001

Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



МТ-ЛБ

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

История многоцелевого тягача МТ-ЛБ («изделие 6») началась в 1959 г., когда на ХТЗ стали проводить вторую модернизацию АТ-Л, устанавливая на него более мощный двигатель. Первые результаты испытаний показали, что при существующей компоновке, когда КПП и двигатель размещались в одном блоке, дальнейшее повышение мощности практически невозможно. Использование нового, более габаритного и тяжёлого двигателя с соответствующей коробкой передач привело к непомерно возросшей нагрузке на передние катки — затруднилось преодоление препятствий, машина начала «клевать носом». Были необходимы совершенно иные компоновочные решения — не модификация, а разработка новой машины.
Изменившиеся к тому времени методы ведения современной войны, в особенности при высокой вероятности применения тактического ядерного оружия, потребовали дальнейшего повышения мобильности артиллерии на поле боя. Тогда же Научно-технический комитет Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны (НТК ГРАУ МО) пришёл к заключению о необходимости создания нового типа артиллерийского транспортёра-тягача, который должен заменить арттягачи АТ-Л.
В 1960 г. ГСКБ тягачей ХТЗ под руководством А.Белоусова (главный конструктор КБ в 1960 — 1986 гг.) начало проектирование «изделия 6». С учётом полученного от заказчика ТТЗ необходимо было разработать не просто тягач, а совершенно новую многоцелевую машину. Поэтому основной упор сделали на возможность создания широкой гаммы моделей с унифицированными двигателем, ходовой частью, трансмиссией, электрооборудованием, средствами связи и жизнеобеспечения. Были заложены очень высокие на то время технические характеристики: 240-сильный дизельный двигатель, быстроходность — до 60 км/ч, грузоподъёмность — 2,5 т, масса буксируемого прицепа — 6,5 т. Наиболее значительными конструктивными нововведениями стали герметичный корпус, который обеспечивал бы машине плавучесть, синхронизированная двухпоточная КПП, торсионная подвеска с гидроамортизаторами; предусматривалась и высокоэффективная система охлаждения и вентиляции.
Базовую конструкцию тягача разрабатывали в двух исполнениях — с бронированным и небронированным корпусами. Позднее первая машина получила индекс МТ-ЛБ («Б» — бронированный), вторая — МТ-Л.
Учитывая неудачную попытку со второй модернизацией АТ-Л, конструкторы избрали для «изделия 6» совершенно нетрадиционную для артиллерийских тягачей компоновку. Двигатель разместили в средней части корпуса, а КПП, выполненную в едином блоке с бортовыми передачами, — в носовой, соединив их карданным валом. Благодаря этому передняя часть машины не была перетяжелена, достигалась равномерная нагрузка на ходовую часть, а размещение массивного двигателя и его систем вблизи центра тяжести положительно влияло на повышение плавности хода.
Отделение управления расположили между двигателем и трансмиссией, а всю заднюю часть корпуса заняли закрытой грузовой платформой, приспособленной также и для перевозки людей.
Опытные образцы тягача подвергли всесторонним испытаниям в различных климатических условиях: и в Арктике — с её низкими температурами, и в Туркмении — с жарой и высоким содержанием пыли в воздухе. Замечаний оказалось немного, и в 1964 г. доработанные МТ-ЛБ и МТ-Л были одобрены государственной комиссией и рекомендованы к серийному производству.
Транспортёр МТ-Л, также получивший положительную оценку ко-миссии, в серию на ХТЗ не пошёл. Вся документация и конструкторские наработки были переданы Семипалатинскому машиностроительному заводу, успешно использовавшему их при совершенствовании своей продукции. Отказ от производства МТ-Л, несмотря на то, что он получился более дешёвым и простым в изготовлении, объяснялся тем, что военные настаивали именно на бронированном корпусе. Во время боевых действий, когда приходилось выдвигаться на позиции зачастую под огнём противника, экипажу требовалась защита.
В 1964 г. транспортёр-тягач МТ-ЛБ приняли на вооружение Советской Армии. На ХТЗ развернулась подготовка к его производству. Учитывая предполагавшийся большой объём выпуска, переход на новое изделие оказался отнюдь не простым. Надо сказать, что для любого завода выпуск новой продукции — всегда болезненный процесс. К тому же технологическое оснащение производства выпускавшегося в Харькове тягача АТ-Л тогда достигло чрезвычайно высокого уровня. Так, в 1963 г. суточный выпуск составлял пять машин. И всё это с переходом на новую технику приходилось ломать, заменять оборудование. Поэтому первая промышленная партия МТ-ЛБ покинула цеха только в 1967 г. Тем не менее, в следующем году на заводе уже полностью наладили серийное производство.
Усилия конструкторов и работников завода были достойно оценены правительством. За создание семейства многоцелевых гусеничных транспортёров-тягачей МТ-ЛБ и освоение их серийного производства группе специалистов ХТЗ в 1968 и 1972 гг. были присуждены Государственные премии СССР. Среди лауреатов — конструкторы ГСКБ А. Белоусов, И. Губарев, Г. Карцев, Н. Олейников.
Конструкция
Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач МТ-ЛБ предназначен для буксировки систем и прицепов общей массой до 6,5 т, перевозки людей и грузов, а также для монтажа в кузове различного оборудования.
