Двигатель МеМЗ-967А
http://sh.uploads.ru/t/RFWI2.jpg

Изготовитель: Мелитопольский моторный завод

Начало выпуска:   1975 г.
                               
Общие сведения:
Двигатели карбюраторные четырёхтактные с V-образным расположением цилиндров под углом 90° и верхним расположением клапанов.
Предназначены для установки  на автомобиль-транспортёр ЛуАЗ-967М, а также для  поставки в запасные части

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +50° до -40°С и относительной влажности воздуха до 98% при +35°С
Допустимые углы наклона двигателя: продольные - 30°, поперечные - 25°

Комплектации:
967А-1000300      Силовой агрегат в сборе
967А-1000400      Двигатель с оборудованием в сборе
967А-1000401      Двигатель с оборудованием в сборе
967А-1700010      Коробка передач

Основные технические данные:
Количество цилиндров     4
Рабочий объём цилиндров, л     1,197
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм         72х66
Степень сжатия             7,2
Номинальная мощность при 4200-4400 мин-1 , кВт (л.с.)              28,65 (39)
Максимальный крутящий момент при 2700-3000 мин-1, Н.м (кгс.м)       73,5 (7,5)
Минимальная частота вращения холостого хода , с-1             16,7
Порядок работы цилиндров            1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала двигателя         правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг          115,1 
Ресурс до первого кап. ремонта, км    75 000
Наработка на отказ, ч       300
http://sh.uploads.ru/t/KBHhD.jpg

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л)         23,9 (32,6)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч)      333 (245) +5%
Средняя скорость поршня, м/с             9,9
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см2)    637 (6,4)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.)   4,02 (2,95)
Литровая масса двигателя, кг/л        96,2
                                     
Эксплуатационные данные
Топливо  А-76
Масло
0°С и выше          М-12г1, М-12ГИ
+10°С и ниже      М-8Г1, М-8ГИ, М-8В1
всесезонно          АСЗп-10В (М-6з/10В)
Охлаждение   воздушное

http://sg.uploads.ru/t/A4rMC.jpg

Основные узлы и детали

Цилиндры  раздельные, взаимозаменяемые; из серого перлитного чугуна с присадкой сурьмы, заодно с рёбрами охлаждения

Головка цилиндров 2, литые из алюминиевого сплава, общие для каждых двух цилиндров, взаимозаменяемые, с вставными сёдлами и направляющими клапанов

Камера сгорания полуклиновая, расположена в головке цилиндра

Поршни литые, из алюминиевого сплава, лужёные

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, из специального чугуна: верхнее хромированное, нижнее- фосфатированное (лужёное)
маслосъёмное: 1, стальное, составное

Поршневые пальцы  стальные, пустотелые, с фиксацией двумя стопорными кольцами

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с разъёмной кривошипной головкой

Коленчатый вал литой, из высокопрочного чугуна, 3-х опорный, с четыремя противовесами. Диаметр коренных шеек - 55 мм, шатунных - 50 мм

Подшипники
коренные толстостенные, из специального алюминиевого сплава с антифрикционным покрытием
шатунные тонкостенные, из сталеалюминиевой ленты, с антифрикционным покрытием
Толщина, мм: коренного вкладыша - 5,0; шатунного вкладыша - 1,75; антифрикционного слоя - 0,45

Картер двигателя тоннельного типа, из магниевого сплава, к нижней части его крепится масляный картер

Маховик литой, чугунный, с зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал стальной, кованый, 3-опорный

Привод распределительного вала от коленчатого вала парой шестерён

Уравновешивающий механизм балансирный вал с противовесами, расположен соосно с распределительным валом

Толкатели клапанов стальные с наплавкой торца отбелённым чугуном

Штанги толкателей из алюминиевого сплава трубчатые, с напрессованными стальными наконечниками

