Двигатель ЯАЗ-М206Б

http://s7.uploads.ru/t/zGAN5.jpg

Изготовитель: Ярославский моторный завод

Начало выпуска:   1957 г.
                               
Общие сведения:
Двигатель дизельный 2-тактный с рядным расположением цилиндров
Предназначены для поставки в запасные части на автомобиль КрАЗ-214 и трубоочистную машину ОМ-122А, на сейсмический вибратор СВ-5-150 и для поставки в запасные части к ним

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +50° до -50°С, относительной влажности воздуха до 98% при +25°С, запылённости воздуха до 0,5 г/м3, а также в районах, расположенных на высоте 3000 м над уровнем моря, при соответствующем изменении мощности.
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные:  10°,
поперечные:  15°

Комплектации:
М206Б-1000010             Двигатель в сборе со сцеплением, коробкой передач и комплектом инструмента
М206Б-1000186             Двигатель в сборе без сцепления, коробки передач и комплекта инструмента (для запасных частей)

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                               6
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      6,97
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           108х127
Степень сжатия                                                                                          17
Номинальная мощность при 2000 мин-1 , кВт (л.с.)                      154 (210)
Максимальный крутящий момент при 1200-1600 мин-1, Н.м (кгс.м)             785 (80)
Порядок работы цилиндров                                                                        1-5-3-6-2-4
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1                    400-500
Масса незаправленного смазкой без КПП, кг                                               925
Ресурс до первого кап. ремонта, ч                                                              6 000

http://s6.uploads.ru/t/SMzn6.jpg

Удельные показатели:                                                                     
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)                                                               22,09 (30,12)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                           272 (200)
Средняя скорость поршня, м/с                                                                     8,47
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                                           666,8 (6,8)                     
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)                                                  6,00 (4,40)                     
Литровая масса двигателя, кг/л                                                                   132,71
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                      дизельное
Летом при 0°С и выше                                                                                 Л-0,2-40; Л-0,5-40
Зимой при -20°С и выше                                                                             З-0,2 минус 35; З-0,5 минус 35
         при -30°С и выше                                                                              З-0,2 минус 45; З-0,5 минус 45                                                       
         при -50°С и выше                                                                              А-0,2; А-0,4
Масло                                                                                                       
летом                                                                                                          М-10В2
зимой                                                                                                          М-8В2; М-8В1
Охлаждающая жидкость                                                                             антифриз "Тосол-А40" или вода

http://s7.uploads.ru/t/KzZEi.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров  литой, из легированного чугуна

Гильзы цилиндров "сухого" типа, из легированного чугуна

Головка блока цилиндров  литая из легированного чугуна, с запрессованными сёдлами и направляющими втулками клапанов

Камера сгорания однополостная в поршне

Поршни литые, из перлитного ковкого чугуна

Поршневые кольца:
компрессионные: 4, внешняя поверхность двух верхних колец покрыта слоем пористого хрома, двух нижних - слоем олова
маслосъёмное: 2, составные

Поршневые пальцы  стальные, осевое перемещение пальца в поршне ограничивается заглушками и пружинными кольцами

Шатуны стальные, штампованные, двутаврового сечения, с продольным сверлением для подвода смазки к пальцу и охлаждения днища поршня

Коленчатый вал стальной, 7-опорный, изготовлен методом штамповки, с привёртными противовесами и гасителем крутильных колебаний. Диаметр коренных шеек - 88,90 мм, шатунных - 69,85 мм

Подшипники коренные и шатунные со сменными тонкостенными биметаллическими вкладышами
верхней головки шатуна   бронзовая втулка

Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 7-опорный, стальной, штампованный

Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала

Толкатели клапанов роликовые

Штанги толкателей  стальные

Коромысла клапанов  стальные

Уравновешивающая система   шестерни, эксцентрические грузы распределительного и уравновешивающего валов

Клапаны
выпускные из жаропрочной стали, по два клапана  на каждый цилиндр, диаметр тарелки 39,6 мм, высота подъёма клапана 10,0 мм

Направляющие втулки клапанов чугуные

Фазы газораспределения, град:
начало выпуска до н.м.т.                                            88
конец выпуска после н.м.т.                                         58
начало продувки до н.м.т.                                          46
конец продувки после н.м.т.                                       46
начало впрыска при макс. подаче топлива до в.м.т.    17
конец впрыска при макс. подаче топлива до в.м.т.      2

Сцепление
модели ЯАЗ-210, 1-дисковое, сухое, с центральной конической пружиной, диаметр ведомого диска 381 мм

Подвеска двигателя
Количество опор    3
передняя               1 - шейка передней нижней крышки блока цилиндров
задние                  2 - с обеих сторон картера маховика

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого, уравновешивающего и распределительного вала, подшипник промежуточной шестерни механизма распределения, оси коромысел, вал шестерни нагнетателя, ось промежуточной шестерни привода масляного насоса и поршневые пальцы
Масляный насос      шестерёнчатый, с приводом от коленвала
Масляный фильтр 2 - грубой очистки - сетчатый, металлический, включён в систему последовательно, тонкой очистки - со сменным фильтрующим элементом, включён параллельно
Маслянный картер стальной, штампованный, "мокрого"типа

Система питания объединённая
Смесеобразование внутреннее, с непосредственным впрыском топлива в цилиндры двигателя
Тип продувки прямоточная, клапанно-щелевая, с впуском воздуха через окна гильзы и выпуском через клапаны
Топливный насос  шестерёнчатый
Регулятор частоты вращения 2-режимный, центробежного типа
Насос-форсунка АР-23А4, открытого типа
Топливные фильтры
тонкой очистки             с двумя сменными бумажными фильтрующими элементами
Продувочный насос объёмного типа
Воздухоочистители  3, параллельных, центробежно-контактного типа
Аварийный останов заслонкой на всасывающем трубопроводе

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный, с приводом от вала нижнего ротора нагнетателя
Вентилятор  6-лопастный
Термостат   2-клапанного типа

Электрооборудование                                       

Номинальное напряжение                                                  24 В
Генератор                                                                         Г-273
Стартер                                                                            СТ26

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя                   29 л
Система охлаждения без радиатора    19 л
Воздухоочистители                             0,9х3

Основные данные для контроля     

Зазор между клапанами и коромыслами, мм                  0,25-0,30
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С     
на 2000 оборотах                                               2,5-4,0 кгс/см2
на 500 оборотах                                                 0,5 кгс/см2
Температура жидкости в системе охлаждения, град     75-95°С
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 1,0%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНААВТОПРОМ 1984 г
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 3. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1988 г