В передней части корпуса машины размещены агрегаты трансмиссии, далее следует отделение управления с местами экипажа. Двигатель расположен в средней части ближе к левому борту, за счёт чего образуется проход у правого борта. Задняя часть корпуса служит десантным отделением или грузовой платформой.
Герметичный корпус машины — сварной конструкции из катаных броневых листов толщиной 7 — 14 мм. Это обеспечивает защиту экипажа и десанта от пуль ручного огнестрельного оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.
В отделении управления слева располагается механик-водитель, справа — командир машины. В лобовом листе перед каждым из них оборудовано по смотровому окну, в боевой обстановке они закрываются броневыми крышками. В этом случае механик-водитель ведёт наблюдение через три прибора ТНПО-170А, средний из которых может быть заменён прибором ночного видения ТНВ-2Б, работающим с подсветкой ИК фары (ФГ-125). Два прибора наблюдения имеются у командира.
Вращающаяся коническая башня с 7,62-мм пулемётом ПКТ расположена в правой части крыши отделения управления — над местом командира. Левее башни находится командирский люк, ещё левее — люк механика-водителя.
Позади отделения управления, в средней части корпуса, в шумопоглощающих перегородках установлен многотопливный 8-цилиндровый четырёхтактный V-образный дизельный двигатель ЯМЗ-238В и обслуживающие его системы. Максимальная мощность двигателя — 240 л.с, что обеспечивает весьма высокий для 1960-х гг. показатель удельной мощности — 26 л.с./т. Радиатор системы охлаждения находится здесь же в моторном отделении, а поток охлаждающего воздуха, поступающего снаружи, регулируется с помощью жалюзи в левой стенке корпуса. Для облегчения запуска в холодное время двигатель снабжён специальным устройством, обеспечивающим подогрев жидкости в системе охлаждения и масла в картере.
Мощность от двигателя к трансмиссии, расположенной в передней части корпуса, передаётся через карданный вал, проходящий между сиденьями механика и командира. Коробка передач имеет шесть передач переднего хода и одну — заднего. Двухпоточный механизм поворота обеспечивает два фиксированных радиуса разворота на каждой передаче; управление осуществляется механиком-водителем с помощью двух рычагов.
Десантно-грузовое отделение в кормовой части рассчитано на 11 полностью экипированных пехотинцев или 2,5 т груза. Внизу вдоль его бортов расположены два топливных бака, накрытых сверху поролоновыми подушками и служащих сиденьями для четырёх человек. Вход в отделение — через два люка в крыше корпуса, а также через двухстворчатые двери в кормовом бронелисте. Для наблюдения за полем боя служат стеклоблок Б-2 в правом борту и смотровой прибор ТНПО-170 в правой кормовой двери. Для ведения стрельбы предусмотрены четыре амбразуры.
Ходовая часть транспортёра состоит из 12 опорных катков, двух ведущих колёс, двух направляющих колёс заднего расположения и двух гусениц. На передних и задних узлах подвески установлены телескопические гидроамортизаторы и ограничители хода балансиров. Опорные катки — из алюминиевого сплава. Ведущие колёса в передней части корпуса имеют съёмные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещён внутри корпуса, регулировка натяжения также осуществляется изнутри машины.
Гусеница — стальная, мелкозвенчатая, с открытым шарниром. На поздних модификациях могла устанавливаться гусеница с закрытым резинометаллическим шарниром (РМШ), срок её службы — в 2,5 — 3 раза выше. Ширина гусеничных траков — 350 мм.
При движении по шоссе МТ-ЛБ развивает скорость до 61 км/ч. Он может преодолевать подъём до 35°, вертикальную стенку высотой 0,61 м, ров шириной 2,41 м. Большим преимуществом МТ-ЛБ является его способность вплавь преодолевать водные преграды со скоростью 6 км/ч. Движение при этом обеспечивается за счёт перемотки гусениц. Чтобы встречный поток воды не заливал машину, на плаву поднимается волноотражательный щит, кроме того, присоединяются квоздухопитающей трубе удлинитель, к выхлопной — защита выхлопа.
На транспортёре имеются высокопроизводительные помпы мощностью 450 л/с, при необходимости откачивающие поступающую в корпус воду. При работе помп машина может удерживаться на плаву при потере плавучести даже до 30%. Устанавливаются фильтровентиляционная, а также и отопительно-вентиляционная установка ОВ-65Г.
Радиосвязь с другими машинами осуществляется радиостанцией Р-123, которая находится перед сиденьем командира под правым лобовым стеклом.
Часть транспортёров выпускалась также с компактным и лёгким оборудованием для самоокапывания — отвалом скреперного типа, масса которого составляла всего 350 кг (длина машины при этом возрастала на 250 мм). Оно позволяло за 1,5 — 2 ч отрыть котлован для устройства позиций, где мог разместиться как сам транспортёр, так и буксируемые им прицепы.
http://s2.uploads.ru/t/IZbgW.jpg http://s6.uploads.ru/t/9pUGg.jpg
http://s3.uploads.ru/t/lQYkw.jpg  http://s6.uploads.ru/t/h2HcK.jpg
http://s2.uploads.ru/t/IH4Bl.jpg  http://s3.uploads.ru/t/LkWF0.jpg
http://s3.uploads.ru/t/po3Wz.jpg  http://s2.uploads.ru/t/9khVt.jpg
http://s6.uploads.ru/t/qH68w.jpg  http://s7.uploads.ru/t/hHyWe.jpg
http://s7.uploads.ru/t/tskaz.jpg  http://s7.uploads.ru/t/0beE8.jpg
http://s6.uploads.ru/t/PVskK.jpg  http://s7.uploads.ru/t/udU78.jpg
http://s2.uploads.ru/t/vJWVE.jpg  http://s2.uploads.ru/t/BxpVI.jpg
http://s6.uploads.ru/t/Gvydq.jpg  http://s3.uploads.ru/t/tnv23.jpg

