Двигатель ЗИЛ-138
Изготовитель: Московский автомобильный завод имени И.А. Лихачёва (производственное объединение ЗИЛ)
Начало выпуска: 1975 г.
Общие сведения:
Двигатель является газовой модификацией двигателя ЗИЛ-130, приспособленой для работы на сжиженом газе и кратковременной работе на бензине, четырёхтактный с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на газобаллонные грузовые автомобили ЗИЛ-138, шасси ЗИЛ-138Д2, седельный тягач ЗИЛ-138В1, самосвал ЗИЛ-ММЗ-45023, а также для поставки в запасные части к ним
Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С, относительной влажности воздуха до 80% при +20°С,
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные: 25°,
поперечные: 20°
Комплектации:
ЗИЛ-138 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
ЗИЛ-138 Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач (для запасных частей)
Основные технические данные:
Количество цилиндров 8
Рабочий объём цилиндров, л 6
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 100х95
Степень сжатия 8
Номинальная мощность при 3200 мин-1 , кВт (л.с.) 110,3 (150)
на бензине 30-40% номинальной мощности при 2200 об/мин
Максимальный крутящий момент при 1800-2000 мин-1, Н.м (кгс.м) 382,4 (39)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1 500-60
Максимальная частота вращения холостого хода , мин-1 3450
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Направление вращения коленчатого вала двигателя правое
Масса незаправленного смазкой без КПП, кг 530
Ресурс до первого кап. ремонта, км 250 000
с поршнями без вставок 200 000
Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 18,38 (25)
Минимальный удельный расход бензина, г/кВт ч (г/л.с. ч) 350 (400)
сжиженного газа м3/кВт.ч 0,177 (013)
Средняя скорость поршня, м/с 10,13
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2) 806 (8,22)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 4,8 (3,53)
Литровая масса двигателя, кг/л 88,33
Эксплуатационные данные
Топливо сжиженный углеводородный топливный газ
для резервного питания А-76
Масло
всесезонно М-8А; М-8Б1; М-8В1 ДВ-АСЗп-10В (М-6з/10В)
зимой АСЗп-6 (М-4з/6В1)
Охлаждающая жидкость антифриз или вода
Основные узлы и детали
Блок цилиндров литой, из серого чугуна
Гильзы цилиндров "мокрые", из специального чугуна, с нирезистовой износостойкой вставкой в верхней части и резиновыми уплотнительными кольцами
Головки цилиндров две, литые из алюминиевого сплава, с запрессованными сёдлами и направляющими втулками клапанов
Камера сгорания в головке цилиндров, клиновая
Поршни литые, из алюминиевого сплава, с овально-бочкообразной лужёной юбкой и нирезистовой вставкой под верхнее компрессионное кольцо
Поршневые кольца:
компрессионные: 3, из легированного чугуна, с заданой эпюрой давления: 2 верхних хромированные
маслосъёмное: 1, стальное, составное, хромированное
Поршневые пальцы стальные, пустотелые, плавающие, с фиксацией двумя стопорными кольцами, смещены относительно оси поршня на 1,6 мм.
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованной в верхнюю головку свёрнутой бронзовой втулкой
Коленчатый вал стальной, кованый, 5-опорный, с противовесами, с каналами для смазки шатунных подшипников и грязеуловителями. Диаметр коренных шеек - 74,5 мм, шатунных - 65,5 мм
Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными биметаллическими вкладышами (основа - Ст08кп, антифрикционный слой - алюминиевый высокооловянистый сплав АМО-1-20)
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,5; шатунного вкладыша - 2; антифрикционного слоя - 0,45
Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером
Распределительный вал 5-опорный, стальной, кованый, с шестернёй привода масляного насоса и распределителя зажигания
Привод распределительного вала парой косозубых шестерён от коленчатого вала
Втулки распределительного вала биметаллические сталебаббитовые, свёртные
Толкатели клапанов стальные, цилиндрические, полые, с наплавкой рабочего торца специальным чугуном
Штанги толкателей стальные, сплошные, со сферическими концами
Коромысла клапанов , литые, стальные со свертной бронзовой втулкой
Клапаны расположены в головке цилиндров в один ряд наклонно к оси цилиндров
впускные из жаропрочной стали, пустотелые. диаметр тарелки 50,5 мм, угол фаски седла 30°, высота подъёма клапана 10,3 мм
выпускные из жаропрочной стали, с внутренним охлаждением жидким натрием, с износостойкой наплавкой рабочей фаски и принудительным вращением специальным механизмом шарикового типа, диаметр тарелки 41 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 10,3 мм
Направляющие втулки клапанов из специального чугуна
Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 31
закрытие впускного клапана после н.м.т. 83
открытие выпускного клапана до н.м.т. 67
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 47
Сцепление
1-дисковое, сухое, диаметр диска 340 мм
Дополнительное оборудование Компрессор тормозной системы и насос гидроусилителя руля, установленные в передней части двигателя и приводимые ремнями от коленчатого вала
Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор 3
передняя 1 - кронштейн, под крышкой распределительных шестерён
задние 2 - лапы картера сцепления
Система смазки
Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, опора валика распределителя зажигания и валика привода масляного насоса, толкатели, к втулкам коромысел клапанов предусмотрена пульсирующая подача масла
Масляный насос шестерёнчатый, 2-секционный, верхняя секция подаёт масло через фильтр в систему, нижняя- в масляный радиатор
Масляный фильтр полнопоточный, центрифуга
Система вентиляции картера принудительная, с отсосом картерных газов во впускную систему двигателя (под карбюратор) через специальный клапан
Система питания
Топливный насос Б-10 диафрагменный, с рычагом ручной подачи, приводится в действие эксцентриком распредвала с помощью штанги
Смеситель газовый 2-камерный, вертикальный, с центробежно-вакуумным ограничителем частоты вращения коленчатого вала
Испаритель газа литой, из алюминиевого сплава, разборный, обогревается жидкостью из системы охлаждения двигателя
Редуктор газовый 2-ступенчатый, рычажно-диафрагменный, с дозирующим экономайзерным устройством и сетчатым фильтром
Карбюратор диафрагменный, горизонтальный, устанавливается на патрубке переходника смесителя
Воздухоочиститель ВМ-16, инерционно-масляный с 2-ступенчатой очисткой воздуха
Ограничитель частоты вращения двигателя центробежно-вакуумный, с датчиком имеющем привод от распредвала, и исполнительным механизмом в карбюраторе, начало срабатывания при 3000+200 мин-1
Фильтр тонкой очистки топлива с керамическим фильтрующим элементом
Система охлаждения
Тип системы охлаждения: жидкостная, с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный установлен на переднем торце блока цилиндров, с приводом клиновым ремнём от коленвала
Вентилятор стальной 6-лопастный, крепится к ступице на валу водяного насоса
Термостат с твёрдым наполнителем, установлен в верхнем выпускном патрубке на впускной трубе, начало открытия - при 70°С, полное открытие - при 83°С
Электрооборудование
Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная, контактно-транзисторная
Катушка зажигания Б-114Б
Распределитель зажигания Р137
Транзисторный коммутатор ТК102
Свечи зажигания А11
Генератор Г-250И1
Реле-регулятор РР350-А
Стартер СТ130-А3
Заправочные ёмкости
Система смазки двигателя 8 л
Система охлаждения без радиатора 16 л
Воздухоочиститель 0,63
Основные данные для контроля
Зазор между клапанами и коромыслами, мм 0,25-0,30
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на 1200 оборотах 2,2 кгс/см2
Температура масла в картере 80-90°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град 75-85°С
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 0,5%
Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1982 г.