Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Подвижная автомобильная ремонтная мастерская » Справочные материалы » Обозначения автомобильной техники


Обозначения автомобильной техники

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Отраслевая нормаль ОН 025 270-66
"Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" (утв. Минавтопромом СССР 30 июня 1966 г.)

Срок введения 1 августа 1966 г.

I. Общие положения

1. Данная нормаль устанавливает классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями, в том числе предприятиями топливной аппаратуры и электрооборудования.
Нормаль не распространяется на индексы моделей автомобилей, прицепов, полуприцепов и роспусков, присвоенные до утверждения настоящей нормали.
2. Обозначение базовой модели автомобиля производится четырьмя цифровыми знаками, а прицепов, полуприцепов и роспусков - четырьмя или пятью цифровыми знаками, образующими их индекс.
3. Обозначение модификаций базовой модели автомобиля осуществляется в пятом цифровом знаке их индекса.
4. Экспортным вариантам базовой модели автомобиля и ее модификации, а также прицепа, присваивается обозначение в шестом цифровом знаке его индекса.
По изделиям специализированных предприятий экспортным вариантам присваивается обозначение в следующем знаке за модификацией индекса модели.
5. Полное обозначение автомобиля и прицепа, как товарной продукции предприятия, состоит из индекса модели, дефиса, семизначного номера, дефиса и возможного суффикса вариантного исполнения.
Полное обозначение изделий применяется в технической документации, прейскурантах и официальных документах.
6. По автомобилям и прицепам устанавливаются следующие ступени классификации:
первая ступень - класс,
вторая ступень - вид,
третья ступень - модель (тип).
7. На первой ступени классификации первым знаком предусматривается 9 классов (1-9), на второй ступени вторым знаком - 9 видов (1-9), а на третьей ступени третьим и четвертым знаками предусматривается 99 моделей изделия.
8. Номер модели изделия (двухзначный) устанавливается порядковой нумерацией в пределах каждого вида и класса.
9. Агрегаты, узлы и их детали (кроме принадлежащих к электрооборудованию и топливной аппаратуре), изготовляемые автомобильными заводами, сохраняют в качестве префикса индекс модели автомобиля или прицепа, в котором они впервые нашли применение согласно действующим отраслевым нормалям автомобилестроения.
Примечания:
1. Под топливной аппаратурой следует понимать изделия специализированной отрасли машиностроения, проектирующей и изготовляющей воздушные фильтры, карбюраторы, топливные насосы высокого и низкого давления, форсунки, регуляторы и ограничители числа оборотов двигателя, газовое оборудование, аппаратуру факельного зажигания и электронное управление впрыском топлива.
2. Под электрооборудованием следует понимать изделия специализированной отрасли машиностроения, проектирующей и изготовляющей источники тока, узлы зажигания, освещение, сигнализацию и электропуск двигателей, а также приборы контроля режимов работы и эксплуатации автомобилей.
10. Индекс модели присваивается автомобилю или прицепу в целом. Основные составные части их - шасси, кузов и платформа - обозначаются семизначным цифровым номером с индексом в качестве префикса.
11. Предприятие, изготовляющее отдельные узлы и агрегаты автомобилей и прицепов в качестве комплектующих и товарных изделий и запасных частей по своим собственным чертежам, определяется данной нормалью как специализированное (агрегатное) головное предприятие по данным изделиям.
12. Агрегаты, узлы и детали автомобилей и прицепов, изготовляемые смежным предприятием по чертежам предприятия-заказчика в качестве комплектующих изделий и запасных частей сохраняют присвоенное им заказчиком обозначение с установлением между предприятиями отношений головного предприятия и предприятия-дублера.
13. Агрегаты и узлы, передаваемые вместе с их технической документацией на производство специализированному предприятию, которое становится калькодержателем, сохраняют присвоенное им обозначение. Их номера меняются по системе изделий специализированных предприятий лишь в случае появления невзаимозаменяемых вариантов.
14. Агрегатам и узлам автомобилей и прицепов, изготовляемым специализированными предприятиями по своим чертежам, присваивается новое обозначение, предусмотренное данной нормалью для изделий специализированных предприятий.
15. По заимствованным деталям и узлам в осваиваемых изделиях специализированного предприятия, выпуск которых на автомобильных заводах продолжается, сохраняется присвоенное им обозначение с установлением между предприятиями по каждой номенклатуре деталей и узлов и специализированным предприятием отношений головного предприятия и предприятия-дублера.
16. Сокращенное обозначение новой модели узла или агрегата автомобиля и прицепа, кроме двигателя, изготовляемого головным специализированным предприятием в качестве комплектующего изделия, составляется из 4, 5, 6 и 7 знаков (00.00; 000.00; 00.0000; 000.0000). Знаки эти обозначают:
- первые два - номер модели;
- третий знак-модификацию; первой модификации присваивается цифра 1;
- знак "точка" используется в обозначении изделия специализированного предприятия и его деталей и узлов в отличие от знака "дефис", применяемого в обозначении деталей и узлов, изготовляемых предприятиями, производящими автомобили и прицепы, отделяет номер модели и ее модификации от номера типовой группы или подгруппы;
- последние два или четыре знака обозначают типовую группу или подгруппу по отраслевой нормали автомобилестроения - ОН 025 211-66.
Примечание. При отсутствии модификации ноль в третьем знаке не ставится.
17. По мере разработки типажа отдельных узлов и агрегатов впереди к номеру модели изделия специализированного предприятия прибавляется знак типоразмерности.
18. Сокращенное обозначение модели двигателя, выпускаемого головным специализированным предприятием, состоит из 5 или 6 знаков (000.10 или 0000.10), причем:
- первый знак предусматривает класс (типоразмерность) - рабочий объем двигателей в установленных ниже пределах;
- второй и третий знаки - порядковый номер базовой модели двигателя;
- четвертый знак - модификацию двигателя;
- знак "точка" - отличительный знак в обозначении изделия специализированного предприятия;
- пятый и шестой знаки (10) - номер типовой группы "Двигатель" по отраслевой нормали.
Примечание. При отсутствии модификации ноль в четвертом знаке не ставится.
19. Полное обозначение деталей и узлов, образующих изделие специализированного предприятия, состоит из сокращенного обозначения и дополнительных пяти или трех знаков по единой системе обозначения автомобильных деталей (ОН 025 210-66), если данное изделие соответственно предусмотрено типовой группой или подгруппой.
20. Двигателям, агрегатам и узлам топливной аппаратуры и электрооборудования, предназначенным для производства на головных специализированных предприятиях, присваивается обозначение по системе, установленной данной нормалью для таких изделий, и в случае их проектирования автомобильными заводами, научно-исследовательскими институтами и проектными организациями.
Примечание. Этот порядок распространяется и на другие узлы и агрегаты автомобилей и прицепов по мере организации их производства на головных специализированных предприятиях.
21. Присвоение индексов изделиям основного производства автомобильной промышленности, а также знаков модификаций производится централизованно (ГОСТ 5294-60, п. 22).
22. Индексы автомобилям, прицепам, а также их агрегатам и узлам, выпускаемым специализированными предприятиями, присваиваются лишь при наличии разрешения вышестоящей организации на ведение проектирования.
23. Индекс, присвоенный по данной нормали какому-либо изделию основного производства, не может быть использован для другого изделия.

