Двигатель ЗМЗ-24-01

http://sh.uploads.ru/t/SWLjR.jpg

Изготовитель: Заволжский моторный завод

Начало выпуска:   1970 г.
                               
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с рядным расположением цилиндров и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки на легковые  автомобили среднего класса ГАЗ-24, -24-01, -24-02, -24-03, -24-04 "Волга", и автомобиль-фургон ЕрАЗ-762Б, а также для поставки в запасные части

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -45°С
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные: при подъёме 20°,
                    при спуске 12°
поперечные: 15°

Комплектации:
24-01-1000400        Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач, для комплектования новых автомобилей и поставки в запасные части
24-01-51-1000400   Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач, для комплектования новых автомобилей и поставки в запасные части
24-01-1000400-20   Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач, для комплектования новых автомобилей и поставки в запасные части для ЕрАЗ-762Б
24-01-1000450        Двигатель в сборе без оборудования, без коробки передач, для поставки в запасные части
24-01-51-1000450   Двигатель в сборе без оборудования, без коробки передач, для поставки в запасные части
24-01-1000450-20   Двигатель в сборе без оборудования, без коробки передач, для поставки в запасные части для ЕрАЗ-762Б
24-01-1000450-31    Двигатель в сборе без оборудования
24-01-1000390         Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач, комплект для поставки в запасные части для автомобилей с открытой системой вентиляции картера
24-01-51-1000390    Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач, комплект для поставки в запасные части для автомобилей с открытой системой вентиляции картера

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                               4
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      2,445
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           92х92
Степень сжатия                                                                                          6,7
Номинальная мощность при 4500 мин-1 , кВт (л.с.)                      62,5 (85)
Максимальный крутящий момент при 2400-2600 мин-1, Н.м (кгс.м) 171,6 (17,5)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1                    600±50
Порядок работы цилиндров                                                                        1-2-4-3
Направление вращения коленчатого вала двигателя                                   правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг                            180     
Ресурс до первого кап. ремонта, км                                                            225 000
при установке на ЕрАЗ                                                                               150 000
Наработка на отказ, км                                                                               10 000

http://sh.uploads.ru/t/EO4UB.jpg
http://sh.uploads.ru/t/09ELA.jpg
http://sh.uploads.ru/t/USslg.jpg

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)                                                               25,56 (34,76)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                           306 (225)
Средняя скорость поршня, м/с                                                                     13,8
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                                           838,4(8,55)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)                                                  2,88 (2,11)
Литровая масса двигателя, кг/л                                                                   73,61
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                      А-76
Масло
летом                                                                                                         М-12Г1 М-12ГИ
зимой                                                                                                         М-8Г1 М-8ГИ
всесезонно                                                                                                 М-10ГИ; М-6з/10Г1
Охлаждающая жидкость                                                                             Тосол А-40 или вода

http://sg.uploads.ru/t/riXCB.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров  литой, из алюминиевого сплава со сменными "мокрыми" чугунными гильзами, разъём ниже оси коленвала

Головка цилиндров  литая из алюминиевого сплава, с вставными сёдлами и направляющими клапанов, общая для всех цилиндров

Камера сгорания плоскоовальная

Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные, с плоским днищем

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- лужёное
маслосъёмное: 1, стальное, составное

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые, плавающие, с фиксацией двумя стопорными кольцами

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованой в верхнюю головку свёрнутой бронзовой втулкой

Коленчатый вал литой, из высокопрочногочугуна, 5-опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 64 мм, шатунных - 58 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,25; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,33

Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 5-опорный, стальной, кованый

Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала

Втулки распределительного вала тонкостенные, стальные, с антифрикционным слоем

Клапаны верхние, расположены вертикально в ряд по два клапана на цилиндр
впускные из хромокремнистой стали "сильхром". диаметр тарелки 47 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9,5 мм
выпускные из жаропрочной стали  55Х20Г9АН4 с наплавкой рабочей поверхности, диаметр тарелки 36 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9,5 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      12
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 60
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    54
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               18

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

Толкатели клапанов стальные, плунжерного типа, с наплавкой из специального чугуна

Коромысла клапанов стальные, литые с бронзовой втулкой

Сцепление
1-дисковое, сухое, диаметр диска 225 мм (для ЕрАЗ-762Б-254 мм)

Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор    3
передние              2 привёрнуты к блоку двигателя
задние                  1 на удлинителе коробки передач

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, втулки коромысел и верхние наконечники штанг распред шестерни и шестерни привода масляного насоса
Масляный насос      шестерёнчатый, 1-секционный, расположен внутри масляного картера с приводом шестернями от распредвала
Масляный фильтр полнопоточный тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом
Масляный картер из стального листа, штампованый
Система вентиляции картера закрытая

Система питания

Топливный насос  Б9В диафрагменный, с рычагом ручной подачи, расположен на блоке цилиндров
Карбюратор  К-126Г, 2-камерный, с падающим потоком, вертикальный, балансированной поплавковой камерой и последовательным открытием дроссельных заслонок
Воздухоочиститель   инерционно-масляный

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный установлен на переднем торце двигателя
Вентилятор осевой, приводится двумя клиновыми ремнями, общими для водяного насоса и генератора
Термостат ТС107 2-клапанный с твёрдым наполнителем

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания   батарейная
Катушка зажигания  Б-115
Распределитель зажигания  Р-119-Б устанавливается на блоке цилиндров, приводится шестернями от распредвала
Свечи зажигания  А11
Генератор Г-250-Н1 (или Н2)
Реле-регулятор  201.3702
Стартер  СТ230-Б (Б4)

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя                   6,0 л
Система охлаждения без радиатора    6,3 л

Основные данные для контроля     

Зазор между клапанами и коромыслами, мм
для впускных и выпускных                                                    0,35-0,40
для выпускных 1 и 4 цилиндров                                            0,30-0,35
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С     
на 2000 оборотах             3-4 кгс/см2
на 600 оборотах не менее 0,8 кгс/см2
Температура масла в картере                                      80-95°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град     80-90°С
Температура открытия термостата                                80°С
Зазор между контактами прерывателя, мм   0,3-0,4
Зазор между электродами свечей зажигания     0,8-0,9 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,4%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1989 г.