История автомобиля начинается в 1955 году, тогда еще в только что образованном конструкторском бюро (СКБ-1), на Минском автомобильном заводе. В бюро во главе Б.Л. Шапошника, после испытаний американских образцов, приступили к разработке своих автомобилей, и уже в конце 1956 года был построен первый опытный автомобиль, который имел в своем арсенале один ведущий мост с односкатными неуправляемыми колесами. В паре с прицепным агрегатом (скрепер, землевоз, каток, платформа, грузоподъёмное устройство, цементовоз и другие), колеса которого не являлись ведущими, МАЗ-529 образовывал сочлененную машину.
http://s3.uploads.ru/t/BziUt.jpg
Для изменения движения одна половина этого своеобразного автопоезда посредством воздействия гидроцилиндра перемещалась ("изламывалась") относительно другой до 90o в каждую сторону. Шарнирное соединение двух половин обеспечивало им две степени свободы, то есть возможность относительного поворота в горизонтальной плоскости, а также поворота вокруг продольной оси. Для опрокидывания кузова самосвального полуприцепа-землевоза гидроцилиндры подтягивали к нему головную секцию автопоезда, и кузов, поворачиваясь относительно задних колес, разгружался.
http://s6.uploads.ru/t/Qx1JT.jpg http://s7.uploads.ru/t/HSmIU.jpg

МАЗ-529 был оснащен двухтактным 6-ти цилиндровым рядным верхнеклапанным дизельным двигателем жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и прямоточной продувкой ЯАЗ-206 мощностью 165 л.с.. Для передачи крутящего момента от двигателя к колесам служила трансмиссия, состоящая из механической 5-ти ступенчатой трехходовой КПП с пятой, повышающей передачей, механической двухступенчатой одноходовой раздаточной коробки с передаточными числами 1,08 и 3,175, карданной передачи и ведущего моста.
http://s3.uploads.ru/t/Q82nm.jpg

Сцепление - двухдисковое, сухое с пневмоусилителем выключения. Карданная передача открытая 2-х валовая, с шарнирами непостоянной угловой скорости на игольчатых подшипниках. Главная передача центральная, одинарная, с планетарными редукторами в ступицах колес. МАЗ-529 не имел упругой подвески колес, как и его прицепы, а необходимую амортизацию толчков при движении с максимальной для машины скоростью (40 км/ч) обеспечивал объем воздуха, заключенный в шинах довольно большого (21,00-28") размера с постоянным давлением 3,5 кгс/см2.

Покрышки диаметром 1790 мм. с мощными грунтовыми зацепами, расставленными в виде косой расчлененной елки, могли обеспечить высокие тяговые и сцепные качества при движении по деформируемому грунту. Рулевой механизм - четырех-заходный цилиндрический червяк центральный сектор с гидравлическим приводом. Согласно Приказу №18 от 31 января 1958 года - о плане опытно-конструкторских работ на весть 58 год, подписанном директором Минского автозавода С.М. Кишкиным к апрелю-маю 1958 года должны были быть собраны и обкатаны ещё 3 опытных образца МАЗ-529, а к концу года - завершены все конструкторско-доводочные работы и заводские испытания.

Однако эти планы пришлось корректировать - в апреле было принято решение Правительства о специализации в автомобильной промышленности. Одним из пунктов этого решения предписывалось передать производство одноосных тягачей и скреперов, разработанных на Минском автомобильном заводе, заводу подъемно-транспортного оборудования им.С.М. Кирова Минтяжмаша СССР в г. Могилеве, который к этому времени выпускал электро-мостовые краны, паросиловые установки и масло-заправщики на базе автомобилей ГАЗ-51. 24 апреля 1958 года одноосный тягач МАЗ-529 и 40-тонный самосвал МАЗ-530 отправились в Бельгию, на Всемирную промышленную выставку в Брюсселе. С апреля по октябрь 1958 года миллионы посетителей этой выставки могли познакомиться с большегрузными автомобилями из СССР. К концу 1958 года всю документацию, и технические материалы передали на Могилевский автомобильный завод, где и началась история автомобиля МоАЗ-529.