II. Классификация автомобилей

24. Установлены следующие классы автомобилей по первому знаку четырехзначного цифрового индекса их обозначения:

1 - автомобили - полным весом до 1,2 т (легковые - с рабочим объемом двигателя до 1,2 л),

2 - автомобили - полным весом свыше 1,2 до 2 т (легковые - с рабочим объемом двигателя свыше 1,2 до 2 л),

3 - автомобили - полным весом свыше 2 до 8 т (легковые - с рабочим объемом двигателя свыше 2 до 4 л),

5 - автомобили - полным весом свыше 14 до 20 т,

6 - автомобили - полным весом свыше 20 до 40 т,

7 - автомобили - полным весом свыше 40 т.

Примечание. Полный вес равен весу снаряженного автомобиля (собственный вес, снаряжение и заправка) с полезной нагрузкой, дополнительным снаряжением (штанцевый инструмент, цепи противоскольжения, огнетушитель и т.д.), водителем и пассажирами в кабине (см. ОН 025 274-66).

25. Тягачи классифицируются по своему полному весу плюс допустимая нагрузка на седельное устройство, а одноосные тягачи - по собственному весу плюс полный вес полуприцепа.
26. Класс автомобиля сохраняется в случае превышения или уменьшения его полного веса в пределах 0,25 т для 1 и 2 классов и 1 т для остальных классов, например при использовании в конструкции автомобиля ранее спроектированных и изготовляемых узлов и агрегатов предприятия.
27. В основу деления классов на виды положен признак эксплуатационного назначения автомобилей.
Установлены следующие виды по второму знаку четырехзначного цифрового индекса моделей автомобилей.

1 - легковые,                                       4 - тягачи,                        7- фургоны,

2 - автобусы,                                       5 - самосвалы,                  8 - резерв,

3- грузовые (бортовые)                        6 - цистерны,                   9- специальные

28. Автомобили по данной классификации подразделяются на следующие категории:
- стандартные (виды 1-3) - легковые, автобусы и грузовые, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов разного назначения;
- специализированные (виды 4-7) - тягачи, самосвалы, цистерны и фургоны, предназначенные для перевозки сыпучих, вязких и жидких, скоропортящихся, а также однородных грузов (хлеб, одежда и т.д.);
- специальные (вид 9), имеющие технологическое или другое назначение.
29. Автомобилям повышенной и высокой проходимости и высокой проходимости разного эксплуатационного назначения присваиваются отдельные индексы моделей в пределах их класса и вида в отличие от их базовых моделей.
30. Легковым автомобилям с грузопассажирским кузовом типа "Универсал" присваиваются отдельные индексы в отличие от базовых моделей.
31. Санитарным автомобилям, сконструированным на базе агрегатов легковых автомобилей, присваиваются отдельные индексы изделий.
Санитарные автомобили, спроектированные на базе легковых автомобилей с грузопассажирским кузовом "Универсал", рассматриваются как модификации последних.
Санитарным автомобилям, спроектированным на базе шасси грузовых автомобилей, присваиваются из соответствующих классов индексы специальных автомобилей.
32. Автомобилям-такси со специальным кузовом присваиваются новые индексы моделей.

