Двигатель ЗИЛ-130Я2

http://s1.uploads.ru/t/zk4AN.jpg

Изготовитель: Московский  автомобильный завод имени И.А. Лихачёва (производственное объединение ЗИЛ)

Начало выпуска:   1962 г.
                               
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов, является модификацией двигателя ЗИЛ-130.
Предназначены для установки на автобусы ЛАЗ-695Н "Львов", ЛАЗ-697Н "Турист" и их модификации, а также для поставки в запасные части к ним
Двигатель также выпускается в экспортном исполнении ЗИЛ-130Я2Э и -130Я2Т для установки на грузовые автомобили поставляемые в страны с умеренным (ЗИЛ-130Я2Э) и тропическим сухим и влажным климатом (ЗИЛ-130Я2Т)

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С, относительной влажности воздуха до 80% при +20°С,
Двигатель ЗИЛ-130Я2Т рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +45° до -10°С, относительной влажности воздуха до 98% при +35°С,
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные:  25°,
поперечные:  20°

Комплектации:
ЗИЛ-130Я2Н     Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач (поршни с нирезистовой вставкой)
ЗИЛ-130Я2       Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач (поршни без вставки)
ЗИЛ-130Я2       Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач (для запасных частей)
ЗИЛ-130Я2Э     Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
ЗИЛ-130Я2Т     Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                               8
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      6
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           100х95
Степень сжатия                                                                                          6,5
Номинальная мощность при 3200 мин-1 , кВт (л.с.)                      110,3 (150)
Максимальный крутящий момент при 1800-2000 мин-1, Н.м (кгс.м)             402 (41)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1                    400-500
Максимальная частота вращения холостого хода , мин-1                   3450
Порядок работы цилиндров                                                                        1-5-4-2-6-3-7-8
Направление вращения коленчатого вала двигателя                                   правое
Масса незаправленного смазкой без КПП, кг                                               470       
Ресурс до первого кап. ремонта с поршнями со вставкой, км                       250 000
Ресурс до первого кап. ремонта с поршнями без вставки, км                       180 000

http://s5.uploads.ru/t/elLMz.jpg

Удельные показатели:                                                                     
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)                                                               18,38 (25)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                           321 (236)
Средняя скорость поршня, м/с                                                                     10,13
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                                           846,2 (8,63)                     
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)                                                  4,26 (3,13)                     
Литровая масса двигателя, кг/л                                                                   78,3
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                      А-76
Масло                                                                                                       
всесезонно                                                                                                  М-8А; М-8Б1;  М-8В1  ДВ-АСЗп-10В (М-6з/10В)
зимой                                                                                                          АСЗп-6 (М-4з/6В1)
Охлаждающая жидкость                                                                             антифриз или вода

http://s1.uploads.ru/t/YvGSF.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров  литой, из серого чугуна

Гильзы цилиндров "мокрые", из специального чугуна, с нирезистовой износостойкой вставкой в верхней части и резиновыми уплотнительными кольцами

Головки цилиндров  две, литые из алюминиевого сплава, с запрессованными сёдлами и направляющими втулками клапанов

Камера сгорания в головке цилиндров, клиновая

Поршни литые, из алюминиевого сплава, с овально-бочкообразной лужёной юбкой и нирезистовой вставкой под верхнее компрессионное кольцо

Поршневые кольца:
компрессионные: 3, из легированного чугуна, с заданой эпюрой давления: 2 верхних хромированные
маслосъёмное: 1, стальное, составное, хромированное

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые, плавающие, с фиксацией двумя стопорными кольцами, смещены относительно оси поршня на 1,6 мм.

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованной в верхнюю головку свёрнутой бронзовой втулкой

Коленчатый вал стальной, кованый, 5-опорный, с противовесами, с каналами для смазки шатунных подшипников и грязеуловителями. Диаметр коренных шеек - 74,5 мм, шатунных - 65,5 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными биметаллическими вкладышами (основа - Ст08кп, антифрикционный слой - алюминиевый высокооловянистый сплав АМО-1-20)
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,5; шатунного вкладыша - 2; антифрикционного слоя - 0,45

Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 5-опорный, стальной, кованый, с шестернёй привода масляного насоса и распределителя зажигания

Привод распределительного вала парой косозубых шестерён от коленчатого вала

Втулки распределительного вала биметаллические сталебаббитовые, свёртные

Толкатели клапанов стальные, цилиндрические, полые, с наплавкой рабочего торца специальным чугуном

Штанги толкателей  стальные, сплошные, со сферическими концами

Коромысла клапанов , литые, стальные со свертной бронзовой втулкой

Клапаны расположены в головке цилиндров в один ряд наклонно к оси цилиндров
впускные из жаропрочной стали, пустотелые. диаметр тарелки 50,5 мм, угол фаски седла 30°, высота подъёма клапана 10,3 мм
выпускные из жаропрочной стали, с внутренним охлаждением жидким натрием, с износостойкой наплавкой рабочей фаски и принудительным вращением специальным механизмом шарикового типа, диаметр тарелки 41 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 10,3 мм

Направляющие втулки клапанов из специального чугуна

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      31
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 83
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    67
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               47

Сцепление
1-дисковое, сухое, диаметр диска 340 мм

Дополнительное оборудование Компрессор тормозной системы, установленный в передней части двигателя и приводимый ремнями от коленчатого вала

Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор    3
передняя               1 - кронштейн, под крышкой распределительных шестерён
задние                  2 - лапы картера сцепления

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, опора валика распределителя зажигания и валика привода масляного насоса, толкатели, к втулкам коромысел клапанов предусмотрена пульсирующая подача масла
Масляный насос      шестерёнчатый, 2-секционный, верхняя секция подаёт масло через фильтр в систему, нижняя- в масляный радиатор
Масляный фильтр полнопоточный, центрифуга
Система вентиляции картера  принудительная, с отсосом картерных газов во впускную систему двигателя (под карбюратор) через специальный клапан

Система питания

Топливный насос  Б-10 диафрагменный, с рычагом ручной подачи, приводится в действие эксцентриком распредвала с помощью штанги
Карбюратор  К-88АМ, 2-камерный, с падающим потоком, имеет ускорительный насос и экономайзер
Воздухоочиститель   ВМ-16, инерционно-масляный с 2-ступенчатой очисткой воздуха
Ограничитель частоты вращения двигателя центробежно-вакуумный, с датчиком имеющем привод от распредвала,  и исполнительным механизмом в карбюраторе, начало срабатывания при 3000+200 мин-1
Фильтр тонкой очистки топлива с керамическим фильтрующим элементом

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный установлен на переднем торце блока цилиндров, с приводом клиновым ремнём от коленвала
Вентилятор стальной 6-лопастный, крепится к ступице на валу водяного насоса
Термостат   с твёрдым наполнителем, установлен в верхнем выпускном патрубке на впускной трубе, начало открытия - при 70°С, полное открытие - при 83°С

Электрооборудование                                       
Номинальное напряжение                                                  12 В
Система зажигания   батарейная,                             контактно-транзисторная       
Распределитель зажигания                                                Р137                                           
Транзисторный коммутатор                                                 ТК102                                         
Свечи зажигания                                                               А11                                             
Стартер                                                                             СТ130-А3

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя                   8 л
Система охлаждения без радиатора    16 л

Основные данные для контроля     

Зазор между клапанами и коромыслами, мм                  0,25-0,30

Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С     
на 1200 оборотах                                               2,2 кгс/см2
Температура масла в картере                                      80-90°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град     75-85°С
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,5%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1982 г.