Источник: http://www.pokazuha.ru

2

http://s6.uploads.ru/t/mwq3Y.jpg
http://s2.uploads.ru/t/YpC8P.jpg  http://s7.uploads.ru/t/x5Us7.jpg  http://s6.uploads.ru/t/YOSqV.jpg
http://s2.uploads.ru/t/dfW2s.jpg  http://s6.uploads.ru/t/qIDTX.jpg  http://s3.uploads.ru/t/VA6gP.jpg
http://s3.uploads.ru/t/vqf5I.jpg  http://s7.uploads.ru/t/5KOyd.jpg  http://s3.uploads.ru/t/axXgo.jpg
http://s3.uploads.ru/t/0AuLq.jpg  http://s2.uploads.ru/t/xJg5L.jpg  http://s7.uploads.ru/t/VkigJ.jpg

3

До конца 70х тягачи МТЛБ выпускались с одним общим люком механика и командира. На надгусеничных полках размещались дополнительные топливные баки.

4

Gruz61 написал(а):

До конца 70х тягачи МТЛБ выпускались с одним общим люком механика и командира. На надгусеничных полках размещались дополнительные топливные баки.

Про один люк по центру понятно- сам на таком учился ездить, а про дополнительные баки есть картинка? Сверху, на броне, не встречал ни разу

5

Дополнительные баки стояли внутри, перед основными бортовыми баками( не на всех тягачах). Отопителей не помню вообще, только ФВУ по правому борту в проходе. Тягачи 77-78гг выпуска, производства,если не ошибаюсь, Болгарии.

6

Gruz61 написал(а):

Дополнительные баки стояли внутри, перед основными бортовыми баками( не на всех тягачах). Отопителей не помню вообще, только ФВУ по правому борту в проходе. Тягачи 77-78гг выпуска, производства,если не ошибаюсь, Болгарии.

Если имеются ввиду вот эти верхние баки, то они не дополнительные, а штатные
http://s1.uploads.ru/t/ukoJZ.jpg

7

http://sh.uploads.ru/t/48dj9.jpg
МТ-ЛБ. Производитель — Харьковский тракторный завод. Мощность — 240 л.с., грузоподъемность — 2 т, допустимая масса прицепа — 6,5 т

Источник: https://www.drive2.ru/b/1604498

8

Неизвестные подробности из истории "известного" МТ-ЛБ и неродившегося "Планера"

       
    Несмотря на огромное число выпущенных машин и широкое распространение, история многоцелевого тягача легкобронированного (МТ-ЛБ) до сих пор остается довольно малозученной, с многочисленными "белыми пятнами". Нашему блогу удалось пообщаться с ветераном Советских и Российских вооруженных сил полковником N, который любезно согласился рассказать об истории этой легендарной машины.

    МТ-ЛБ принят на вооружение в 1964 году. И изначально это машина планировалась как дешевый тягач, с использованием автотракторных комплектующих, в этом ее уникальность?

    Говоря об истории можно вернуться еще дальше, к истории появления артиллерийских тягачей. Известно, что с изобретением пушек вопрос их перемещения на передовую был одним из важнейших при проведении боевых операций. Самыми первыми «тягачами», разумеется, стали лошади. И даже до конца Великой Отечественной войны в артиллерии лошади оставались одной из основных тяговых сил. При этом на позиции надо было доставить не только орудие, но и расчет, а также и боеприпасы. Поэтому естественным было желание военных механизировать эту тягу. Сначала стали использовать обычные сельскохозяйственные трактора, но они были плохо приспособлены для доставки орудий по бездорожью с высокой скоростью. Поэтому, после завершения Великой отечественной войны, задача повышения мобильности артиллерии оставалась одной из приоритетных задач командования Советской Армии, в итоге Харьковский тракторный завод (ХТЗ) получил задание создать быстроходный артиллерийский тягач для буксировки артиллерийских систем массой до 6 т, и в мае в 1947 г. было организовано конструкторское подразделение по созданию легкого артиллерийского тягача. В начале 1950-х гг. работы завершились созданием машины под названием АТ-Л («артиллерийский тягач легкий»). У него была кабина от грузового автомобиля ЗиС-164, кузов и пятикатковая ходовая часть. То есть, по сути, автомобиль, но на гусеницах. С довольно высокой скоростью (до 42 км/ч) он мог буксировать артсистемы массой до 6 тонн, при этом в кузове располагались боекомплект и расчет. Затем, во второй половине 1950-х гг., ХТЗ создал такую машину как ГТ-Т, гусеничный снегоболотоход, который был передан для серийного производства на Рубцовский машиностроительный заводе.

http://s7.uploads.ru/t/kOTHB.jpg
    Ремонт бронированных тягачей МТ-ЛБ в цехе АО "Ремдизель". Набережные Челны, июль 2016 года (с) bmpd

    После освоения серийного производства очень удачного тягача АТ-Л, у военных возник вопрос: почему при буксировке орудия вблизи линии фронта расчет и боекомплект не защищены. И была поставлена задача создать, с одной стороны, тягач быстроходный с высокой проходимостью и большей грузоподъемностью, а с другой, который бы имел противопульную броневую защиту расчета и боекомплекта, а также легкое вооружение для защиты. Результатом этих работ и стал МТ-ЛБ, который имел все эти характеристики и мог перевозить орудия массой до 6,5-7 тонн. При этом он мог еще и преодолевать водные преграды вплавь. А когда военные оценили его возможности, на его базе стали появляться новые модификации. В первую очередь снегоболотоход МТ-ЛБВ. До этого ни у кого не было бронированных снегоболотоходов. Хотя грузоподъемность у него несколько снизилась, но основные параметры остались практически те же, а удельное давление на грунт уменьшилось почти в два раза, и он буксировал более легкие системы. Но даже сегодня по совокупным показателям аналога этому снегоболотоходу в классе легких военных гусеничных машин (ВГМ) нет.