III. Обозначение автомобилей и прицепов

33. Появление новой модели автомобиля, которой присваивается самостоятельный индекс, обусловливается изменением одного из основных параметров характеристики автомобиля, т.е. полного веса, рабочего объема применяемого двигателя, колесной формулы, эксплуатационного назначения, а также установки нового кузова; по изделию специализированного предприятия - основных параметров его характеристики.
34. В диапазоне номеров моделей индексов изделий предусматривается по основным автомобильным заводам группа номеров (10-20 индексов) для нумерации базовых моделей стандартных автомобилей с сохранением, по возможности, номера модели (последние два знака четырехзначного индекса) в остальных видах специализированных и специальных автомобилей.
Например: седельному тягачу, спроектированному на базе грузового автомобиля, обозначенного 0301, присваивается индекс изделия 0401; самосвалу - 0501; автомобилю-цистерне - 0601; автомобилю-фургону - 0701 и специальному автомобилю - 0901.
Примечание. По истечении длительного срока (10-20 лет) и при незначительном использовании диапазона, выделенного автомобильному заводу, допускается по усмотрению головного института автомобилестроения присвоение свободных индексов из этого диапазона изделиям других предприятий.

IV. Классификация и обозначение прицепов, полуприцепов и роспусков
35. Установлены следующие классы прицепов:

8 - прицепы,                                   9 - полуприцепы, роспуски.

36. В основу классификации прицепов и полуприцепов в качестве второй ступени (деление классов 8 и 9 на виды) положен признак эксплуатационного назначения прицепа или полуприцепа.
Установлены следующие виды прицепов и полуприцепов по второму знаку четырехзначного цифрового индекса модели:

1 - к легковым,                                     4 - резерв,                                   7- фургоны,
   
2 - автобусы,                                     5 - самосвалы,                             8 - резерв,

3- грузовые (бортовые)                         6 - цистерны,                               9- специальные

37.
а) В третьем и четвертом знаках четырехзначного индекса модели прицепов, полуприцепов и роспусков предусмотрены диапазоны для обозначения их полного веса следующими цифрами:

Группы     Диапазоны номеров в третьем и четвертом знаках индекса изделия   Прицепы и полуприцепы (полный вес), т    Роспуски (полный вес)

1                                            01-24                                                                                     до 4                                                 до 6

2                                            25-49                                                                               свыше  4  " 10                                  свыше  6  " 10

3                                            50-69                                                                                     10 " 16                                             10 " 16

4                                            70-84                                                                                     16 " 24                                             16 " 24

5                                            85-99                                                                                         24                                                     24

б) При использовании диапазона номеров, предназначенного для индексации прицепов и полуприцепов полным весом до 4 т (01 - 24), за очередной двадцать пятой моделью автоматически присваивается пятизначный индекс с тремя знаками обозначения модели (серийно-порядковая часть).
в) Ниже приводятся диапазоны пятизначных индексов моделей прицепов, полуприцепов и роспусков с разбивкой их по соответствующим группам полного веса:

1 - 00001 - 00249 (включительно)                         2 - 00250 - 00499,                               3 - 00500 - 00699,
4 - 00700 - 00849,                                                 5 - 00850 - 00999   

V. Система обозначения агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями

38. Агрегаты (кроме двигателей), узлы, электрооборудование и топливная аппаратура автомобилей и прицепов, изготовляемые специализированными предприятиями, обозначаются девяти - или десятизначными цифровыми номерами с точкой, проставляемой между вторым и третьим или третьим и четвертым знаками:

00.0000000        -                         полный номер базовой модели изделия в сборе его узлов и деталей;
000.0000000      -                         полный номер модификации изделия, его узлов и деталей, в которых
00                     -                         первые два знака обозначают порядковый номер модели агрегата или узла;
                                         первая модель начинается с 11;
0                       -                         третий знак - модификацию изделия; при отсутствии модификации этот знак опускается;
   .                     -                        знак "точка", отделяющий номер модели или модификации изделия от номера типовой группы или подгруппы и номера детали;
0000                  -                        номер типовой группы или подгруппы (00 или 0000);
000                    -                        порядковый номер детали в пределах типовой подгруппы, устанавливаемый в соответствии со спецификациями типовых деталей автомобилей и прицепов и номерными книгами по обозначению деталей на предприятиях.

39. Сокращенное обозначение изделия специализированного предприятия составляют следующие первые знаки девяти- или десятизначного цифрового номера, присваиваемого составляющим его деталям и узлам:

00.00               -                         по базовой модели изделия, предусмотренного типовой группой;
001.00             -                         первая модификация данной базовой модели;
00.0000           -                         по базовой модели изделия, предусмотренного типовой подгруппой;
001.0000         -                         первая модификация данной базовой модели.

