Двигатель ЯМЗ-240Н1

http://s6.uploads.ru/t/BYXla.jpg

Изготовитель: Ярославский моторный завод

Начало выпуска:   1976 г.
                               
Общие сведения:
Двигатель дизельный с газотурбинным наддувом 4-тактный с V-образным расположением цилиндров под углом 75°
Предназначен для установки на автомобиль-самосвал БелАЗ-548А и для поставки в запасные части к ним

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -45°С, при условиях обеспечения температуры не более 70°С в подкапотном пространстве, замеренной над серединой ТНВД на расстоянии не более 100 мм, относительной влажности воздуха до 98% при +25°С.
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные:  18°,
поперечные:  12°

Комплектации:
240Н1-1000176                 Двигатель в сборе (1-я комплектация)
240Н1-1000187                 Двигатель в сборе (1-я комплектация для запасных частей)

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                               12
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      22,3
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           130х140
Степень сжатия                                                                                          15,2
Номинальная мощность при 2100 мин-1 , кВт (л.с.)                      368 (500)
Максимальный крутящий момент при 1600 мин-1, Н.м (кгс.м)             1765 (180)
Порядок работы цилиндров                                                                        1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1                    600±50
Масса незаправленного смазкой без КПП, кг                                               1790
Ресурс до первого кап. ремонта, ч                                                              5 000

http://s2.uploads.ru/t/uUsgB.jpg

Удельные показатели:                                                                     
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)                                                               16,50 (22,42)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                           227 (167)
Средняя скорость поршня, м/с                                                                     9,8
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                                           942,4 (9,61)                     
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)                                                  4,86 (3,58)                     
Литровая масса двигателя, кг/л                                                                   80,26
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                      дизельное
Летом при 0°С и выше                                                                                 Л-0,2-40; Л-0,5-40; Л-0,2-61; Л-0,5-61
Зимой при -20°С и выше                                                                             З-0,2 минус 35; З-0,5 минус 35
         при -30°С и выше                                                                              З-0,2 минус 45; З-0,5 минус 45                                                       
         при -50°С и выше                                                                              А-0,2; А-0,4
Масло   
летом                                                                                                          М-10ДМ, заменители М-10Г2к, М-10Г2
зимой                                                                                                          М-8Г2к, М-8Г2
Охлаждающая жидкость                                                                             антифриз "Тосол-А40" или вода

http://s2.uploads.ru/t/hypdu.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров  литой, из низколегированного чугуна, отлит за одно целое с верхней частью картера

Гильзы цилиндров "мокрого" типа, из легированного чугуна

Головки блока цилиндров  4 литые из низколегированного серого чугуна, по две на каждый ряд цилиндров, с запрессованными сёдлами и направляющими втулками клапанов

Камера сгорания однополостная в поршне

Поршни литые, из высококремнистого алюминиевого сплава

Поршневые кольца:
компрессионные: 3, трапецеидального сечения, наружная поверхность верхнего кольца покрыта слоем пористого хрома,
маслосъёмное: 2, коробчатого сечения с витым пружинным расширителем и хромированной рабочей поверхностью

Поршневые пальцы  стальные, плавающего типа, осевое перемещение пальца в поршне ограничивается стопорными кольцами

Шатуны стальные, двутаврового сечения, с косым разъёмом нижней головки шатуна и продольным сверлением для подвода смазки к пальцу

Коленчатый вал стальной, 7-опорный, изготовлен методом штамповки, с жидкостным гасителем крутильных колебаний. Диаметр коренных шеек - 191,92 мм, шатунных - 88 мм

Подшипники коренные и шатунные Коренные - роликовые подшипники качения, шатунные - со сменными тонкостенными биметаллическими сталебронзовыми вкладышами
верхней головки шатуна   бронзовая втулка

Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 7-опорный, стальной, штампованный

Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала

Толкатели клапанов стальные, роликовые, качающегося типа

Штанги толкателей  из стальной бесшовной трубы, с запрессованными с обеих сторон стальными наконечниками

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

Коромысла клапанов  стальные, штампованные

Клапаны 2 на цилиндр- впускной и выпускной
впускные из стали 40Х10С2М, диаметр тарелки 61 мм, высота подъёма клапана 13,5 мм
выпускные из стали 45Х14Н14В2М, с наплавкой рабочей фаски сплавом ВЗК, диаметр тарелки 48 мм, высота подъёма клапана 13,5 мм

Пружины клапана 2, с противоположным направлением витков

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                         20
закрытие впускного клапана после н.м.т.                    56
открытие выпускного клапана до н.м.т.                       56
закрытие выпускного клапана после в.м.т.                  20

Подвеска двигателя
Количество опор    3
передняя               1 - цилиндрическая поверхность на передней крышке блока цилиндров
задние                  2 - расположены с обеих сторон картера маховика

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг и втулки толкателей. ТНВД и регулятор частоты вращение оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя
Масляный насос      шестерёнчатый, 2-х секционный
Масляный фильтр 2 - грубой очистки - сетчатый, металлический, включён в систему последовательно, тонкой очистки - центробежный, включён параллельно
Маслянный картер стальной, штампованный, "мокрого"типа

Система питания разделённая
Смесеобразование объёмное, с организацией движения воздушного заряда в камере сгорания
Топливный насос высокого давления  12-плунжерный, золотникового типа, установлен в развале блока цилиндров
Регулятор частоты вращения механический, всережимный, центробежного типа, прямого действия
Муфта опережения впрыска топлива автоматическая, центробежного типа, прямого действия
Топливоподкачивающий насос 2 поршневого типа, с приводом от эксцентриков распредвала
Форсунка закрытого типа, с многодырчатым распылителем
Топливные фильтры
грубой очистки             со сменным фильтрующим элементом
тонкой очистки             со сменным фильтрующим элементом

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный, с шестерёнчатым приводом
Термостат   4- с твёрдым наполнителем

Наддув

Количество турбокомпрессоров                                        2
турбина                                                     радиальная, центростремительная
компрессор                                          центробежный, по одному на каждый ряд цилиндров

Электрооборудование                                       

Номинальное напряжение                                                  28 В
Генератор                                                                         Г-263А
Стартер                                                                            СТ103А-01
Приспособление для облегчения пуска двигателя электрофакельное устройство с двумя штифтовыми свечами и электромагнитным клапаном

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя                   39 л
Система охлаждения без радиатора    35 л
Муфта опережения впрыска                0,20

Основные данные для контроля     

Зазор между клапанами и коромыслами, мм                  0,25-0,30
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С     
на 2100 оборотах                                               4,0-7,0 кгс/см2
на 500 оборотах                                                 0,8 кгс/см2
Температура жидкости в системе охлаждения, град     75-95°С
Температура масла в поддоне двигателя, град             80-100°С
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 1,2%
Установочный угол опережения впрыска, град                                20±1
Давление начала подъёма иглы форсунки, мПа (кгс/см2)   19,6+1,47  (200+15)

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНААВТОПРОМ 1984 г