укрыть брезентом не только сверху, но и с боков.
http://s3.uploads.ru/t/KnUy8.jpg  ЛуАЗ-1901, 1985 г. (фото из архива автора)

С осени 1985 года автомобили ЛуАЗ-1901 проходили приемочные испытания, которые выявили необходимость значительной конструктивной доработки. Провести ее быстро не успели, а там уже для основного заказчика утратил актуальность даже обычный двухосный ТПК, не говоря уже об экзотическом трехосном. Последняя крупная поставка автомобилей ЛуАЗ-969М и ЛуАЗ-969МП в адрес Министерства обороны СССР пришлась на 1988 год (всего к этому моменту завод выпустил 7914 транспортеров), а уже в начале 1989-го производить их перестали. Что же до «трехосок», то в первозданном виде до сегодняшнего дня дошел один из экземпляров ЛуАЗ-1901, который экспонируется в парке «Патриот» в подмосковной Кубинке. Второй ЛуАЗ-1901 остался в Луцке и в девяностые годы был модифицирован, получив 3-цилиндровый дизель 3ДТН харьковского Завода имени Малышева (1,5 л; 51 л.с.). Луцкий автозавод вынашивал планы по продаже таких машин «частникам», но не нашел для этого необходимых средств.
http://sg.uploads.ru/t/wRYzT.jpg  Модифицированный ЛуАЗ-1901 с дизелем, 1999 г. (фото из архива М.Шелепенкова)

Автор: Николай Марков для канала МАШINA

Источник: https://zen.yandex.ru/media/mmariya/lua … om=channel