40. Обозначение модели изделия специализированного предприятия, состоящее из первых двух знаков девяти- или десятизначного цифрового номера, устанавливается порядковой нумерацией, начиная с номера 11 (89 номеров).
41. В случае непользования имеющихся 89 номеров для обозначения моделей любого узла или агрегата, предусмотренного типовой группой или подгруппой, допускается по решению головного института автомобилестроения по данной подгруппе переходить на трехзначный номер модели изделия, т. е. с девятизначного на десяти- или одиннадцатизначный цифровой номер с точкой после третьего знака по базовым моделям или после четвертого знака - по их модификациям. При этом индекс модели изделия будет 000.0000 или 0000.0000, а номер его детали или узла - 000.0000000 или 0000.0000000.
42. Трех- и четырехзначный цифровой индексы изделий специализированных предприятий с точкой впереди семизначного номера проставляются на перфокартах в правой части предусмотренной для них колонки, т. е. нули нули появляются впереди номера.
Четырехзначный индекс базовой модели автомобилей и прицепов с дефисом впереди семизначного номера проставляется в левой части той же колонки перфокарты; в данном случае нули появляются после номера.

VI. Классификация и обозначение двигателей, выпускаемых специализированными предприятиями

43. Двигатели, их узлы и детали обозначаются как изделия специализированных предприятий десяти- и одиннадцатизначным цифровым номером со знаком "точка" для базовых моделей между третьим и четвертым, а для модификаций между четвертым и пятым знаками:

000.1000000                    -                    полный номер базовой модели двигателя в сборе; его деталей и узлов;
0000.1000000                  -                    полный номер модификации двигателя в сборе, его деталей и узлов, где
0                                     -                    класс (рабочий объем) бензиновых или дизельных двигателей (см. п. 45);
00                                   -                    порядковый номер базовой модели двигателя;
0                                     -                    модификация базовой модели двигателя (при отсутствии модификации этот знак опускается);
                               -                   знак "точка", отделяющий номер модели и ее модификации от номера типовой группы или подгруппы и номера детали;
10                                   -                   номер типовой группы - "Двигатель";
00                                   -                   номер типовой подгруппы;
000                                 -                   порядковый номер детали, узла и агрегата в пределах типовой подгруппы, устанавливаемый в соответствии со спецификациями типовых деталей автомобилей и прицепов и номерными книгами по обозначению деталей на предприятиях.

44. Сокращенное обозначение модели двигателя составляют первые пять или шесть знаков десяти- или одиннадцатизначного цифрового номера с точкой для базовых моделей между третьим и четвертым, а для модификаций между четвертым и пятым знаками:

000.10                           -                     сокращенное обозначение базовой модели двигателя;
0000.10                         -                     сокращенное обозначение модификации двигателя, где
0                                   -                     класс двигателей в установленных пределах (см. п. 45);
00                                 -                     порядковый номер базовой модели двигателя;
0                                   -                     модификация базовой модели двигателя (при отсутствии модификации этот знак опускается);
                            -                      знак "точка", отделяющий номер модели и модификации изделия от номера типовой группы;
10                                 -                     номер типовой группы - "Двигатель".

45. Классификация двигателей построена по признаку рабочего объема цилиндров в определенных пределах, устанавливающих их типоразмерность - класс двигателей:

Класс двигателя             Рабочий объём двигателя, л

1                                               до 0,75
2                                             0,75 " 1,2 ,
3                                              1,2   " 2
4                                                 2  " 4
5                                                4  " 7
6                                                7  " 10
7                                                10 " 15
8                                                   15
9                                            газотурбинные

46. Дизельным двигателям для их отличия от бензиновых присваиваются номера моделей в диапазоне каждого класса, во втором и третьем знаках индекса модели изделия, начиная с 040.
47. Сокращенное обозначение модели двигателя, изготовляемого специализированным предприятием, представляет собою составную часть полного обозначения изделия-двигателя и всех составляющих его деталей и узлов, предусмотренных только группой 10 - "Двигатель".
Сцеплению и коробке передач, изготовляемым этим предприятием для сборки с выпускаемым двигателем в качестве комплектующего или товарного изделия, присваивается собственное обозначение на базе своих групп (16, 17) по системе, предусмотренной данной нормалью для изделий специализированных предприятий.
Это правило распространяется и на другие комплектующие узлы изделий специализированных предприятий.

VII. Условное обозначение изделий

48. Условные наименования вновь организованным предприятиям устанавливаются головным институтом автомобилестроения по представлению предприятий.
49. Условное обозначение автомобилей, прицепов и изделий специализированных предприятий состоит из условного наименования предприятия-изготовителя, тире и индекса и сокращенного обозначения изделия.
Условное обозначение изделий применяется в наименовании каталогов запасных частей и инструкций к этим изделиям, в переписке и оперативной работе.

VIII. Обозначение автопоездов

50. Обозначение автопоезда состоит из условного наименования предприятия, выпускающего автопоезд, тире, индекса модели, тягача, дефиса и индекса модели полуприцепа.
При этом буквы условного наименования предприятия опускаются в обозначении чертежей общих видов автопоезда.
51. Обозначение автопоезда присваивается чертежу его общего вида, каталогам запасных частей, справочным и инструкционным материалам.
Индекс модели тягача или полуприцепа автопоезда служит префиксом во всех семизначных цифровых номерах деталей, узлов и агрегатов, составляющих данный тягач или полуприцеп.