http://sh.uploads.ru/t/Xz2fK.jpg
    МТ-ЛБ, прибывший на ремонт на АО "Ремдизель", июль 2016 года (с) bmpd

    Кстати, в ходе создания нового артиллерийского тягача работа велась по двум машинам-бронированной и небронированной. И в итоге военные выбирали из двух машин. Первая – это МТ-ЛБ, а вторая МТ-Л. Эти машины имели очень высокую унификацию, т.е. уже тогда в определенной мере предлагался вариант создания не одной машины, а, как это стало позднее называться, семейства машин. В итоге военные остановились на бронированном варианте, а МТ-Л был выпущен небольшой партией, так как ХТЗ не мог параллельно выпускать две машины. Интересно, что некоторые МТ-Л сохранились до настоящего времени, и владельцы их берегут. МТ-Л попали и в Вооруженные силы, но как вспомогательное средство.

http://sd.uploads.ru/t/YpNwU.jpg
    Элементы ходовой части МТ-ЛБ (с) АО "Ремдизель"

    Конструкция МТ-ЛБ оказалась настолько удачной, а его характеристики были столь высоки, что спустя небольшое время с момента принятия на вооружение, МТ-ЛБ был востребован в качестве шасси для установки комплексов вооружения. Это ЗРК «Стрела-10», ПТРК «Штурм-С», станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10 «Леопард», машина радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот» и ряд других. А затем, в ответ на современные требования, возникла необходимость в создании самоходных артиллерийских установок, в частности гаубиц, и в конце 1960-х гг. появилась еще одна машина семейства – 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», высоко унифицированная с МТ-ЛБ. И одновременно с ней нужно было разрабатывать и оснастить армию машинами управления огнем. Причем не только для «Гвоздики», но и для самоходной гаубицы 2С3 «Акация». И такая машина была создана на базе узлов МТ-ЛБ – это МТ-ЛБу, которая стала одной из наиболее массовых в семействе. Причем все машины разрабатывались в Харькове, кроме одной, которая не пошла в серию. Она разрабатывалась с участием специалистов ХТЗ на заводе-дублере во Владимире.

http://s8.uploads.ru/t/GvRAY.jpg
    Cамоходные реактивные установки разминирования УР-77 "Метеорит" на шасси МТ-ЛБ, АО "Ремдизель", июль 2016 года (с) bmpd

    Владимирский тракторный завод (ВТЗ) во второй половине 1980-х гг. начал осваивать производство МТ-ЛБ и его шестикатковых модификаций. В итоге на ВТЗ было сделано небольшое количество машин, причем первоначально это была отверточная сборка машинокомплектов из Харькова. На заводе был создан небольшой конструкторский коллектив, который приступил к выполнению ОКР по созданию машины технической помощи в тесном сотрудничестве с ХТЗ. На ВТЗ разработали и изготовили опытные образцы машины технической помощи МТП-ЛБ. Это не ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ). МТП должна была обеспечивать обслуживание машин в труднодоступных местах, с проходимостью МТ-ЛБ и возможностью плавать. На ней установлена стрела, лебедка, размещен инструмент и ряд других элементов. Образцы МТП даже прошли предварительные испытания, но наступило время горбачевской демократии и гласности, которые усугубили разногласия руководства завода с тогда еще Главным автомобильным управлением (ГЛАВТУ) Министерства обороны СССР. В итоге завод не только не приступил к выпуску новых машин, но и прекратил подготовку производства и изготовление тех модификаций, которые планировались изначально (МТ-ЛБ, МТ-ЛБВ).

    Почему было передано производство в Польшу и Болгарию?

    Производство стали передавать в первой половине 1970-х гг., когда ХТЗ не мог обеспечить возросший объем заказов. Болгария и Польша входили в Совет экономической взаимопомощи и Варшавский договор и сами были одними из крупных потребителей этой техники. При этом большое количество их машин поставлялось и в СССР. Польша специализировалась на МТ-ЛБ с оборудованием для самоокапывания, так как ХТЗ эту машину не выпускал. Болгары же делали почти всю номенклатуру, кроме некоторых шасси.

http://sd.uploads.ru/t/AbDgN.jpg
    Тягачи МТ-ЛБ в цеху АО "Ремдизель" после проведения капитального ремонта (с) АО "Ремдизель"

    Кто был лучше по качеству из трех заводов?

    На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Все они делались по одной документации и в единой системе качестве и военной приемки, и в серийно выпускаемые изделия на зарубежных заводах самостоятельно изменений не вносилось без согласования с головным разработчиком. Они вносили изменения в технологию производства, что было связано с применением того или иного оборудования. Везде были наши военпреды. Безусловно, при освоении качество всегда ниже, нежели когда все отработано и проверено. И там были проблемы, но их устраняли. В итоге машины между собой отличить почти невозможно.

    А были у них амбиции сделать что-то свое на базе МТ-ЛБ?

    Были, и они делали. У болгар широко известны машины БМП-23 и БМП-30 на базе семикаткового шасси 2С1. Поляки на базе шестикатковой машины делали санитарную и семикатковую инженерную машины, но делали их только для собственных нужд.

