Двигатель ЗМЗ-13

http://s9.uploads.ru/t/g5rUL.jpg

Изготовитель: Заволжский моторный завод

Начало выпуска:   1963 г.
                               
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на легковой автомобиль ГАЗ-13, а также для поставки в запасные части
Двигатель выпускается также в экспортном исполнении для умеренного климата

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -35°С, относительной влажности воздуха до 80% при +20°С,

Комплектации:

ЗМЗ-13   Базовая модель
ЗМЗ-13   Двигатель в сборе с электрооборудованием, топливной аппаратурой, (без гидротрансформатора и коробки передач) для автомобиля ГАЗ-13
ЗМЗ-13   Двигатель в сборе с электрооборудованием, топливной аппаратурой, (без гидротрансформатора и коробки передач) для автомобиля ГАЗ-13А
ЗМЗ-13   Двигатель в сборе с электрооборудованием, топливной аппаратурой, (без гидротрансформатора и коробки передач) для автомобиля ГАЗ-24-24

ЗМЗ-13   Двигатель в сборе без электрооборудования, топливной аппаратуры, гидротрансформатора и коробки передач. для поставки в запасные части для автомобиля ГАЗ-13
ЗМЗ-13   Двигатель в сборе без электрооборудования, топливной аппаратуры, гидротрансформатора и коробки передач. для поставки в запасные части для автомобиля ГАЗ-24-24

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                               8
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      5,53
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           100х88
Степень сжатия                                                                                          8,5
Номинальная мощность при 4400 мин-1 , кВт (л.с.)                              143,4 (195)
Максимальный крутящий момент при 2000-2500 мин-1, Н.м (кгс.м)               400,9 (42)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1                              500
Порядок работы цилиндров                                                                        1-5-4-2-6-3-7-8
Направление вращения коленчатого вала двигателя                                   правое
Масса незаправленного смазкой без трансформатора, кг                             245     

http://s1.uploads.ru/t/pJiQH.jpg

Удельные показатели:                                                                     
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)                                                               25,9 (35,3)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                           306 (225)
Средняя скорость поршня, м/с                                                                     12,9
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                                           937 (9,55)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)                                                  1,7 (1,25)
Литровая масса двигателя, кг/л                                                                   44,3
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                      АИ-93
Масло                                                                                                       
всесезонно                                                                                                  М-10ГИ  (М-6з/10Г1)
Охлаждающая жидкость                                                                             антифриз или вода

http://s0.uploads.ru/t/Zl9Xp.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров  литой, из алюминиевого сплава, с "мокрыми" гильзами

Головка цилиндров  2 литые из алюминиевого сплава, одинаковые на оба ряда

Камера сгорания в головке цилиндров клиновая

Поршни литые, из алюминиевого сплава, с овальной лужёной юбкой и плоским днищем

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- лужёное
маслосъёмное: 1, стальное, составное, хромированное

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые, с фиксацией двумя стопорными кольцами, смещены относительно оси поршня на 1,6 мм

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованной в верхнюю головку свёрнутой бронзовой втулкой

Коленчатый вал чугунный, 5-опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 70 мм, шатунных - 60 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами (основа сталь 08кп, антифрикционный слой- алюминиевый высокооловянистый сплав АМО-1-20
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,25; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,33

Зубчатый венец гидротрансформатора стальной с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 5-опорный, стальной, кованый, расположен в средней части блока цилиндров

Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала

Втулки распределительного вала из биметаллической ленты

Клапаны  расположены в один ряд наклонно в головке цилиндров
впускные из жаропрочной стали с тюльпанообразной головкой. диаметр тарелки 47 мм, угол фаски седла 45,5°, высота подъёма клапана 9,07 мм
выпускные из жаропрочной стали с наплавкой рабочей поверхности, диаметр тарелки 36 мм, угол фаски седла 45,5°, высота подъёма клапана 8,14 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      24
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 64
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    58
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               30

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

Толкатели клапанов стальные, пустотелые с наплавкой из специального чугуна

Коромысла клапанов стальные, литые с бронзовой втулкой

Сцепление
гидротрансформатор

Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор    3
передние              2 привёрнуты к блока двигателя в его средней части
задние                  1 под задней крышкой коробки передач

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, втулка коромысла и верхние наконечники штанг
Масляный насос      шестерёнчатый, 2-секционный, с приводом от распредвала. Верхняя секция подаёт масло в систему и радиатор, нижняя в центрифугу
Масляный фильтр центрифуга, включен параллельно

Система вентиляции картера открытая

Система питания

Топливный насос  Б9Д диафрагменный, с рычагом ручной подачи с приводом от эксцентрика на распредвалу
Карбюратор  К-114 4-камерный с падающим потоком
Воздухоочиститель   инерционно-масляный с контактным фильтрующим элементом

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный, с приводом клиновым ремнём от коленвала
Вентилятор стальной 6-лопастный
Термостат жидкостный, 1-клапанный, начало открытия при 72°С, полное открытие при 84°С

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания   контактная
Катушка зажигания  Б-115
Распределитель зажигания  Р-13-Б
Свечи зажигания  А9Н1
Генератор Г-101 постоянного тока
Реле-регулятор  РР101
Стартер  СТ101

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя                   6,5 л
Система охлаждения без радиатора    10 л
Воздухоочиститель                             0,55 л

Основные данные для контроля     

Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +77...80°С     
на номинальных оборотах                          4-5 кгс/см2
на 600±25 оборотах не менее                    1,0 кгс/см2
Температура масла в картере                                      80-90°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град     80-90°С
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,4%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1982 г.