С июня 1958 года на могилёвском заводе (своё современное название — Могилёвский автомобильный завод (МоАЗ) имени С.М. Кирова — предприятие получит только 28 марта 1966 года) налаживается «отвёрточная» сборка модернизированных одноосных колесных тягачей МАЗ-529В с двухместной кабиной и двигателем ЯАЗ-М206А мощностью 180 л.с. Со 2 сентября 1958 года начинается изготовление установочной партии машин, которое завершается к концу года. Постепенно завод дооснащался и переоборудовался для полноценного серийного производства.
http://s6.uploads.ru/t/CK3Z1.jpg  http://s6.uploads.ru/t/wVIWK.jpg

Попутно с оснащением цехов могилёвского завода, в в СКБ-1 продолжалась активная работа над совершенствованием конструкции одноосного тягача. В 1960 году с Минского автозавода в Могилёв была переведена группа конструкторов для создания собственной конструкторско-экспериментальной базы завода.
http://s2.uploads.ru/t/ndXLA.jpg  http://s3.uploads.ru/t/5yAGB.jpg

«Могилевский завод подъемно-транспортного оборудования демонстрирует на ВДНХ самоходный скрепер Д-357Г. Высокопроизводительная машина (емкость ковша 9 куб. м) возводит земляные насыпи, осуществляет планировку больших площадей.»
Фото: журнал «Изобретатель и рационализатор» №8 1960 г.

До конца 1961 года на базе тягача МАЗ-529В были созданы одноосные тягачи МАЗ-529Б, МАЗ-529Г, МАЗ-529Д и МАЗ-529Е, отличающиеся от МАЗ-529В назначением, техническими характеристиками и рядом дополнительных узлов и механизмов. МАЗ-529Е предназначался исключительно для эксплуатации в составе самоходного скрепера, а МАЗ-529Д был оборудован карданным валом для привода узлов полуприцепного агрегата.

Первая партия тягачей МАЗ-529Е была выпущена в ноябре 1959 года. Серийный выпуск скреперов МАЗ-529Е—Д-357Г был налажен в 1961 году в Могилёве и на Мозырском заводе мелиоративных машин (с декабря 2000 года — ОАО «Мозырский машиностроительный завод»). В Мозыре над разработкой этой машины трудились ведущий инженер-конструктор М.И. Френкель, инженер-конструктор С.Н. Яворский, начальник технического бюро Б.И. Боваров.
http://s7.uploads.ru/t/51Jbd.jpg  http://s2.uploads.ru/t/7Fa9O.jpg
http://s3.uploads.ru/t/U1Q9y.jpg  http://s3.uploads.ru/t/tSi4n.jpg
Самоходный скрепер: 1 — тягач; 2 — седельно-сцепное устройство; 3 — цилиндр поворота тягача; 4 — рама; 5 — цилиндр подъема и опускания ковша; 6 — заслонка; 7 — цилиндр управления передней заслонкой; 8 — ковш; 9 — задняя стенка; 10 — цилиндр задней стенки; 11—горизонтальные ножи; 12 — боковые ножи

За изготовление новой техники мозырский коллектив был удостоен Диплома III степени ВДНХ, главный технолог завода С.А. Громов, главный конструктор В.А. Кременчуцкий отмечены бронзовыми медалями ВДНХ, а бригадир слесарей-сборщиков А.М. Корчев — серебряной.

С 1965 года вместо МАЗ-529Е выпускался автомобиль МАЗ-529И с двигателем ЯАЗ-206И мощностью 180 л.с. и усиленными узлами трансмиссии.
http://s3.uploads.ru/t/Uu5hS.jpg
Одновременно с МАЗ-529И, для работы в южных районах выпускалась модификация МАЗ-529М с упрощённой кабиной, имеющей брезентовый тент. Тропический вариант тягача МАЗ-529Г носил обозначение МАЗ-529ГТ.