    Имелись ли в СССР планы сделать на базе МТ-ЛБ настоящую боевую машину?

    Как мне известно, этот вопрос всерьез не рассматривался. Ведь в те времена выпускалось большое количество БМП-1 и БМП-2. А машины семейства МТ-ЛБ предназначались для выполнения вспомогательных задач, то есть они оставались машинами не переднего края. К слову, снегоболотоходные модификации МТ-ЛБ, такие как МТ-ЛБВ и МТ-ЛБВМ, использовались на Дальнем Востоке и Крайнем Севере фактически как БМП, имея вооружение в виде башенных установок с пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм. Машина с крупнокалиберным пулеметом была создана в конце 1970-х гг., и с началом войны в Афганистане оказалась очень востребованной.

http://s7.uploads.ru/t/vSiyN.jpg
    Cамоходные реактивные установки разминирования УР-77 "Метеорит" на шасси МТ-ЛБ, АО "Ремдизель", июль 2016 года (с) bmpd

    После развала СССР, как на ХТЗ, так и на «Муромтепловозе», продолжили работы по модернизации машин семейства, но при этом боевых машин никто не разрабатывал. Многие путают с БМП машины, которые делали в рамках модернизации МТ-ЛБ с установкой более мощного вооружения. Но это не БМП. Просто внешне немного на нее похожи. Например, установка боевого модуля предприятия «Муромтепловоз» на шасси МТ-ЛБ значительно повысила огневую мощь, но при этом защита практически осталась на том же уровне. Если поднимать уровень защиты до уровня БМП, то машина просто потеряет свои лучшие качества: проходимость, подвижность, плавучесть. А самое главное, зачем? Каждый занимает свою нишу. К тому же ХТЗ, рекламируя свою машину МТ-ЛБР6 «Мангуст-2» на международных военных выставках в конце 1990-х гг., в том числе «IDEX», представлял ее только как машину сил быстрого реагирования. И никак не БМП, несмотря на наличие боевого модуля «Шквал» с 30-мм пушкой и спаренным пулеметом, с возможностью установки дополнительной защиты. Более простая версия этой машины под названием МТ-ЛБМШ, по некоторым сведениям, была изготовлена для вооруженных сил Мьянмы и поставлена в начале 2000-х годов.

http://s7.uploads.ru/t/ynuAC.jpg
    Модернизированные бронированные тягачи МТ-ЛБМШ армии Мьянмы (с) wwwdemowaiyan.co.cc

    А что можно рассказать об ОКР «Планер», насколько сильно новая машина отличалась от МТ-ЛБ?

    Отличалась она примерно «Жигули»- «классика» от «Жигули» - «восьмерки», если не больше. Техническое задание на новую машину было выдано примерно в 1985-1986 гг. Рассматривались разные варианты его комплектации. Техническое задание выдавало ГЛАВТУ МО СССР на основе понимания и осмысления военными опыта эксплуатации МТ-ЛБ. Предполагалось повысить защитные возможности, увеличить удельную мощность и грузоподъемность, массу буксируемого орудия (более 6 тонн) и ряд других улучшений. Но, к сожалению, эта работа не закончилась положительным результатом.

http://sg.uploads.ru/t/R341U.jpg
    Многоцелевое гусеничное шасси 2Ф79 «Планер-1» (с) otvaga2004.mybb.ru

    Из-за событий 1991 года?

    Нет. Крест на «Планере» был поставлен еще до распада СССР. По моему субъективному мнению, когда Министерство обороны СССР в лице ГЛАВТУ спустя 30 лет после начала производства МТ-ЛБ не изменило своих взглядов и пошло по пути воспроизводства идеи транспортера-тягача. Транспортер-тягач, как таковой, уже был не нужен в существующем виде. Это были пережитки прошлого. Все армии шагнули вперед в части обеспечения себя самоходными артиллерийскими комплексами. А транспортировать грузы – с этим бы справился и МТ-ЛБ, причем он делает это до сих пор, спустя 30 лет после того, как «похоронили» «Планер», и продолжает доказывать, что его возможности не были исчерпаны и в 1990 году.

http://s5.uploads.ru/t/KcbOk.jpg
    Макетный образец шасси под самоходные артиллерийские установки «Пат» и «Спрут», отправленный в Подольск для проведения опытных работ (с) А. Хлопотов via otvaga2004.mybb.ru

    В итоге идея создания «такой же машины, только новее», которой руководствовался заказчик, показала, что создать достойную замену МТ-ЛБ по всем параметрам (в первую очередь, ее небольшие размеры и компактность, уникальная проходимость, небольшой вес и т.д.). А когда создавался «Планер», то в ТТЗ были прописаны высокие современные требования, особенно по обитаемости и эргономике (чтобы экипаж и расчет могли бы находиться в нем до 24 часов без выхода, комфортные условия для работы и размещения людей, у водителя была предусмотрена «поза отдыха»), наличие гидрообъемной передачи и т.д. А требования, основанные на новых стандартах, в результате превратили машину в монстра, который при остальных показателях, схожих с МТ-ЛБ, значительно «переплюнул» его по весу, сложности, проблемам эксплуатации и цене. Машина в итоге получилась массой 14-15 тонн, при этом все остальное было на уровне МТ-ЛБ. И когда все увидели «товарища Планера», то сказали: «что-то не то». И слава Богу, что не дошло дело до изготовления его в металле. Были выполнены работы на этапе технического проекта, и после его защиты было принято решение дальше работы не проводить и не изготавливать опытный образец.

