Двигатель ЗИЛ-157М

http://s0.uploads.ru/t/90eml.jpg

Изготовитель: Московский  автомобильный завод имени И.А. Лихачёва (производственное объединение ЗИЛ)

Начало выпуска:   1962 г.
                               
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с вертикальным рядным расположением цилиндров и нижним расположением клапанов, является модификацией двигателя ЗИЛ-157К.
Предназначены для установки на передвижную компрессорную станцию ЗИФ-55В, а также для поставки в запасные части к ней
Двигатель также выпускается в экспортном исполнении для стран с умеренным климатом (ЗИЛ-157МЭ) и сухим и влажным тропическим (ЗИЛ-157МЮ)

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С, относительной влажности воздуха до 98% при +25°С, а двигатель ЗИЛ-157МЮ при температурах окружающего воздуха от +45° до -10°С, относительной влажности воздуха до 98% при +35°С
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные:  30°,
поперечные:  20°

Комплектации:
ЗИЛ-157М       Двигатель для поставки потребителю
ЗИЛ-157МЭ    Двигатель для поставки потребителю
ЗИЛ-157МЮ    Двигатель для поставки потребителю

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                               6
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      5,55
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           101,6х114,3
Степень сжатия                                                                                          6,2 (6,5 -МЭ и МЮ)
Номинальная мощность при 2800 мин-1 , кВт (л.с.)                      80 (109) (81 (110 -МЭ и МЮ)
Допустимая мощность при стационарной работе на компрессорной станции кВт (л.с)     37 (50) при 1600 мин-1
Максимальный крутящий момент при 1100-1400 мин-1, Н.м (кгс.м)             333 (34)   (338 (34,5) -МЭ и МЮ)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1                    400-500
Максимальная частота вращения холостого хода , мин-1                   3200
Порядок работы цилиндров                                                                        1-5-3-6-2-4
Направление вращения коленчатого вала двигателя                                   правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг                            440     
Ресурс до первого кап. ремонта, м.ч.                                                           3 000

http://s0.uploads.ru/t/pk7gL.jpg

Удельные показатели:                                                                     
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)                                                               14,43 (19,64)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                           347 (255)
Средняя скорость поршня, м/с                                                                     10,67
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                                           755,1 (7,7)                     
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)                                                  5,5 (4,04)                     
Литровая масса двигателя, кг/л                                                                   79,27
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                      А-72
Масло                                                                                                       
всесезонно                                                                                                  М-8А; М-8Б1;  М-8В1  ДВ-АСЗп-10В (М-6з/10В)
зимой                                                                                                          АСЗп-6 (М-4з/6В1)
Охлаждающая жидкость                                                                             антифриз или вода

http://s9.uploads.ru/t/MhyFP.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров  литой, из серого чугуна, без гильз

Головка цилиндров  литая из алюминиевого сплава

Камера сгорания в головке цилиндров, L-образная

Поршни литые, из алюминиевого сплава, с разрезной юбкой цилиндрической формы

Поршневые кольца:
компрессионные: 3, из легированного чугуна, с заданной эпюрой давления: верхнее кольцо хромированное
маслосъёмное: 1, стальное, составное, хромированное

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые, плавающие, с фиксацией двумя стопорными кольцами

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованой в верхнюю головку свёрнутой бронзовой втулкой

Коленчатый вал стальной, кованый, 7-опорный, с каналами для смазки шатунных подшипников и грязеуловителями. Диаметр коренных шеек - 66 мм, шатунных - 62 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными биметаллическими вкладышами (основа - Ст08кп, антифрикционный слой - свинцовый сплав СОС-6-6)
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,25; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,25

Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 4-опорный, стальной, кованый, с шестернёй привода масляного насоса и распределителя зажигания

Привод распределительного вала парой косозубых шестерён от коленчатого вала

Втулки распределительного вала биметаллические сталебаббитовые, свёртные

Толкатели клапанов стальные, грибовидные, регулируемые, с наплавкой рабочего торца специальным чугуном

Клапаны тарельчатые, расположены в блоке цилиндров в один ряд наклонно к оси цилиндров
впускные из жаропрочной стали. диаметр тарелки 48,5 мм, угол фаски седла 30°, высота подъёма клапана 10 мм
выпускные из жаропрочной стали, диаметр тарелки 44 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 102 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      12,5
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 59,3
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    44,5
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               27,5

Направляющие втулки клапанов из серого чугуна

Сцепление
1-дисковое, сухое, диаметр диска 340 мм

Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор    3
передняя              кронштейн с резиновой подушкой, установленный на крышке распределительных шестерён
задние                  2 лапы картера сцепления

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, опора валика распределителя зажигания и валика привода масляного насоса
Масляный насос      шестерёнчатый, 2-секционный, верхняя секция подаёт масло через фильтр в систему, нижняя- в масляный радиатор
Масляный фильтр полнопоточный, центрифуга
Система вентиляции картера закрытая принудительная

Система питания

Топливный насос  Б-9Б диафрагменный, с рычагом ручной подачи (для МЭ и МЮ- Б-10Б)
Карбюратор  К-84М, 2-камерный, с падающим потоком, имеет ускорительный насос и экономайзер (для МЭ и МЮ- К-84МВ)
Воздухоочиститель   ВМ-12А, инерционно-масляный с 2-ступенчатой очисткой воздуха
Ограничитель частоты вращения двигателя пневматический, начало срабатывания при 2600+250 мин-1

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный установлен на переднем торце блока цилиндров, с приводом клиновым ремнём от коленвала
Вентилятор стальной 6-лопастный, крепится к ступице на валу водяного насоса
Термостат   с твёрдым наполнителем, установлен в верхнем выпускном патрубке головки цилиндров, начало открытия - при 70°С, полное открытие - при 83°С

Электрооборудование             

Номинальное напряжение                                           12 В
Система зажигания                                               батарейная                 
Катушка зажигания                                                    Б115-В                                   
Распределитель зажигания                                    23.3706-10                                   
Свечи зажигания                                           А8НТ1     (А10-0 для МЮ)                       
Генератор                                                      Г12-В, постоянного тока
Реле-регулятор                                                        РР24-Г2                                                                                   
Стартер                                                                    СТ230-Д

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя                   10,5 л
Система охлаждения без радиатора    21 л
Воздухоочиститель                             0,8

Основные данные для контроля     

Зазор между клапанами и толкателями, мм                  0,20-0,25

Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С     
на 1200 оборотах             2,2 кгс/см2
Температура масла в картере                                      60-90°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град     80-90°С
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,9%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1982 г.
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1987 г.