Лёгкий артиллерийский тягач "Пионер"

    Особое положение в Красной Армии начала 1930-х годов стала занимать зарождающаяся противотанковая артиллерия, представленная тогда 37-мм пушками образца 1930 года и 45-мм образца 1932 года. Ей требовалась высокая маневренность (не уступающая танкам) при смене позиций, зачастую под ружейно-пулеметным огнем противника. Здесь конная тяга, при всем уважении к ней тогда в Красной Армии, уже не годилась. Нужен был легкий малогабаритный гусеничный тягач, полностью отвечавший специфике его применения. Кроме того, массовое производство подобных машин для быстрого и полного насыщения противотанковых дивизионов и артиллерийских полков должно было быть под силу промышленности.
       Такими возможностями в те годы обладали автотракторные заводы и машиностроительные предприятия, строившие танкетки и легкие разведывательные танки. Очевидно, что столь необходимый армии тягач целесообразно было создавать на базе последних, с использованием хорошо освоенных в производстве узлов шасси и ходовой части, вполне подходивших для этой цели по своим техническим параметрам. Силовым агрегатом мог стать бензиновый четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-А мощностью 40 л.с. (вместе с автомобильными сцеплением и коробкой передач), широко применявшийся практически на всех выпускавшихся тогда малых танках.
    Первый такой тягач, "Пионер", спроектировали в 1935 году в Научном автотракторном институте (НАТИ) под руководством А.С.Щеглова по образцу быстроходного американского трактора "Мармон-Херингтон" с автомобильным двигателем Форд V-8.
http://s2.uploads.ru/t/Llx0T.jpg  http://s7.uploads.ru/t/Xr6Ls.jpg
http://s7.uploads.ru/t/2LarO.jpg  http://s7.uploads.ru/t/LaAoB.jpg
http://s7.uploads.ru/t/TpKm9.jpg  http://s3.uploads.ru/t/PpMrB.jpg

    Компоновку машины и его тягово-динамический расчет делал С.Н.Осипов, ведущим инженером по машине назначили Брусянцева. Силовой агрегат и трансмиссию с дифференциалом позаимствовали от находившегося в производстве плавающего танка Т-37А, от него же использовали пружино-балансирные тележки (по одной на борт) и гусеницы. Заднее направляющее колесо имело упругую подвеску и одновременно выполняло роль опорного катка (несущий ленивец). Машина была очень короткой и узкой. Масса ее составляла всего 1500 кг, скорость - до 50 км/ч. Водитель сидел посередине, прямо над коробкой передач, и был прикрыт спереди защитным кожухом. За ним по бортам находились шесть сидений, по три в ряд, установленных спинками внутрь, на которых боком, тесно, размещались бойцы орудийного расчета.
    Опытный образец был изготовлен в 1936 г. Тягач-транспортер был принят на вооружение и находился в серийном производстве на заводе № 37 им.Орджоникидзе в Москве с 1936 по 1937 гг. В 1936 г. были выпущены первые 50 машин, по другим - 25 шт. А 7 ноября того же года тягачи уже приняли участие в параде на Красной площади. В войсках они не прижились из-за неустойчивости при езде, особенно на поворотах, а также из-за низких тяговых свойств и малой вместимости. В ходе короткой эксплуатации выявилась необходимость в броневой защите водителя, двигателя, радиатора и бензобака от огня стрелкового оружия, так как тягач должен работать в непосредственной близости от противника - в зоне вероятного обстрела.
    Такую бронированную модификацию вскоре разработали и построили в НАТИ (конструктор Маринин) в двух вариантах: "Пионер Б1" (расчет сидит лицом друг к другу) и "Пионер Б2" (расчет сидит спинами друг к другу). Вскоре стало очевидно, что машина, в основе своей и без того не очень удачная, получилась еще хуже. В 1938 г. на одном из вариантов трактора-транспортера испытывалась торсионная подвеска, разработанная специалистами ленинградского завода № 185.
http://s2.uploads.ru/t/5094g.jpg  http://s7.uploads.ru/t/iXrl1.jpg
http://s3.uploads.ru/t/IPADj.jpg  http://s7.uploads.ru/t/PK8VL.jpg
http://s3.uploads.ru/t/C2E9X.jpg  http://s2.uploads.ru/t/t3TBl.jpg

    Тактико-технические характеристики     тягача "Пионер"
    Год выпуска                                                   1936
    Экипаж                                                            1
    Масса в снаряжённом состоянии
    без груза, кг                                              1500
    Двигатель                                        "ГАЗ-А", 4-цилиндровый, 50 л.с.
    Макс. скорость, км/ч                                          50
    Число мест в кузове для сидения                        6

Источник: http://bronetehnika.narod.ru