    При этом «Планер» был не единственной новой машиной в тот момент. Учитывая положительный опыт производства и эксплуатации семейства машин на базе МТ-ЛБ, планировалось создание нового семейства машин. Кроме «Планера», были «Планер-1», «Пат» и «Спрут». «Планер-1» -это новое шасси взамен МТ-ЛБу, а «Пат» и «Спрут» -это самоходные артиллерийские установки. Полная масса этих машин приблизилась к 20 тоннам.

http://s7.uploads.ru/t/Mlmsr.jpg
    Возможно изображение макетного образца (прототип) САУ «Пат» на том же шасси (с) А. Хлопотов via otvaga2004.mybb.ru

    То есть, после неудачи с «Планером» Министерство обороны решило провести большую модернизацию МТ-ЛБ?

    Это сильно сказано. Тогда ГЛАВТУ МО СССР, которое во главу всего ставило транспортер-тягач, предложило провести его модернизацию. Но слово «модернизация» не звучало, а было «совершенствование». Предлагалось сделать хоть что-то. Например, управление, которое вызывало нарекания. Были проведены работы по уходу от управления рычагами к удобному штурвальному управлению, были внесены изменения в подвеску, были работы и по корпусу, и по силовой установке (новый 300-сильный дизель Ярославского завода) и др.

http://sd.uploads.ru/t/C5Znp.jpg
    Отремонтированные тягачи МТ-ЛБ готовы к передаче заказчику (с) АО "Ремдизель"

    А во времена СССР МТ-ЛБ поставлялись гражданским заказчикам?

    Они не могли поставляться гражданским потребителям, так как у этой машины бронированный корпус. Но на закате СССР, в 1989-1990 гг. ХТЗ начал работать с народным хозяйством, в первую очередь, с геологами и геофизиками (Министерство геологии СССР), для того, чтобы создать для них наиболее подходящую машину, в первую очередь, по проходимости. Им была нужна замена тягачу АТ-Л и снегоболотоходу ГТ-Т. В Мингеологии появились энтузиасты этого направления, и даже нашлись заказчики в Красноярском крае. Были сделаны два вида машин: на базе МТ-ЛБ вариант с максимальной унификацией и минимальными изменениями от серийной машины- снегоболотоход ХТЗ-3Н (с использованием элементов бронированного корпуса) и на базе семикаткового МТ-ЛБу машина ХТЗ-10Н. Обе машины прошли эксплуатационные испытания, понравились потенциальным заказчикам. Затем была создана специальная машина – ХТЗ-10НК. Она была шестикатковая, но с довольно объемным корпусом, нечто среднее между МТ-ЛБ и МТ-ЛБу. Пошла она в производство после 1991 г. И таких машин было выпущено достаточно много, в основном для Сибири. Только вместо геологов эти машины стали покупать нефтяники, газовщики и энергетики. А потом пошел процесс демилитаризации, когда на рынке появилось много машин, выведенных из состава Вооруженных Сил. По имеющимся сведениям, были проработки по установке различных двигателей, в том числе и КАМАЗа. Но учитывая пожелания потребителей, его ставить не стали.

http://s7.uploads.ru/t/QYWrB.jpg
    Снегоболотоход ХТЗ-10НК (с) astcomtrans.ru

    А почему китайцы не скопировали МТ-ЛБ?

    Трудно сказать. Хотя интерес к нему был, но почему они не стали их делать, можно спросить только у них.

    То есть, МТ-ЛБ это по-своему уникальная машина в мире?

    Да. Несмотря на то, что эта машина начиналась как легкий артиллерийский тягач, но как часто бывает у нас, проблемы и ограничения служат причиной создания многофункционального изделия. Как узкоспециализированная машина, МТ-ЛБ не использовался, при этом не является идеальным, но по совокупности показателей ему нет равных. У американцев был создан БТР М113, и по числу выпущенных машин их было больше, чем машин семейства МТ-ЛБ. Но М113 более специализированная, не тяговая машина. Машин семейства МТ-ЛБ на трех заводах было выпущено порядка 55000 единиц, а М113 – около 70000.

    Получается, что МТ-ЛБ продолжал выпускаться и после 1991 года?

    Конечно. Например, Российская армия получала машины даже в 1992 году, но и после этого срока продолжался выпуск гражданских машин. И даже можно допустить, что в свете последних событий на ХТЗ могли реанимировать это производство.

http://s6.uploads.ru/t/1Nf78.jpg 
    МТ-ЛБ готовится к испытаниям в бассейне на водонепроницаемость, АО "Ремдизель", июль 2016 года (с) bmpd

    Можно ли говорить о том, что замены для МТ-ЛБ в ближайшие годы не будет? Ведь все попытки сделать улучшенный МТ-ЛБ приводили к тому, что получалось то же самое.

    Получалось хуже. Дважды в одну и ту же реку не войдешь. Хотя желание сделать лучше всегда было, но результата не было. А в 1964 году никто не задумывался, каков будет жизненный цикл этой машины. И никто не мог предположить, что она более 50 лет будет стоять на вооружении. МТ-ЛБ еще может послужить. Ведь большую роль играет то, что это машина не переднего края. И лет 10 она еще достойно будет удовлетворять потребности армии. А в народном хозяйстве все будет определяться физическим износом и возможностью восстановления.