IX. Модификация изделий

52. Модификация означает совокупность качественных изменений, вносимых в конструкцию базовой модели автомобиля или изделия специализированного предприятия, ограничивающую или расширяющую область ее применения в эксплуатации с появлением в вариантном исполнении новой номенклатуры деталей и узлов. При этом новые детали и узлы, как правило, повторяют типовые номера базовой модели и относятся к составляющим ее подгруппам.
53. Модификация автомобилей обозначается в индексе базовой модели путем прибавления пятого цифрового знака в нарастающем порядке цифр.
Первая модификация будет иметь индекс 00001, вторая модификация - 00002 и девятая (последняя) - 00009.
54. Модификация в индексах моделей прицепов, полуприцепов и роспусков не отражается. Новый индекс присваивается варианту модификации такого изделия.
55. Модификация изделия специализированного предприятия указывается в третьем знаке десятизначного или в четвертом знаке одиннадцатизначного цифрового номера; цифра 1 - первая и цифра 9 - последняя модификация каждого "изделия.
56. Цифровой знак модификации, как меняющий индекс изделия, присваивается централизованно по представлению предприятий.
57. В случае необходимости обозначения десятой модификации изделия допускается по решению головного института автомобилестроения присвоение ей нового индекса модели с цифрой 1 в знаке модификации.

X. Модернизация изделий и обозначение вариантных исполнений

58. Модернизация (сумма усовершенствований), не изменяющая параметров изделия, указанных в его технической характеристике, не находит отражения в его индексе.
Такая модернизация предусматривается в обозначении соответствующих агрегатов, узлов и деталей путем присвоения очередного индекса вариантного исполнения или изменения даты чертежа.
59. Модернизация, значительно изменяющая отдельные параметры характеристики и внешний вид автомобиля, с появлением вариантного исполнения находит отражение в двухзначном цифровом суффиксе семизначного номера обозначения автомобиля (прицепа) в сборе, например:

0000-0000010                   -            базовая комплектация модели в сборе;
0000-0000010-01              -            1-й вариант конструкции базовой модели в сборе, на котором поставлены модернизированные узлы - передняя подвеска, руль, карданы и т. д.;
0000-0000010-02              -            2-й вариант и т. д.

60. Сокращенное обозначение модернизированного варианта модели автомобиля (прицепа) составляется из условного наименования предприятия-изготовителя, тире, индекса модели, дефиса и цифрового двухзначного суффикса вариантного исполнения.
61. Модернизация изделий специализированных предприятий с появлением взаимо- и невзаимозаменяемого варианта находит отражение в суффиксе вариантного исполнения как изделия в сборе, так и составляющих его деталей и узлов.
62. Сокращенное обозначение модернизированного варианта изделия специализированного предприятия составляется из условного наименования предприятия-изготовителя, тире, индекса изделия, дефиса и цифрового двухзначного суффикса вариантного исполнения.

XI. Комплектация изделий и ее обозначение

63. Комплектация означает совокупность изменений, вносимых в изделие, зачастую по требованию заказчика, увеличивающих или уменьшающих номенклатурный объем составляющих его узлов и деталей с появлением вариантного исполнения.
Подобное вариантное исполнение изделия или его составной части, например, шасси, предназначается для использования в иных условиях эксплуатации или в качестве конструктивной части другого специализированного изделия: самосвала, цистерны, фургона и специального автомобиля (см. изменение N 1 ОН 025 212-64, Информационный указатель отраслевых нормалей автомобилестроения, вып. 1, 1966 г.).
Комплектация определяет номенклатурный объем деталей, узлов и агрегатов, составляющих изделие товарной продукции предприятия.
64. В тех случаях, когда шасси автомобиля изменяется с нарушением взаимозаменяемости и применением новых деталей и узлов в целях его использования в новом специализированном автомобиле, такое шасси рассматривается данной нормалью как изменение комплектации базового автомобиля, а не как его модификация.
Поскольку шасси, являясь составной частью автомобиля, обозначается семизначным номером (подгруппа 0001) с индексом этого изделия в качестве префикса, то такое измененное шасси с потерей взаимозаменяемости, т. е. в новой комплектации, обозначается семизначным номером, но с другими двумя последними знаками.
Например, шасси базового грузового автомобиля обозначается 3301-0001020, а шасси измененной комплектацией под самосвал - 3301-0001080.
Измененное шасси, превращаясь в конструктивную часть другого автомобиля иного эксплуатационного назначения, в соответствии с установленной классификацией сохраняет индекс своей базовой модели и с таким обозначением входит в спецификацию нового автомобиля, как всякий другой узел и деталь.

65. Автомобилю (прицепу) в сборе определенной конструкции и комплектности по сборочному чертежу присваивается семизначный номер базовой комплектации - 0000010 с индексом его модели впереди в качестве префикса, т.е. 0000-0000010.
66. Комплектации изделия, отличной от его сборочного чертежа, присваивается семизначный номер из типовой подгруппы 0000 - автомобиль (прицеп) в сборе или 0001 - шасси автомобиля (прицепа) в сборе в порядке установления такой комплектации для каждого изделия в отдельности согласно спецификациям типовых комплектаций этих подгрупп индексом модели впереди в качестве префикса, как, например, 0000-0000011, 0000-0000012 и т. д.
67. Типичными примерами комплектаций грузового автомобиля являются:
- автомобиль с кабиной с мягким верхом, вместо цельнометаллической;
- с лебедкой;
- с коробкой отбора мощности от раздаточной коробки;
- с коробкой отбора мощности от коробки передач;
- с держателем запасного колеса и т. д.
68. Сокращенное обозначение комплектации модели автомобиля (прицепа) состоит из условного наименования предприятия-изготовителя, тире, индекса модели, дефиса и цифрового трехзначного порядкового номера (последние три цифры семизначного номера), присвоенного данной комплектации.
69. Сокращенное обозначение комплектации двигателя, выпускаемого специализированным предприятием, составляется из условного наименования предприятия-изготовителя, тире, индекса изделия, дефиса и цифрового трехзначного порядкового номера (последние три цифры семизначного номера), присвоенного по спецификации типовых деталей или номерной книге предприятия по контролю типовых номеров.
70. Для остальных изделий специализированных предприятий, предусмотренных типовой подгруппой, их комплектация обозначается полным номером.

