Двигатель ЗИЛ-157КД

http://s5.uploads.ru/t/r32Lk.jpg

Изготовитель: Московский  автомобильный завод имени И.А. Лихачёва (производственное объединение ЗИЛ)

Начало выпуска:   1978 г.
                               
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с вертикальным рядным расположением цилиндров и нижним расположением клапанов, является модификацией двигателя ЗИЛ-157Д.
Предназначены для установки на грузовые  автомобили ЗИЛ-157КД, ЗИЛ-43150, седельный тягач ЗИЛ-157КДВ и шасси ЗИЛ-157КДЕ, а также для поставки в запасные части к ним
Двигатель также выпускается с экранированным электрооборудованием (ЗИЛ-157КДГ), в экспортном исполнении для умеренного климата с обычным (ЗИЛ-157КДЭ) и экранированным электрооборудованием (ЗИЛ-157ДГЭ), в тропическом исполнении для стран с сухим и влажным тропическим климатом с обычным (ЗИЛ-157КДЮ) и экранированным электрооборудованием (ЗИЛ-157ДГТ)

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +50° до -40°С, относительной влажности воздуха до 98% при +35°С
ЗИЛ-157КДЮ и ЗИЛ-157ДГТ - при температурах окружающего воздуха от +45° до -10°С, относительной влажности воздуха до 98% при +35°С

Допустимые углы кренов двигателя:
продольные:  30°,
поперечные:  20°

Комплектации:
ЗИЛ-157КД     Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
ЗИЛ-157КД     Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач (для запасных частей)
ЗИЛ-157КДЭ   Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
ЗИЛ-157КДЭ   Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач (для запасных частей)
ЗИЛ-157КДЮ   Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
ЗИЛ-157КДЮ   Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач (для запасных частей)
ЗИЛ-157КДГ    Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
ЗИЛ-157КДГ    Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач (для запасных частей)
ЗИЛ-157ДГЭ    Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
ЗИЛ-157ДГЭ    Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач (для запасных частей)
ЗИЛ-157ДГТ    Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
ЗИЛ-157ДГТ    Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач (для запасных частей)

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                               6
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      5,38
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           100х114,3
Степень сжатия                                                                                          6,5
Номинальная мощность при 2800 мин-1 , кВт (л.с.)                      81 (110)
Максимальный крутящий момент при 1100-1400 мин-1, Н.м (кгс.м)             343 (35)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1                    400-500
Максимальная частота вращения холостого хода , мин-1                   3200
Порядок работы цилиндров                                                                        1-5-3-6-2-4
Направление вращения коленчатого вала двигателя                                   правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг                            445     
Ресурс до первого кап. ремонта, км                                                            100 000

http://s0.uploads.ru/t/R8kae.jpg

Удельные показатели:                                                                     
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)                                                               15,05 (20,45)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                           333 (245)
Средняя скорость поршня, м/с                                                                     10,67
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                                           802,1 (8,18)                     
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)                                                  5,49 (4,04)                     
Литровая масса двигателя, кг/л                                                                   85,5
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                      А-72
Масло                                                                                                       
всесезонно                                                                                                  М-8А; М-8Б1;  М-8В1  ДВ-АСЗп-10В (М-6з/10В)
зимой                                                                                                          АСЗп-6 (М-4з/6В1)
Охлаждающая жидкость                                                                             антифриз или вода

http://s9.uploads.ru/t/hCgX5.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров  литой, из серого чугуна, без гильз

Головка цилиндров  литая из алюминиевого сплава

Камера сгорания в головке цилиндров, L-образная

Поршни литые, из алюминиевого сплава, с овально-бочкообразной лужёной юбкой

Поршневые кольца:
компрессионные: 3, из легированного чугуна, с заданой эпюрой давления: 2 верхних хромированные
маслосъёмное: 1, стальное, составное, хромированное

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые, плавающие, с фиксацией двумя стопорными кольцами, смещены относительно оси поршня на 1,6 мм.

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованой в верхнюю головку свёрнутой бронзовой втулкой

Коленчатый вал стальной, кованый, 7-опорный, с каналами для смазки шатунных подшипников и грязеуловителями. Диаметр коренных шеек - 66 мм, шатунных - 62 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными биметаллическими вкладышами (основа - Ст08кп, антифрикционный слой - алюминиевый высокооловянистый сплав АМО-1-20)
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,25; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,45

Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 4-опорный, стальной, кованый, с шестернёй привода масляного насоса и распределителя зажигания

Привод распределительного вала парой косозубых шестерён от коленчатого вала

Втулки распределительного вала биметаллические сталебаббитовые, свёртные

Толкатели клапанов стальные, грибовидные, регулируемые, с наплавкой рабочего торца специальным чугуном

Клапаны тарельчатые, расположены в блоке цилиндров в один ряд наклонно к оси цилиндров
впускные из жаропрочной стали. диаметр тарелки 48,5 мм, угол фаски седла 30°, высота подъёма клапана 10 мм
выпускные из жаропрочной стали, диаметр тарелки 44 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 102 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      12,5
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 59,5
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    44,5
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               27,5

Направляющие втулки клапанов из серого чугуна

Сцепление
1-дисковое, сухое, диаметр диска 340 мм

Дополнительное оборудование Компрессор тормозной системы, установленный в передней части двигателя и приводимый ремнями от коленчатого вала

Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор    3
передняя              кронштейн с резиновой подушкой, установленный на крышке распределительных шестерён
задние                  2 лапы картера сцепления

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, опора валика распределителя зажигания и валика привода масляного насоса
Масляный насос      шестерёнчатый, 2-секционный, верхняя секция подаёт масло через фильтр в систему, нижняя- в масляный радиатор
Масляный фильтр полнопоточный, центрифуга
Система вентиляции картера закрытая принудительная

Система питания

Топливный насос  Б-10Б диафрагменный, с рычагом ручной подачи
Карбюратор  К-88АЖ, 2-камерный, с падающим потоком, имеет ускорительный насос и экономайзер
Воздухоочиститель   ВМ-15А или ВМ-23, инерционно-масляный с 2-ступенчатой очисткой воздуха
Ограничитель частоты вращения двигателя центробежно-вакуумный, с датчиком имеющем привод от распредвала,  и исполнительным механизмом в карбюраторе, начало срабатывания при 2800+150 мин-1
Фильтр тонкой очистки топлива с керамическим фильтрующим элементом

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный установлен на переднем торце блока цилиндров, с приводом клиновым ремнём от коленвала
Вентилятор стальной 6-лопастный, крепится к ступице на валу водяного насоса
Термостат   с твёрдым наполнителем, установлен в верхнем выпускном патрубке головки цилиндров, начало открытия - при 70°С, полное открытие - при 83°С

Электрооборудование                    КД, КДЭ, КДЮ                                                 КДГ, ДГЭ, ДГТ         

Номинальное напряжение                                                                        12 В
Система зажигания                      батарейная, контактно-транзисторная                     батарейная, экранированная
Катушка зажигания                                      Б-114Б                                                          Б102-Б
Распределитель зажигания                          23.3706                                                          Р51
Транзисторный коммутатор                           ТК102-А                                                          -
Свечи зажигания                                                                                    А10
Генератор                                                    17.3701                                                         1707.3701
Стартер                                                                                                СТ230-И

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя                   9,5 л
Система охлаждения без радиатора    21 л
Воздухоочиститель                             0,8

Основные данные для контроля     

Зазор между клапанами и толкателями, мм                  0,23-0,28

Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С     
на 1200 оборотах             2,2 кгс/см2
Температура масла в картере                                      60-90°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град     80-90°С
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,9%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1982 г.
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1987 г.