Коромысла клапанов стальные, литые, с регулировочным болтом

Клапаны тарельчатые, по два клапана на цилиндр, расположены в головке цилиндра наклонно к оси цилиндра, из жаропрочной стали
впускные из стали 40Х9С2, цельные со сферической тарелкой. диаметр тарелки 34 мм, угол фаски седла 89,5°, высота подъёма клапана 9 мм
выпускные из жаропрочной стали 55Х20Н4АГ9, цельные с наплавкой рабочей фаски, диаметр тарелки 32 мм, угол фаски седла 89,5°, высота подъёма клапана 9 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т.                      20
закрытие впускного клапана после н.м.т.                 60
открытие выпускного клапана до н.м.т.                    60
закрытие выпускного клапана после в.м.т.               20

Сцепление
МеМЗ-968, сухое, 1-дисковое, с демпфером, наружный диаметр ведомого диска 190 мм

Коробка передач  5-ступенчатая, с синхронизаторами на 1-4 передачах
передаточные числа   3,800; 2,118; 1,409; 0,964; п.п. 7,2; з.х. 4,156

Главная передача коническая с круговым зубом. Передаточное число  4,125

Подвеска силового агрегата
Количество опор силового агрегата:         3, на резиновых подушках
передние опоры                                      2, сварная поперечина
задняя опора                                          1, кронштейн на задней крышке коробки передач

Система смазки

Тип системы смазки      комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки:    коренные и шатунные подшипники, толкатели, шейки распредвала и уравновешивающего механизма, оси коромысел
Масляный насос      шестерёнчатый, 1-секционный, с приводом от коленчатого вала парой винтовых шестерён
Масляные фильтры     два: грубой очистки - сетчатый, расположен в маслоприёмнике и тонкой очистки - центробежный маслоочиститель, расположенный на носке коленчатого вала
Картер масляный (нижняя часть) коробчатого типа, литой, из магниевого сплава, с рёбрами охлаждения
Система вентиляции картера замкнутая через воздухоочиститель и карбюратор

Система питания

Топливный насос ВАЗ-2001-01 диафрагменный, с рычагом ручной подачи установлен на крышке распределительных шестерён
Карбюратор К-127 или К-133 (К-133А) 1-камерный, вертикальный с падающим потоком, двойным распыливанием топлива, балансированной поплавковой камерой, ускорительным насосом, экономайзером и пусковым устройством в виде воздушной заслонки с полуавтоматическим управлением
Воздухоочиститель   инерционно-масляный, с фильтрующим элементом МеМЗ-968

Система охлаждения

Тип системы охлаждения:
двигателя -  воздушная принудительная на отсос
масла - воздушная, принудительная, с дополнительным масляным радиатором  и электровентилятором
вентилятор осевой, в развале цилиндров на одной оси с генератором, рабочее колесо из магниевого сплава

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная, 1-проводная
Катушка зажигания Б115-В или Б115-В2, маслонаполненная, с добавочным сопротивлением
Распределитель зажигания Р-114-Б или 17.3706, с центробежным и вакуумным автоматами опережения зажигания
Свечи зажигания  А-23, А-23-1
Генератор Г-502-А или Г-502-В, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком
Стартер  СТ368, с электромагнитным тяговым реле
Предпусковой подогреватель модели 967, на базе отопительной установки 030, теплопроизводительностью не менее 4500 ккал/ч. Применяется при температуре ниже -15°С
Пусковое приспособление 5ПП-40А, для экстренного пуска при температуре от -15° до -40°С

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя       3,75 л
Воздухоочиститель                 0,20 л

Основные данные для контроля      

Зазор между клапанами и коромыслами на холодном двигателе     0,05-0,15 мм
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С     
на рабочих оборотах 2,0-4,0 кгс/см2
на холостом ходу не менее 0,5 кгс/см2
Температура масла в картере   70-110°С
Зазор между контактами прерывателя 0,35-0,45 мм
Зазор между электродами свечей зажигания     0,6-0,75 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки   не более 0,6%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть I. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 2. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1989 г.