Источник: http://bmpd.livejournal.com/2571099.html

9

Транспортер-тягач МТ-ЛБ ВМК

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t723476.jpg

Транспортер-тягач МТ-ЛБ ВМК предназначен для перевозки личного состава, буксирования артсистем, специальных прицепов, обеспечения других транспортных потребностей, ведения борьбы с живой силой и легкобронированными объектами, а также низколетящими воздушными целями.
Масса в снаряженном состоянии, кг 10500
Грузоподъемность максимальная, кг 1300
Экипаж / десант, чел 2/10
Масса буксируемого прицепа, кг, не более 4000
Удельное давление на грунт, МПа 0,045
Максимальная скорость по шоссе , км/ч 60
Максимальная скорость на плаву, км/ч 5-6
Двигатель четырехтактный дизель ЯМЗ-238ВМ
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 176 (240)
Удельная мощность, л.с./т 20,3
Вооружение 12,7-мм пулемет «Корд»
Боекомплект, шт. 1050
Вертикальные углы обстрела, ° -3..+75
Горизонтальный угол обстрела, ° 360
Прицел, тип дневной ПЗУ-7
Отопитель, тип ОВ-65
Радиостанция, тип Р-163

Источник: https://muromteplovoz.ru/product/mil_mtlb_vmk.php

10

Транспортер-тягач МТ-ЛБ ВМ1К

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t386339.jpg

Транспортер-тягач МТ-ЛБ ВМ1К имеет повышенную удельную мощность, за счет наддува двигателя лучше приспособлен для работы на высокогорье, улучшены условия эксплуатации в зимнее время, оснащен современными средствами связи.
Масса в снаряженном состоянии, кг 10800
Грузоподъемность максимальная, кг 1200
Экипаж / десант, чел 2/8
Масса буксируемого прицепа, кг, не более 4000
Удельное давление на грунт, МПа 0,045
Максимальная скорость по шоссе , км/ч 60
Максимальная скорость на плаву, км/ч 5-6
Двигатель четырехтактный дизель ЯМЗ-238БЛ-1
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 238 (310)
Удельная мощность, л.с./т 25,8
Вооружение 12,7-мм пулемет «Корд»
Боекомплект, шт. 1050
Вертикальные углы обстрела, ° -3..+75
Горизонтальный угол обстрела, ° 360
Прицел, тип дневной ПЗУ-7
Трансмиссия, тип механическая
Подогреватель, тип ПЖД-30
Отопитель, тип ОВ-95
Радиостанция, тип Р-168-25У-2

Источник: https://muromteplovoz.ru

11

Транспортер-тягач МТ-ЛБ М1А7

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t64267.jpg

Транспортер-тягач МТ-ЛБ М1А7 предназначен для транспортировки мотострелковых подразделений к месту боя, выполнения задач разведки и охранения воинских колонн и объектов, ведения борьбы с живой силой и легкобронированными объектами, а также низколетящими воздушными целями.

Преимущества:

    высокая точность и кучность боя пулемета «Корд», при эффективности поражения целей, не уступающей КПВТ;
    увеличенный возимый боекомплект пулемета «Корд»;
    возможность использования пулемета «Корд» в пехотном варианте при покидании машины экипажем;
    дополнительная защита стрелка (в сравнении с МТ-ЛБ_ВМК) при перезаряжании оружия;
    весь боекомплект находится в забронированном пространстве машины;
    обеспечена принудительная вентиляция обитаемого отделения от пороховых газов;
    возможность ведения огня в темное время суток (при комплектовании прицелом ТКН-4ГА);
    ведение огня из гранатомета АГ-17 по площадным целям и целям, находящимся за укрытиями.

Масса в снаряженном состоянии, кг 11250
Грузоподъемность максимальная, кг 1200
Экипаж / десант, чел 3/8
Масса буксируемого прицепа, кг, не более 6500
Удельное давление на грунт, МПа 0,048
Максимальная скорость по шоссе , км/ч 60
Максимальная скорость на плаву, км/ч 5-6
Двигатель четырехтактный дизель с наддувом ЯМЗ-238БЛ-1
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 238 (310)
Удельная мощность, л.с./т 24,9
Вооружение 12,7-мм пулемет «Корд»
7,62-мм пулемет ПКТМ
30-мм гранатомет АГ-17
Боекомплект, шт.
-Корд    1050
-ПКТМ   2000
-АГ-17   200
Вертикальные углы обстрела, ° -4..+60
Горизонтальный угол обстрела, ° 360
Прицел, тип дневной ПЗУ-7 или комбинированный ТКН-4ГА
Трансмиссия, тип механическая
Средства маскировки система 902В
Радиостанция, тип Р-168-25У-2

Источник: https://muromteplovoz.ru

12

Транспортер-тягач МТ-ЛБ М1Б2

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t883274.jpg

Транспортер-тягач МТ-ЛБ М1Б2 предназначен для выполнения задач разведки и охранения воинских колонн и объектов, транспортировки мотострелковых подразделений к месту боя, эффективной огневой поддержки, ведения борьбы с живой силой и легкобронированными объектами, а также низколетящими воздушными целями.

Преимущества:

    высокая эффективность поражения целей с ходу за счет установки двухплоскостного электромеханического стабилизатора вооружения;
    возможность ведения огня в темное время суток, в том числе на всех углах возвышения оружия (при комплектовании прицелом ТКН-4ГА);
    весь боекомплект находится в забронированном пространстве машины;
    обеспечена защита экипажа от отравления пороховыми газами за счет размещения вооружения вне обитаемого отсека;
    возможность ведение огня из гранатомета АГ-17 по площадным целям и целям, находящимся за укрытиями.