Одноосные тягачи семейства МАЗ-529 и их следующее поколение — тягачи МоАЗ-546П — нашли широкое применение в РВСН. Здесь эти машины использовались как портальные подъёмно-установочные агрегаты (установщики)
http://s6.uploads.ru/t/6B1bR.jpg 8У217
http://s2.uploads.ru/t/IGP8L.jpg 8У224 (8У224П)
http://s3.uploads.ru/t/KkAtV.jpg 8У224М
http://s7.uploads.ru/t/iob9P.jpg 8У210
подъёмные краны (грузоподъёмные агрегаты)
http://s7.uploads.ru/t/sQglf.jpg 8Т25
http://s7.uploads.ru/t/SQYPp.jpg 8Т26 (грузоподъёмность 10 т)
Различные агрегатыракетных комплексов на стартовых позициях баллистических ракет Р-9, Р-12, Р-14, Р-16 и Р-36.
http://s6.uploads.ru/t/t1F3G.jpg Агрегат 8Г140 для хранения, транспортировки и заправки ракет 8К64 и 8К65 ракетным топливом - гептилом, 1963 г.
http://s3.uploads.ru/t/MlWJE.jpg 8Г132А - автозаправщик окислителя БРПЛ 4К-50 РК Д-2

В инженерных войсках и народном хозяйстве одноосники всех поколений использовались в составе самоходных скреперов, катков, грузовых платформ для установки различного оборудования и других машин.

Монтажные краны для одноосных тягачей
http://s2.uploads.ru/t/eHsM1.jpg МКП-30-5
http://s7.uploads.ru/t/LVWUT.gifhttp://s7.uploads.ru/t/5tc2U.gif МКТ-40, МКТ-40-5, МКТ-6-45) выпускались на Туапсинском машиностроительном заводе им. XI годовщины Октябрьской революции. Кроме прочих, здесь, благодаря сотрудничеству между Минмонтажспецстроем СССР и японской фирмы «Tadano», на базе крановой установки TG-700E (EG) и тягача МоАЗ-6442 выпускался кран МКТТ-63 грузоподъемностью 63 т. Всего в период 1987-1993 гг. было изготовлено 117 кранов МКТТ-63, из них 6 были проданы в Китайскую Народную Республику.

Серийное производство аэродромных снегоуборочных машин на базе одноосников началось в 1972 году в Минске на Опытно-экспериментальном заводе при СКБ «Мелиормаш» (в 1975 году бюро было переименовано в СКБ «Дормаш» и включено в состав одноименного НПО, со временем трансформировавшегося в компанию «Амкодор»). Здесь выпускались снегоочистители
http://s6.uploads.ru/t/YkQMG.jpg  ДЭ-7
ДЭ-224, ДЭ-224А, ДЭ-235 (с 1993 года эта модель получила название «Амкодор-9561»). Всего было сделано около восьми сотен снегоуборочных машин всех моделей и модификаций.

МАЗ-529 1956г двигатель ЯАЗ-М206 (165лс) опытный, изготовлен на МАЗе, одноместная кабина, облицовка с 5-ю отверстиями, боковины капота глухие.

МАЗ-529Б 19??г двигатель ЯАЗ-М206Б (205лс) изготовлен ?, на базе ?

МАЗ-529В 1958-1961г двигатель ЯАЗ-М206А (180лс) выпускался на МоАЗе, базовая модель, нагрузка на седло 8т, двухместная кабина, облицовка с 5-ю отверстиями, боковины капота с горизонтальным отверстием.

МАЗ-529Г 19??г двигатель ЯАЗ-М206Б (205лс) выпускался на МоАЗе, на базе МАЗ-529В, нагрузка на седло 12т.

МАЗ-529Д 19??г двигатель ЯАЗ-М206Б (205лс) выпускался на МоАЗе, на базе МАЗ-529В, нагрузка на седло 8,2т, с валом отбора мощности для привода узлов полуприцепного агрегата.

МАЗ-529Е 1961-1965г двигатель ЯАЗ-М206И (180лс) выпускался на МоАЗе, базовая модель, двухместная кабина, облицовка с 7-ю отверстиями, боковины капота с вертикальными луврами.

МАЗ-529И 1965-1969г двигатель ЯАЗ-М206К (205лс) выпускался на МоАЗе, базовая модель, двухместная кабина, облицовка с 7-ю отверстиями, боковины капота с вертикальными луврами.

МАЗ-529М 19??г двигатель ЯАЗ-М206И (180лс) выпускался на МоАЗе, на базе МАЗ-529Е, кабина с мягким верхом.

Источники: http://truck-auto.info/maz/138-529.html
                  журнал "За рулём" №11 1957
                  http://русская -сила.рф
                  http://www.russianarms.ru