Предприятие начало свою историю в 1908 году, когда предприниматель Заферман основал чугунолитейный и машиностроительный завод по производству нефтяных двигателей. После октябрьской революции завод был национализирован и получил название "Второй Советский завод". После окончания гражданской войны в 1925 году на базе завода организована артель "Победа". Артель продолжила выпуск нефтяных двигателей для сельского хозяйства, строительной и рыболовной отраслей промышленности.
http://sh.uploads.ru/t/VgMa9.jpg             http://sh.uploads.ru/t/KTLIr.jpg
Завод Зафермана в 1908 году                            Нефтяной двигатель

    В1931 году артель "Победа" передается в государственное подчинение и в качестве завода входит в объединение "Союздизель". Завод полностью перешел на производство двигателей для рыболовных судов. В 1936 г. Завод "Победа" переименован в "Дизелестроительный завод им. Микояна". Завод специализируется на производстве быстроходных дизелей для рыболовных судов.
    Во время Великой Отечественной Войны завод был эвакуирован. Сразу же после освобождения г. Мелитополь, Государственным Комитетом Обороны было принято решение приступить к срочному восстановлению цехов и приему рабочих. В 1944 году завод уже выпускал мирную продукцию.

    В 1958 году началась новая страница в биографии завода. Постановлением Совета Министров СССР "Об организации выпуска микролитражных автомобилей в г. Запорожье и микролитражных двигателей в г. Мелитополе..." заводу было присвоено новое название "Мелитопольский Моторный завод" (МеМЗ).
    В 1960 году завод выпустил первый силовой агрегат с воздушным охлаждением МЕМЗ-965 мощностью 23 л.с. В 1963 г. завершены работы по первой модернизации силового агрегата МЕМЗ-965, в результате был создан силовой агрегат МЕМЗ-966 мощностью 27 л.с. к легковому автомобилю "Запорожец".
    В 1964 году Постановлением Приднепровского Совнархоза строящиеся за городом цеха стального и цветного литья выведены из состава Моторного завода и создан новый завод "Автоцветлит".
http://sg.uploads.ru/t/HtOgh.jpg
  Силовой агрегат МЕМЗ-965

    В 1965 году завершены работы по доводке конструкции нового силового агрегата собственной разработки МЕМЗ-968 мощностью 40 л.с. Этот силовой агрегат на ВДНХ СССР был награжден Дипломом 1-й степени. В 1966 году начато создание силового агрегата для автомобиля "Волынь" на базе силового агрегата МЕМЗ-968 мощностью 40 л.с. модели МЕМЗ-969В.
    В 1967 году начато строительство новой части завода - Главного корпуса (площадка "А") для производства силового агрегата МЕМЗ-968 и в 1971 году был завершен перевод производства силового агрегата МЕМЗ-968 с площадей площадки "Б" на площади Главного корпуса.
    В сентябре 1974 года был выпущен миллионный силовой агрегат. 28 октября 1974 года силовому агрегату МЕМЗ-968 присвоен Государственный знак качества.

    С октября 1975 года Моторный завод входит в состав автомобильного производственного объединения "АвтоЗАЗ". В этом же году конструкторский отдел Моторного завода начал научно-исследовательские и конструкторские работы по проектированию силового агрегата с двигателем жидкостного охлаждения к переднеприводным автомобилям особо малого класса. В 1979 году конструкторско-экспериментальный отдел завода завершил основные работы по созданию нового двигателя водяного охлаждения модели МЕМЗ-245.

    В 1982 году проведены приемочные испытания нового силового агрегатаМЕМЗ-245 в составе автомобиля ЗАЗ-1102. Государственная комиссия рекомендовала автомобиль ЗАЗ-1102 и силовой агрегат МЕМЗ-245 к серийному выпуску. Силовой агрегатМЕМЗ-245 награжден Дипломами ВДНХ СССР и УССР.
    В 1988 году был начат серийный выпуск силовых агрегатов МЕМЗ-245 с двигателем мощностью 50 л.с. с жидкостным охлаждением для переднеприводного автомобиля "Таврия" (ЗАЗ-1102). Завод продолжает сотрудничество с автомобильным заводом ЛуАЗ и в 1991 году для грузопассажирского автомобиля "Волынь" были разработаны конструкция силового агрегата МЕМЗ-2452 и коробки передач МЕМЗ-969А.
http://sh.uploads.ru/t/pjE3t.jpg         http://sg.uploads.ru/t/oEGq4.jpg
Здание заводоуправления                                    Механосборочный корпус

    15 марта 1998 года был подписан Учредительный договор о создании совместного украинско-корейского предприятия "АвтоЗАЗ-ДЭУ", в состав которого Моторный завод вошел на правах ХРП "АвтоЗАЗ-Мотор". В 1999 году освоен выпуск силовых агрегатов к автомобилю "Славута". В 2001 году разработана конструкция и начато производство силового агрегата МЕМЗ-301, двигателя объемом 1,3 л, мощностью 63 л.с. для автомобилей "Сенс" и "Славута".
    В 2002 году впервые в Украине разработана конструкция двигателяМЕМЗ-307 мощностью 70 л.с. с системой развернутого впрыска топлива и электронной системой управления двигателем. Начато серийное производство силового агрегата МЕМЗ-307 для автомобиля "Сенс".
    В 2003 году корпорация "УкрАвто" приобрела контрольный пакет акций ОАО "АвтоЗАЗ". ЗАО "АвтоЗАЗ-Дэу" преобразован в ЗАО "Запорожский автомобилестроительный завод" вместе с ХРП "АвтоЗАЗ-Мотор". В этом же году начато производство силовых агрегатов МЕМЗ-3071 для автомобиля "Славута" с нормами токсичности "Евро-2".
    В 2004 году система менеджмента качества ХРП "АвтоЗАЗ-Мотор" была сертифицирована Киевским отделением Международной компании "Бюро Веритас- Украина" на соответствие Международному стандарту ISO 9001:2000.
    Врамках подготовки в Украине закона о приведении норм токсичности выхлопных газов под стандарты Евро-2 и Евро-3 проведены работы по доводке и сертификации силовых агрегатов 1,1 л, 1,2 л и 1,3 л с системой развернутого впрыска топлива, разработана конструкция и освоено производство сцепления силового агрегата МеМЗ-307 к автомобилю "Sens".
    2005 год - разработана конструкция двигателя на базе МеМЗ-307 с объемом 1,4 л с целью увеличения мощности и улучшения удельных показателей для установки на автомобиль "Ланос Т-150" производства ЗАО "ЗАЗ" в комплектации с КП "Ланос". Начата подготовка производства.
    В 2006 году на конвейере сборочного цеха собраны 10 двигателей 1,4 л и переданы на Запорожский автозавод для комплектации автомобилей "Sens".
    В 2011 ХРП "АвтоЗАЗ-Мотор" преобразовано в производственное подразделение "Мелитопольский моторный завод" (ПП "МеМЗ") ПАО "Запорожский автомобилестроительный завод".

Источник: http://www.memz.com.ua/html/history.htm