Двигатель ЗМЗ-4022.10

http://sh.uploads.ru/t/2U9xv.jpg

Изготовитель: Заволжский моторный завод

Начало выпуска:   1982 г.
                               
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с форкамерно-факельным зажиганием, рядным расположением цилиндров и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на легковые  автомобили среднего класса ГАЗ-3102 "Волга"

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С , относительной влажности воздуха 80% при +20°С
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные: при подъёме 20°,
                    при спуске 12°
поперечные: 15°

Комплектации:
4022-1000400           Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач
4022-1000450           Двигатель в сборе без оборудования, без коробки передач

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                               4
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      2,445
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           92х92
Степень сжатия                                                                                          8,0
Номинальная мощность при 4500 мин-1 , кВт (л.с.)                       75 (102)
Максимальный крутящий момент при 2400-3000 мин-1, Н.м (кгс.м) 181,4 (18,5)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1                    800-900
Порядок работы цилиндров                                                                        1-2-4-3
Направление вращения коленчатого вала двигателя                                   правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг                            182     
Ресурс до первого кап. ремонта, км                                                            200 000

http://sh.uploads.ru/t/XK0Dg.jpg

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)                                                               30,67 (41,71)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                           292,4 (215)
Средняя скорость поршня, м/с                                                                     13,8
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                                           813,9 (8,3)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)                                                  2,43 (1,78)
Литровая масса двигателя, кг/л                                                                   74,43
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                      АИ-93
Масло
летом                                                                                                         М-12Г1
зимой                                                                                                         М-8Г1
всесезонно                                                                                                 М-6з/10Г1
Охлаждающая жидкость                                                                             Тосол А-40 или вода

http://sg.uploads.ru/t/lxeiJ.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров  литой, из алюминиевого сплава со сменными "мокрыми" чугунными гильзами
Головка цилиндров  литая из алюминиевого сплава, общая для всех цилиндров, имеет 4 дополнительные камеры для установки форкамерных клапанов

Камера сгорания плоскоовальная

Поршни литые, из алюминиевого сплава, с термовставкой

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные
маслосъёмное: 1, стальное, сборное

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения

Коленчатый вал литой, из чугуна, 5-опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 64 мм, шатунных - 58 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,25; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,33

Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 5-опорный, чугунный

Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала

Клапаны верхние, расположены вертикально в ряд по два клапана на цилиндр
впускные из стали 55Х20Г9АН4 (ЭП303). диаметр тарелки 47,2 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 10,5 мм
выпускные из стали 55Х20Г9АН4 (ЭП303)  с наплавкой рабочей поверхности, диаметр тарелки 39,2 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 10,5 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      12
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 60
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    54
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               18

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

Сцепление
1-дисковое, сухое

Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор    3
передние              2 привёрнуты к блоку двигателя
задние                  1 на удлинителе коробки передач

Система управления двигателем на принудительном холостом ходу  два электромагнитных клапана управляются электронным датчиком частоты вращения коленвала и электропневмо выключателем

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Масляный насос      шестерёнчатый, 1-секционный, расположен внутри масляного картера с приводом шестернями от распредвала
Масляный фильтр полнопоточный тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом
Масляный картер из стального листа, литой или штампованый
Система вентиляции картера закрытая, принудительная

Система питания

Топливный насос   диафрагменный, с рычагом ручной подачи, расположен на блоке цилиндров
Карбюратор  К-156, с падающим потоком, вертикальный
Воздухоочиститель   с сухим фильтрующим элементом
Фильтр тонкой очистки фильтрующий элемент- металлическая сетка или картон

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный установлен на переднем торце двигателя
Вентилятор осевой, установлен на валу водяного насоса
Термостат ТС103 с твёрдым наполнителем

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания   контактно-транзисторная
Катушка зажигания  Б-114-Б
Распределитель зажигания Р147-Б
Электронный коммутатор  ТК102
Добавочное сопротивление  СЭ107
Свечи зажигания  А14Д
Генератор  16.3701
Регулятор напряжения  13.3702
Стартер  СТ230-Б4

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя                   6,0 л (5,0 со штампованым картером)
Система охлаждения без радиатора    4,0 л

Основные данные для контроля     

Зазор между торцом основного клапана и коромыслами, мм                            0,40
Зазор в дополнительных клапанах                                                   0,20
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С     
на 2250 оборотах             3-4 кгс/см2
на 800-900 оборотах не менее 0,8 кгс/см2
Температура масла в картере                                      80-95°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град     80-90°С
Зазор между контактами прерывателя                       0,45
Зазор между электродами свечей зажигания     0,7-0,85 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,4%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1989 г.