Двигатель 412Э
http://sh.uploads.ru/t/TFG5w.jpg

Изготовитель: Уфимский завод автомобильных моторов

Начало выпуска:   1965 г.
                               
Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с рядным под углом 20° к вертикали расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала и клапанов.
Предназначен для установки на легковые автомобили малого класса "Москвич-2140" и его модификации, также выпускается для установки на автомобили поставляемые на экспорт в страны с тропическим и влажным климатом, и для поставки в запасные части к ним

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +45° до -40°С и относительной влажности воздуха до 98% при +25°С

Комплектации:
412Э-1000302-30             Двигатель с оборудованием и коробкой передач в сборе с карбюратором ДААЗ-2140 (с ЭПХХ)
412Ю-1000302-30             Двигатель с оборудованием и коробкой передач в сборе с карбюратором ДААЗ-2140 (с ЭПХХ)
412Э-1000414-60             Двигатель с оборудованием в сборе, без коробки передач и термостата с карбюратором ДААЗ-2140 (с ЭПХХ)
412Ю-1000414-60             Двигатель с оборудованием в сборе, без коробки передач и термостата с карбюратором ДААЗ-2140 (с ЭПХХ)
412Э-1000464-40             Двигатель  в сборе, без оборудования, коробки передач и термостата
412Э-1000414-22             Двигатель с оборудованием в сборе, без коробки передач и термостата с карбюратором ДААЗ-2140 (с ЭПХХ)
412Ю-1000414-22             Двигатель с оборудованием в сборе, без коробки передач и термостата с карбюратором ДААЗ-2140 (с ЭПХХ)
412Э-1000302-20             Двигатель с оборудованием и коробкой передач в сборе с карбюратором К-126Н
412Ю-1000302-20             Двигатель с оборудованием и коробкой передач в сборе с карбюратором К-126Н
412Э-1000414-30             Двигатель с оборудованием в сборе, без коробки передач и термостата с карбюратором К-126Н
412Ю-1000414-30             Двигатель с оборудованием в сборе, без коробки передач и термостата с карбюратором К-126Н

Основные технические данные:
Количество цилиндров                                                                               4
Рабочий объём цилиндров, л                                                                      1,48
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           82х70
Степень сжатия                                                                                          8,8
Номинальная мощность при 5800 мин-1 , кВт (л.с.)                54,0 (73,5)
Максимальный крутящий момент при 3400±400 мин-1, Н.м (кгс.м)  109,8 (11,2)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин-1                  800±50
Порядок работы цилиндров                                                                        1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала двигателя                                   правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг                            132 
Ресурс до первого кап. ремонта, км                                                             150 000
http://sg.uploads.ru/t/PwysA.jpg

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)                                                                36,5 (49,7)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)                            303 (224)
Средняя скорость поршня, м/с                                                                     13,5
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)                            755 (7,6)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)                                                  2,4 (1,79)
Литровая масса двигателя, кг/л                                                                   89,2
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо                                                                                                     АИ-93
Масло,
летом                                                                                                         М-12Г   
зимой                                                                                                         М-8Г   
всесезонно                                                                                                 М-8Б  М-8В  М-8А М-9з/10Г1
Охлаждающая жидкость                                                                             Тосол А-40  или вода

http://sh.uploads.ru/t/tikuw.jpg

Основные узлы и детали

Блок цилиндров литой из алюминиевого сплава, с мокрыми чугунными гильзами

Головка блока цилиндров  литая, съёмная,  из алюминиевого сплава, со вставными сёдлами и направляющими клапанов

Камера сгорания полусферическая

Поршни литые, из алюминиевого сплава с выпуклым днищем, лужёные

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее лужёное
маслосъёмное: 1, чугунное , с проточкой и прорезями для отвода масла

Поршневые пальцы  стальные, плавающие, пустотелые, с фиксацией двумя стопорными кольцами

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения

Коленчатый вал стальной , кованный, 5-опорный, с противовесами. Диаметр коренных шеек - 59,96 мм, шатунных - 52,01 мм

Маховик чугунный с напрессованым зубчатым венцом

Подшипники коренные и шатунные сменные, тонкостенные
Толщина, мм: коренного вкладыша - 2,25; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,08-0,012(?)

Распределительный вал 3-опорный, чугунный, расположен в головке цилиндров

Привод распределительного вала цепью с натяжителем и успокоителем

Клапаны тарельчатые, раположены в два ряда под углом 52°
впускные из жаропрочной стали 40Х9С2. диаметр тарелки 38 мм, угол фаски седла 45°
выпускные из стали ЭП303, диаметр тарелки 34 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9 мм

Направляющие втулки металлокерамические

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      30
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 72
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    72
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               30

Сцепление
1-дисковое, сухое

Подвеска силового агрегата
Количество опор             3
Передние                       2, кронштейны закреплены на поперечине
Задняя                           1, на коробке передач

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Масляный насос      шестерёнчатый, с приводом от коленчатого вала
Масляный фильтр полнопоточный, с бумажным фильтрующим элементом
Система вентиляции картера закрытая принудительная

Система питания

Топливный насос   диафрагменный, с рычагом ручной подачи
Карбюратор ДААЗ-2140 или 2140-10 или К-126, 2-камерный, с падающим потоком
Воздухоочиститель   со сменным фильтрующим элементом и сезонной установкой забора поступающего воздуха

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:  жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией
Водяной насос центробежный с приводом клиновым ремнём от коленчатого вала
Вентилятор 4-лопастной , пластмассовый, установлен на валике водяного насоса
Термостат, ТС103 с твёрдым наполнителем

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания контактная
Катушка зажигания Б115-В, с добавочным сопротивлением
Распределитель зажигания Р147-А
Свечи зажигания  А-20Д1
Генератор 292.3701 со встроеным регулятором Я112-А
Реле-регулятор напряжения    РР24-Г2, вибрационный, 3-элементный
Стартер  СТ117-А

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя                     5,2 л
Система охлаждения                             10 л

Основные данные для контроля      

Зазор между кулачками и рычагами, мм
на холодном двигателе                                       0,15
на горячем двигателе                                          0,2

Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80-100°С     
на рабочих оборотах 2,0-5,0 кгс/см2
на холостом ходу не менее 0,8 кгс/см2
Температура масла в картере   90°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град     80-90
Зазор между контактами прерывателя, мм                         0,45±0,05
Зазор между электродами свечей, мм                                  0,8-0,95
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,4%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1989 г.