Двигатель ГАЗ-69,-69Б, УАЗ-450

http://sg.uploads.ru/t/VHQxz.jpg

Изготовитель: Горьковский автомобильный завод

Начало выпуска:   ГАЗ-69 - 1954 г.
                                ГАЗ-69Б, УАЗ-450 - 1958 г.
                               
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с рядным расположением цилиндров и нижним расположением клапанов.
Предназначены для установки на легковые и грузовые автомобили Ульяновского автомобильного завода, а также для поставки в запасные части
Выпускался в экспортном исполнении  с экранированным электрооборудованием (ГАЗ-69Э-1000300, -69БЭ-1000300, -69Э-1000400, -69БЭ-1000400) в страны с умеренным климатом
в тропическом исполнении с обычным электрооборудованием (ГАЗ-69БЮ-1000300, -69БЮ-1000400, -69БЮ-1000450 в страны с сухим и влажным тропическим климатом
в экспортном и тропическом исполнении с экранированным электрооборудованием (ГАЗ-69БЭЮ-1000300, -69БЭЮ-1000400 в страны с сухим и влажным тропическим климатом

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С и относительной влажности воздуха до 80% при +20°С.; +40° до -40°С и относительной влажности воздуха до 98% при +35°С. в районах с тропическим климатом

Комплектации:
ГАЗ-69-1000300                Двигатель со сцеплением, коробкой передач, электрооборудованием и карбюратором
ГАЗ-69Э-1000300              Двигатель со сцеплением, коробкой передач, электрооборудованием и карбюратором
ГАЗ-69Б-1000300              Двигатель со сцеплением, коробкой передач, электрооборудованием и карбюратором
ГАЗ-69БЮ-1000300           Двигатель со сцеплением, коробкой передач, электрооборудованием и карбюратором
ГАЗ-69БЭ-1000300            Двигатель со сцеплением, коробкой передач, электрооборудованием и карбюратором
ГАЗ-69БЭЮ-1000300         Двигатель со сцеплением, коробкой передач, электрооборудованием и карбюратором
УАЗ-450-1000300              Двигатель со сцеплением, коробкой передач, электрооборудованием и карбюратором
ГАЗ-69-1000350                Двигатель со сцеплением, коробкой передач, без оборудования
ГАЗ-69-1000400                Двигатель с оборудованием без коробки передач
ГАЗ-69Э-1000400              Двигатель с оборудованием без коробки передач
ГАЗ-69Б-1000400              Двигатель с оборудованием без коробки передач
ГАЗ-69БЮ-1000400           Двигатель с оборудованием без коробки передач
ГАЗ-69БЭ-1000400           Двигатель с оборудованием без коробки передач
ГАЗ-69БЭЮ-1000400        Двигатель с оборудованием без коробки передач
УАЗ-450-1000400             Двигатель с оборудованием без коробки передач
ГАЗ-69-1000450                Двигатель без оборудования и коробки передач
ГАЗ-69Б-1000450              Двигатель без оборудования и коробки передач
УАЗ-450-1000450             Двигатель без оборудования и коробки передач
ГАЗ-69БЮ-1000450           Двигатель без оборудования и коробки передач

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                               4
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      2,43 (2,12 - ГАЗ-69)
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           88х100 (81,88 - ГАЗ-69)
Степень сжатия                                                                                          6,5
Номинальная мощность, кВт (л.с.)   
ГАЗ-69 при частоте вращения 60 с-1                                                   38,2 (52)
ГАЗ-69Б, УАЗ-450 при частоте вращения 63,3 с-1                                45,6 (62)
Максимальный крутящий момент при 33,3 с-1, Н.м (кгс.м)
ГАЗ-69                                                                                                       122,6 (12,5)
ГАЗ-69Б, УАЗ-450                                                                                       149 (15,2)
Минимальная частота вращения холостого хода , с-1                           7,5-8,3
Порядок работы цилиндров                                                                        1-2-4-3
Направление вращения коленчатого вала двигателя                                   правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг                            250                 
Ресурс до первого кап. ремонта, км                                                            80 000

http://sh.uploads.ru/t/J8iTu.jpg

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)   
ГАЗ-69                                                                                                        18,01 (24,52)
ГАЗ-69Б, УАЗ-450                                                                                        18,76 (25,51)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 
ГАЗ-69                                                                                                        360,4 (265)
ГАЗ-69Б, УАЗ-450                                                                                        333,2 (245)
Средняя скорость поршня, м/с                                                                     12,68
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                                           772,7 (7,88)
Литровая масса двигателя, кг/л                                                 
ГАЗ-69                                                                                                        117,92
ГАЗ-69Б, УАЗ-450                                                                                        102,88

Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                     А-72
Масло всесезонно                                                                                       М-8А, М-8Б1 М-8В1;
Охлаждающая жидкость                                                                             вода

http://sh.uploads.ru/t/EXO2v.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров  из серого чугуна, блок цилиндров и верхняя часть картера отлиты за одно целое, в рехней части запрессована короткая вставка из антикоррозионного чугуна

Головка цилиндров  литая из алюминиевого сплава, общая для всех цилиндров

Камера сгорания Г-образная

Поршни из алюминиевого сплава с плоским днищем

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- лужёное
маслосъёмное: Чугунное, лужёное ГАЗ-69 - 1, ГАЗ-69Б и УАЗ-450- 2

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые, плавающие

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованой в верхнюю головку бронзовой свёрнутой втулкой

Коленчатый вал стальной, кованый, 4-опорный, динамически сбалансированый. Шейки вала подвергнуты поверхностной закалке Диаметр коренных шеек - 64 мм, шатунных - 51,5 мм

Подшипники коренные и шатунные
тонкостенные вкладыши с антифрикционным слоем СОС-6-6
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,25; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,180-0,317 у коренного вкладыша и 0,180-0,297 у шатунного

Маховик литой, чугунный, с напрессованным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 4-опорный, стальной, кованый

Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала парой шестерён

Втулки распределительного вала из сталебаббитовой ленты

Клапаны нижние, односторонние, по два клапана на цилиндр
впускные из жаропрочной стали 40Х9С2. диаметр тарелки 39 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9,2 мм
выпускные из жаропрочной стали 40Х9С2 с наплавкой рабочей поверхности, диаметр тарелки 36 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9,2 мм

Фазы газораспределения, град:                   ГАЗ-69                                    ГАЗ-69Б и УАЗ-450
открытие впускного клапана до в.м.т.                      9                                                      19
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 51                                                    41
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    47                                                    57
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               13                                                    3

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

Сцепление
1-дисковое, сухое, диаметр диска 225 мм

Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор    3
передние              2
задние                  1

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, толкатели и распределительные шестерни
Масляный насос      шестерёнчатый, 1-секционный, с приводом от распределительного вала
Масляный фильтр два: грубой и тонкой очистки. Грубый- пластинчатый, тонкий- со сменным фильтрующим элементом
Масляный картер из стального листа, штампованый
Система вентиляции картера открытая

Система питания

Топливный насос  Б9Г диафрагменный, с рычагом ручной подачи, расположен на блоке двигателя
Карбюратор  1-камерный, вертикальный, с падающим потоком, балансированной поплавковой камерой и двойным распылением топлива
ГАЗ-69                        К-124Д
ГАЗ-69Б                      К-129Р
УАЗ-450                     К-129Ж
Воздухоочиститель   инерционно-масляный

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный, установлен на переднем торце двигателя
Вентилятор 6-лопастной  с приводом клиновым ремнём от шкива коленвала
Термостат   1-клапанный, препускного типа

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания  батарейная
Катушка зажигания           Б-115 (Б1)
Распределитель зажигания устанавливается на блоке цилиндров, приводится шестернями от распредвала
ГАЗ-69                              Р23
ГАЗ-69Б и УАЗ-450            Р23-Б
Свечи зажигания              М8Т с резьбой М18х1,5
Генератор Г-108-Б или Г12-Б, постоянного тока
Реле-регулятор  РР24-Г2
Стартер  СТ230-Л с механическим включением

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя                   5 л
Система охлаждения без радиатора    5 л

Основные данные для контроля     

Зазор между клапанами и коромыслами, мм
для впускных                                                                       0,20-0,23
для выпускных                                                                     0,25-0,28
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С     
на 33,3 с-1             2,75-3,75 кгс/см2
на холостых оборотах не менее 0,75 кгс/см2
Температура масла в картере                                      80-90°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град     80-90°С
Температура открытия термостата                                70°С
Зазор между контактами прерывателя, мм   0,4±0,05
Зазор между электродами свечей зажигания     0,7±0,15 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 1,0%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.