XII. Экспортные варианты изделий

71. Экспортным вариантам автомобилей, прицепов, полуприцепов и роспусков присваивается однозначное цифровое обозначение в шестом знаке индекса модели.
При отсутствии модификации в пятом знаке изделия ставится цифра ноль.
72. Экспортным вариантам изделий специализированных предприятий присваивается однозначное цифровое обозначение после знака модификации индекса изделия: для двигателей - в пятом знаке, а для других узлов и агрегатов - в четвертом знаке.
При отсутствии модификации в ее знаке в индексе изделия ставится ноль.
73. За экспортными вариантами изделий устанавливаются следующие цифры:

6 - экспортный вариант,                                             7 - экспортный вариант для тропического климата;

8 - резерв,                                                                 9 - резерв.

XIII. Полное обозначение изделий

74. Полное обозначение автомобилей и прицепов и смысловое значение составляющих его знаков предусмотрено в настоящей нормали приложением 2.
75. Полное обозначение двигателей, выпускаемых специализированными предприятиями, и смысловое значение индексов предусмотрено в настоящей нормали приложением 3.
76. Полное обозначение агрегатов и узлов автомобилей и прицепов, выпускаемых специализированными предприятиями, и смысловое значение индексов предусмотрено в настоящей нормали приложением 4.

XIV. Обозначение экспериментальных изделий и их вариантов

77. Экспериментальным образцам автомобилей и прицепов, а также их агрегатам и узлам, выпускаемым специализированными предприятиями, присваивается индекс модели в установленном данной нормалью порядке.
а) В целях сохранения в неизменном виде присвоенного обозначения экспериментальным изделиям для последующего освоения их производством рекомендуется ставить впереди индекса модели букву Э для первого варианта экспериментального образца, 2Э для второго варианта экспериментального образца и т. д.
Индекс варианта экспериментального образца изделия присваивается его общему виду, габаритному чертежу и справочным.
б) Обозначения Э, 2Э и т.д. исключаются из индекса варианта экспериментального образца изделия, когда он применяется в качестве префикса в обозначении всех деталей, узлов и агрегатов, составляющих данный экспериментальный вариант.
в) Варианты экспериментальных образцов деталей, узлов и агрегатов экспериментальных изделий обозначаются также прибавлением буквы Э, 2Э и т. д. впереди префикса с присвоением им номеров.
г) Очередные знаки вариантов экспериментального образца изделия и его экспериментальных вариантов деталей и узлов присваивает ведущий инженер по технической документации отдела главного конструктора предприятия для каждого изделия и варианта узла и детали в отдельности.
При окончательном уточнении и утверждении конструкции знаки Э, 2Э и т. д. из индекса изделий и деталей устраняются с сохранением цифрового номера без изменения.
Примечание. Дополнительные знаки Э, 2Э и т. д. целесообразно наносить на чертежах карандашом.

XV. Порядок присвоения индексов изделиям

78. Всем видам автомобилей и прицепов, предусмотренным нормалью, индексы моделей присваиваются головным институтом автомобилестроения в соответствии с утвержденным типажом на основании представленного предприятием-изготовителем экземпляра технического задания на проектирование, утвержденного Министерством автомобильной промышленности в установленном порядке.
79. Агрегатам и узлам автомобилей и прицепов, выпускаемым специализированными предприятиями, в том числе двигателям, изделиям топливной аппаратуры, электрооборудования и приборам, индексы моделей присваиваются организацией, которой это поручено Министерством, в соответствии с утвержденным типажом на основании представленного предприятием-изготовителем экземпляра технического задания на проектирование, утвержденного в порядке, установленном Министерством автомобильной промышленности.
80. Цифровые знаки обозначения модификации изделий согласно отраслевой нормали присваиваются по представлению предприятий соответствующими организациями в соответствии с пп. 78 и 79.
81. Изделиям электрооборудования и приборам в случае их изготовления автомобильными предприятиями для установки на вновь осваиваемой модели автомобиля и прицепа индексы присваиваются соответствующим научно-исследовательским институтом в соответствии с данной отраслевой нормалью.
82. Изделиям топливной аппаратуры, в случае их изготовления автомобильными предприятиями для установки на вновь осваиваемой модели автомобиля, индексы присваиваются головным институтом автомобилестроения в соответствии с данной отраслевой нормалью.

Источник: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=3692365

2

Классификация военной автомобильной техники

Автомобили являются самым массовым транспортным средством в народном хозяйстве и Вооруженных Силах (ВС). Военные (армейские) автомобили, как и колесные бронетранспортеры, в настоящее время являются одним из массовых видов техники, используемой во всех видах и родах Вооруженных Сил.