Масса в снаряженном состоянии, кг 11950
Экипаж / десант, чел 3/6
Максимальная скорость по шоссе , км/ч 60
Максимальная скорость на плаву, км/ч 5-6
Двигатель четырехтактный дизель с наддувом ЯМЗ-238БЛ-1
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 238 (310)
Удельная мощность, л.с./т 23,9
Вооружение 30-мм пушка 2А42
7,62-мм пулемет ПКТМ
30-мм гранатомет АГ-17
Боекомплект, шт.
-2А42     300
-ПКТМ    2000
-АГ-17  200
Вертикальные углы обстрела, ° -5..+70
Горизонтальный угол обстрела, ° 360
Стабилизатор вооружения, тип 2Э36
Прицел, тип дневной 1ПЗ-9 и ночной 1ПН-96 или совмещенный ТКН-4ГА
Средства маскировки система 902В
Трансмиссия, тип механическая
Подогреватель, тип ПЖД-30
Отопитель, тип ОВ-95
Радиостанция, тип Р-168-25У-2

Источник: https://muromteplovoz.ru

13

Универсальная дорожно-землеройная машина УДЗМ

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t702649.jpg

Универсальная дорожно-землеройная машина УДЗМ предназначена для выполнения задач инженерной подготовки местности и путей движения войск, оборудования укрытий, отрывки котлованов и траншей, приспособлена к транспортировке на внешней подвеске вертолета, может вести борьбу с живой силой и легкобронированными объектами, а также низколетящими воздушными целями.

Масса в снаряженном состоянии, кг 13500
Экипаж, чел. 2
Наибольшее заглубление отвала, мм 390
Угол поворота отвала в грейдерном положении, ° ±18
Вместимость ковша, м3 0,25
Грузоподъемность на максимальном вылете, т 1,0
Наибольшая глубина копания, м 2,0
Двигатель четырехтактный дизель с наддувом ЯМЗ-238БЛ-1
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 238 (310)
Удельная мощность, л.с./т 22,9
Трансмиссия механическая
Максимальная скорость, км/ч 60
Вооружение 12,7-мм пулемет «Корд»
Рытье котлованов глубиной до 2 м:
- бульдозерным оборудованием, м3/ч      50
- экскаваторным оборудованием, м3/ч    30
Рытье экскаватором траншей
глубиной 1,5 м, м/ч 25
Радиостанция, тип Р-168-25У-2

Источник: https://muromteplovoz.ru

14

Боевая машина огневой поддержки "ТОРОС"

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t164923.jpg

Боевая машина огневой поддержки состоит из: бульдозерное оборудование, башня МБ-2 (АГС-17, ПКТ, пушка), дизель-генератор (ВСН-9ДН 6,6 Квт), технологические узлы ниша 10МБ, дополнительная теплоизоляция (изолон), отопители Полар 4Д-24 (дополнительная установка)
Специальные машины используются для транспортировки людей и грузов, буксировки прицепов общей массой до 6,5т, монтажа различного оборудования. Могут эксплуатироваться в сложных природно-климатических условиях холодного климата и влажного при температуре окружающего воздуха от 45?С до -45?С. Преодолевают водные преграды на плаву, имеют низкое удельное давление на грунт.

Двигатель ЯМЗ-238БЛ-1
Номинальная мощность, кВт/л.с 228/310
Максимальная скорость км/час 60
Максимальная скорость на плаву, км/ч 4-6
Запас хода по топливу, км, не менее 500
Максимальный угол подъема, град 35
Максимальный угол крена, град 25
Колея, мм 2500
База, мм 3700
Дорожный просвет, мм 395-415
Габаритные размеры, мм
Длина х Ширина х Высота 7210 x 3150 x1905
Жизненный цикл, лет 30
Гарантия, лет 2
Вооружение 30-мм пушка 2А42
7,62-мм пулемет ПКТМ 30-мм автоматический гранатомет АГС-17
Дальность эффективного поражения целей, м
2А42                   
БТ снаряды            2000
ОФ снаряды           4000
ПКТМ                     1500
АГ-17                     1700
Углы наведения, °
-по вертикали        -5 +70
-по горизонтали    360
Средства маскировки cистема 902В
Прицел, тип Комбинированный ТКН-4ГА
Боекомплект, выстрелов
2А42                   
БТ снаряды    150
ОФ снаряды   150
ПКТМ             2000
АГ-17             300
Класс защиты по ГОСТ (DIN EN) 5А(В6/В7)

Источник: https://muromteplovoz.ru

15

Мобильный минометный комплекс 2К21-2

http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t488230.jpg

Мобильный минометный комплекс 2К21-2 на шасси МТ-ЛБ с 82-мм минометом 2Б14 предназначен для транспортировки минометного подразделения к полю боя, ведения огня с закрытых позиций, быстрой смены позиции и защиты экипажа от воздействия легкого стрелкового оружия.

Масса в снаряженном состоянии, кг 11250
Экипаж / десант, чел 2/4
Максимальная скорость по шоссе , км/ч 60
Максимальная скорость на плаву, км/ч 5-6
Двигатель четырехтактный дизель с наддувом ЯМЗ-238БЛ-1
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 238 (310)
Удельная мощность, л.с./т 26,1
Вооружение 12,7-мм пулемет «Корд»
82-мм миномет 2Б14
Дальность стрельбы миномета, м
-максимальная     6000
-минимальная    не более 91
Углы наведения, °
-по вертикали        45-85
-по горизонтали    54
Горизонтальный угол обстрела, ° 360
Время перевода в боевое положение, мин 1,5
Возимый боекомплект, выстрелов 80
Радиостанция, тип Р-168-25У-2

Источник: https://muromteplovoz.ru