Двигатель ВАЗ-2111

http://sh.uploads.ru/t/2F6rp.jpg

Изготовитель: Волжский автомобильный завод имени 50-летия СССР

Начало выпуска:   1988
                               
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с рядным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала и клапанов.
Предназначен для установки на автомобиль ВАЗ-1111

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +45° до -40°С и относительной влажности воздуха до 90% при +27°С.
Допустимые углы наклона двигателя: продольные - 40°, поперечные - 45°

Основные технические данные:                                                         
Количество цилиндров                                                                               2                       
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      0,65                 
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           76х71               
Степень сжатия                                                                                          9,9                         
Номинальная мощность при 5600 мин-1 , кВт (л.с.)                                    21,7                                                             
Максимальный крутящий момент при 3200 мин-1, Н.м (кгс.м)                     44,6(4,55)             
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1                             800           
Порядок работы цилиндров                                                                        1-2           
Направление вращения коленчатого вала двигателя                                   правое             
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг                            66,5       
Ресурс до первого кап. ремонта, км                                                             100 000         

http://sg.uploads.ru/t/2DOtI.jpg

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)                                                                33,3             
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                            299,2 (220)                 
Средняя скорость поршня, м/с                                                                     14,1                   
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                                           713,5 (7,27)                 
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)                                                  3,06 (2,24)           
Литровая масса двигателя, кг/л                                                                   102,3                         
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                     АИ-93
Масло                                        М-5з/10Г1; М-6з/10Г1; М-6з/12Г1;
Охлаждающая жидкость                                                                             Тосол А-40 

http://sh.uploads.ru/t/mWjyd.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров  литой, из специального чугуна, без гильз

Головка цилиндров  литая из алюминиевого сплава, со вставными сёдлами и направляющими клапанов

Камера сгорания клиновая

Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные, с залитыми в них стальными терморегулирующими вставками

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- фосфатированое со скребкообразным выступом
маслосъёмное: 1, чугунное, со специальным профилем и стальной расширительной пружиной

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые, с прессовой посадкой в верхней головке шатуна

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения

Коленчатый вал литой, из высокопрочного чугуна, 3-опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 50,809 мм, шатунных - 47,840 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами
Толщина, мм: коренного вкладыша - 1,85; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,45

Маховик литой, чугунный, с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 3-опорный, чугунный, установлен на головке цилиндра

Привод распределительного вала  зубчатым ремнём

Направляющие втулки клапанов чугунные, со специальным резьбовым лабиринтным уплотнением

Рычаги клапанов стальные, кованые, со сферической опорной поверхностью

Клапаны тарельчатые, по два клапана на цилиндр, расположены в головке цилиндра наклонно к оси цилиндра под углом 14°,
впускные из специальной стали 40Х9С2. диаметр тарелки 36, угол фаски седла 45,5°, высота подъёма клапана 9,6 мм
выпускные составные: верхняя часть из стали 38ХГНМ, нижняя из жаропрочной стали 55Х20Г9АН4 с наплавкой рабочей поверхности сплавом ЭП616А, диаметр тарелки 30,5 мм, угол фаски седла 45,5°, высота подъёма клапана 9 мм

http://sg.uploads.ru/t/HyMzN.png

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      26
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 60
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    50
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               22

Сцепление   1-дисковое, сухое

Коробка передач 4-ступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода
передаточные числа 3,7; 2,06; 1,27; 0,90; з.х. 3,67

Главная передача цилиндрическая косозубая
передаточное число  4,5

Подвеска двигателя
количество опор  3, передняя и задняя литые из алюминиевого сплава расположены на блоке цилиндров, левая опора штампованная стальная закреплена на коробке передач

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Масляный насос      шестерёнчатый, расположен на оси коленчатого вала в передней части двигателя
Масляный фильтр сменный, неразборный, полнопоточный
Масляный картер из стального листа, штампованый
Система вентиляции картера закрытая, принудительная с маслоотделителем в головке цилиндров

Система питания

Топливный насос  диафрагменный, с рычагом ручной подачи
Карбюратор 1111-1107010, эмульсионный, 2-камерный, с падающим потоком
Воздухоочиститель   с бумажным фильтрующим элементом, с сезонной регулировкой температуры всасываемого воздуха

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости и расширительным бочком
Водяной насос центробежный
Вентилятор 4-лопастной 
Термостат  с твёрдым наполнителем и перепускным клапаном

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания бесконтактная
Катушка зажигания 29.3705
Датчик-распределитель 55.3706
Электронный коммутатор 55.3734
Добавочное сопротивление 17.3729
Свечи зажигания  А-17ДВ-10
Генератор 37.3701, со встроенным регулятором 17.3702
Стартер  39.3708

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя       2,5 л
Система охлаждения, без радиатора и отопителя  4,8 л
Коробка передач   1,7 л

Основные данные для контроля      

Зазор в механизме газораспределения, мм
для впускных клапанов                                       0,2
для выпускных клапанов                                     0,4
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +85°С     
на рабочих оборотах 3,5-4,5 кгс/см2
на холостом ходу не менее 0,8 кгс/см2
Температура масла в картере         85°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град     не более 95°
Зазор между электродами свечей зажигания     0,7-0,85 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,4%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1989 г.