В последние годы автомобили находят все большее применение в качестве базовых шасси под монтаж вооружения и военной техники. Об этом говорят данные, что 90 % парка военной автомобильной техники идет под монтаж вооружения и военной техники (ВВТ) и 10 % используется как средства буксировки различных комплексов вооружения и под другие цели.

Под военной автомобильной (ВАТ), понимают: автомобильную технику, созданную по тактико-техническим требованиям Министерства обороны Российской Федерации, используемую под монтаж, буксировку комплексов различных видов оружия и средств, обеспечивающих ее применение.

Данное разделение по типам и видам оптимизировано многолетней практикой формирования парка ВАТ и применения ее в ВС страны, жизнь это разделение подтвердила и узаконила в типаже ВАТ.

По типу двигателей автомобили разделяют на:
- карбюраторные, работающие на бензине;
- дизельные, работающие на дизельном топливе;
- газовые, работающие на сжатом природном газе;
- электродвигатели, работающие от аккумуляторных батарей.

По назначению:
- пассажирские, их разделяют на легковые – для перевозки небольшой группы пассажиров (до 8 человек); автобусы – в зависимости от назначения могут быть городскими, пригородными, междугородними (свыше 8 человек);
- грузовые, они предназначены для перевозки грузов и могут быть снабжены платформой.

Грузовые автомобили используют как универсальный транспорт (общего значения) и для перевозки специальных грузов. Эти автомобили подразделяют по грузоподъемности, т.е. по массе груза, который можно перевезти в кузове на следующие классы:
а) особо малый - от 0,3 - до 0,1т.;
б) малый - 1,0 - 3,0 т.;
в) средний - 3,0 - 5,0 т.;
г) большой - 5,0 - 8,0 т.;
д) особо большой - 8,0 – 14,0 т;
                            - 14,0-20,0 т.;
                            - 20,0-40,0 т.;
                            - свыше 40,0 т.

Автомобили специального назначения:
а) коммунальные автомобили;
б) пожарные;
в) автокраны;
г) передвижные ремонтные мастерские;
д) радиосвязи и т.д.

Специализированные автомобили служат для перевозки грузов определенного вида:
а) насыпных;
б) жидкостных;
в) крупногабаритных: самосвалы, цистерны, фургоны, камневозы, автозаправщики.
Эти автомобили представляют собой видоизмененные модели (модификации) грузовых автомобилей.

По типу шасси автомобили подразделяют: на рамные и безрамные. Рамные имеют в качестве остова раму, к которой крепят составные части и механизмы. Безрамные автомобили не имеют рамы, а составные части и механизмы монтируются к кузову. В этом случае кузов автомобиля называют несущим.

По видам:
- колесную;
- гусеничную.

Военная автомобильная техника подразделяется по типам:
- армейские автомобили многоцелевого назначения (ААМН);
- специальные колесные шасси (СКШ);
- специальные колесные тягачи (СКТ);
- военные гусеничные машины транспортно-тягового класса;
- прицепы и полуприцепы многоцелевого назначения;
- кузова-контейнеры и кузова-фургоны многоцелевого назначения;
- подвижные средства технического обслуживания, ремонта и эвакуации.

Источник:
Классификация военной автомобильной техники

3

Первая единая система классификации автотранспортных средств (АТС) начала действовать в 1945 году. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами обозначений, включающими, как правило, буквенные обозначения завода-изготовителя и порядковый номер модели подвижного состава из выделенного диапазона:

1-99  Горьковский автомобильный завод им. Молотова (ГАЗ)                                                                                ГАЗ-93 выпускал Одесский автосборочный завод (ОдАЗ)
100-199 Завод им. Сталина (ЗиС) с 1956 г. Завод им. Лихачева (ЗиЛ)
200-249 Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) с 1959 г. Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ). Исключения: МАЗ-200, МАЗ-205
250-299 Новосибирский автомобильный завод (НАЗ) с 1949 г. завод передали в другую отрасль промышленности. Нумерация передана КрАЗу. Исключения: РАФ-251
350-399 Уральский автомобильный завод им. Сталина (УралЗИС) с 1959 г. Уральский автомобильный завод (УралАЗ)
400-449 Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1971 г. Автомобильный завод им. Ленинского Комсомола (АЗЛК)
450-484 Ульяновский автомобильный завод (УАЗ)
485-499 Днепропетровский автомобильный завод (ДАЗ) см. ЗиС-485
500-549 Минский автомобильный завод (МАЗ) в т.ч. Могилевский автомобильный завод (МоАЗ), Белорусский автомобильный завод (БелАЗ)
550-599 Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ)
600-649 Кутаисский автомобильный завод (КАЗ) в т.ч. КАЗ-585
650-674 Горьковский завод автобусов (ГЗА) с 1950 г. Павловский автобусный завод им. Жданова (ПАЗ), в т.ч. Курганский автобусный завод (КАвЗ)
675-694 Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) кроме тролейбусов ЗиУ-682, ЗиУ-683 завода им. Урицкого
695-699 Львовский автобусный завод (ЛАЗ)
700-899 Автоприцепы различных заводов
930-939 Брянский атомобильный завод (БАЗ)
940-949 Тартуский авторемонтный завод (АРТ)
965-974 Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ) в т.ч. Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ)
975-999 Рижский авторемонтный завод №2 (РАФ)

Тип прицепного состава обозначался цифрой, буквой и цифрой. Первая цифра показывала число осей, буквы обозначают: П — автомобильный прицеп, Р — прицеп-роспуск, ПП — полуприцеп, ПТ — прицеп-тяжеловоз, цифра после букв — грузоподъемность прицепа. Например, 1-П-0,5 означает одноосный прицеп грузоподъемностью 0,5 т; 2-П-6 — двухосный прицеп грузоподъемностью 6 т; 1-Р-5 — одноосный прицеп-роспуск грузоподъемностью 5 т; 4-ПТ-60 — четырехосный прицеп-тяжеловоз грузоподъемностью 60 т.

Каждому прицепу и полуприцепу присваивалась заводская марка. Полное их обозначение включало тип и заводскую марку, например, двухосный автомобильный полуприцеп 2-ПП-15 МАЗ-938.

4

класс АТС                                                  Две первые цифры индексов
для легковых автомобилей
по рабочему объему
двигателя (в дм3) особо малый до 1,2                                      11
малый от 1,2 до 1,8                                                                 21
средний от 1,8 до 3,5                                                              31
большой свыше 3,5                                                                 41
высший, не регламентируется                                                  51
для автобусов
по габаритной длине (в м) особо малый до 5,0                    22
малый 6,0 — 7,5                                                                 32
средний 8,0 — 9,5                                                              42
большой 10,5 — 11,0                                                          52
особо большой, более 11,5                                                 62

5

Полная масса, т*

бортовые

тягачи

самосвалы

цистерны

фургоны

специальные

до 1,2

13

14

15

16

17

19

1,2 до 2,0

23

24

25

26

27

29

2,0 до 8,0

33

34

35

36

37

39

8,0 до 14,0

43

44

45

46

47

49

14,0 до 20,0

53

54

55

56

57

59

20,0 до 40,0

63

64

65

66

67

69

свыше 40,0

73

74

75

76

77

79

* Полная масса снаряженного автомобиля — это его собственная масса с заправкой, полезным грузом, дополнительным снаряжением, водителем и пассажирами в кабине. Тягачи классифицируются по своей полной массе плюс допустимая нагрузка на седло, причем одноосные тягачи — по собственной массе плюс полный вес полуприцепа. Класс автомобиля сохраняется в случае превышения или уменьшения его полной массы в пределах 0,25 тонны для 1-го и 2-го классов и 1 тонны для остальных.
** Классы от 18 до 78 являются резервными.

6

Первые две цифры индекса*

Прицепы

Полуприцепы
(роспуски)

Легковые

81

91

Автобусные

82

92

Грузовые (бортовые)

83

93

Самосвальные

85

95

Цистерны

86

96

Фургоны

87

97

Специальные

89

99

* Классы 84, 94, 88 и 98 являются резервными.

Последние цифры индекса

Полная

масса. т

01 — 24

до 4

до 6

25 — 49

свышн 4-10

свыше 6-10

50 — 69

свыше 10-16

свыше 10-16

70 — 84

свыше 16 — 24

свыше 16 — 24

85 — 99

свыше 24

свыше 24

7

С 2004 года вступил в действие ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» с обозначениями, гармонизированными с принятыми в международных требованиях по безопасности, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту (КВТ) Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств, Правила ЕЭК ООН №36, №52 и др.):
Категория

Категория L - механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес, и квадрициклы
L1 Двухколесный мопед.
L2 Трехколесный мопед.
L3 Мотоцикл.
L4 Мотоцикл с коляской.
L5 Трицикл.
L6 Легкий квадрицикл.
L7 Квадрицикл.
Категория М - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров
M1 Легковые автомобили с типом кузова:

    АА - седан.
    АВ - хэтчбек.
    АС - универсал.
    AD - купе.
    АЕ - кабриолет.
    AF - многоцелевое транспортное средство.

M2 Автобусы, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.
M3 Автобусы, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.
Категория N - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов
N1 ТС, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.
N2 ТС, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.
N3 ТС, имеющие максимальную массу более 12 т.
Категория О - прицепы (включая полуприцепы)
O1 Прицепы, максимальная масса которых не более 0,75 т.
O2 Прицепы, максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
O3 Прицепы, максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
O4 Прицепы, максимальная масса которых более 10 т.
Транспортные средства специального назначения категорий М, N и О

    SA - автомобиль-дом (кемпер), категория M1.
    SB - бронированное транспортное средство.
    SC - транспортное средство медицинской помощи, категория M.
    SD - автомобиль для ритуальных услуг (катафалк).

Обозначение категории транспортного средства специального назначения должно дополняться буквой С. Например, транспортное средство медицинской помощи категории M2 должно иметь обозначение M2С.
Категория Т - сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы
Категория G - транспортные средства повышенной проходимости категорий М и N
Буквы М и N могут сочетаться с буквой G. Например, транспортное средство категории N1, которое может использоваться как транспортное средство повышенной проходимости, допускается обозначать как N1G.


Вы здесь » Подвижная автомобильная ремонтная мастерская » Справочные материалы » Обозначения автомобильной техники