ЗИЛ-ММЗ-554
ЗИЛ-ММЗ-555/4502
ЗИЛ-ММЗ-554/555/4502 – семейство грузовых автомобилей-самосвалов, серийно выпускавшихся Мытищинским машиностроительным заводом на базе шасси ЗИЛ-130/ЗИЛ-431410.
Мытищинский машиностроительный завод выпускал две разновидности самосвалов: сельскохозяйственные и промышленные.
Сельскохозяйственные самосвалы
ЗИЛ-ММЗ-554
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Самосвал ЗИЛ-ММЗ-554 был спроектирован ещё в начале 1960-х гг. одновременно с промышленной версией ЗИЛ-ММЗ-555, но его серийное производство началось намного позже.
Сельскохозяйственный самосвал-тягач с трёхсторонней разгрузкой ЗИЛ-ММЗ-554 грузоподъёмностью 4000 кг выпускался с ноября 1972 года на шасси ЗИЛ-130Б2, которое было разработано на базе шасси грузовика ЗИЛ-130, имело колёсную базу 3800 мм и отличалось отсутствием держателя запасного колеса, задних световых приборов и кронштейна номерного знака. Автомобиль предназначался для постоянной работы с прицепом общей массой 8000 кг, поэтому оборудовался гидрораспределителем для управления опрокидыванием кузова машины и прицепа, комбинированным тормозным краном, буксирным прибором, гидро-, пневмо- и электровыводами для подключения соответствующих систем прицепа, а специально для работы с ним был спроектирован и выпускался самосвальный прицеп ГКБ-819, рассчитанный на перевозку 5000 кг груза.
Самосвальный механизм автомобиля состоял из платформы, надрамника и гидравлического опрокидывающего устройства.
Платформа – металлическая, сварная, прямобортная, с тремя открывающимися бортами, вместимостью 5 м3, снабжалась высокими решётчатыми деревометаллическими надставными бортами, что позволяло довести её объём до 10 м3. Пол платформы собирался из трёх деревянных щитов, покрытых металлическими листами. Управление запорами бортов – ручное.
Надрамник – металлический, сварной, для обеспечения установки запасного колеса под кузовом выполнен укороченным спереди.
Опрокидывающее устройство состояло из односкоростной коробки отбора мощности, агрегатированной с шестерёнчатым масляным насосом НШ-32У и золотниковым двухсекционным четырёхпозиционным распределителем Р75 с перепускным и предохранительным клапанами, гидравлического подъёмника, ограничительного клапана, масляного бака и трубопроводов высокого и низкого давления. Гидрораспределитель предназначался для раздельного управления подъёмом и опусканием кузовов тягача и прицепа.
Крутящий момент от коробки отбора мощности, монтировавшейся на правом люке КПП, передавался на насос, масло из которого через распределитель по трубопроводу высокого давления подавалось в плунжерный телескопический одноцилиндровый гидроподъёмник автомобиля с пятью выдвижными звеньями, и (или) в гидроподъёмник прицепа ГКБ-819 с четырьмя звеньями. Привод КОМ осуществлялся от блока шестерён заднего хода КПП шасси.
Управление подъёмом и опусканием платформ тягача и прицепа осуществлялось из кабины с помощью рычага коробки отбора мощности и двух рукояток распределителя. Передняя рукоятка предназначалась для работы с машиной, задняя – для работы с прицепом.
Ограничительный клапан шарикового типа устанавливался на надрамнике, работал только при разгрузке на боковые стороны и служил для ограничения хода гидроцилиндра при достижении кузовом максимального угла подъёма.
Масляный бак размещался на кронштейнах, прикреплённых к правому лонжерону рамы, под держателем запасного колеса.
Запасное колесо располагалось в держателе с поперечными отогнутыми салазками, находившемся на лонжеронах рамы справа под кузовом машины.
Задние фонари ФП101 и ФП101-Б вместе с номерным знаком крепились к задней поперечной балке надрамника.
В процессе производства грузовая платформа автомобиля претерпела изменение: было уменьшено количество рёбер жёсткости бокового борта (с четырёх до трёх).
МОДЕРНИЗАЦИЯ
С 18 декабря 1978 года завод перешёл на выпуск самосвала ЗИЛ-ММЗ-554М на шасси ЗИЛ-130Б2-76. Машина оснащалась новой грузовой платформой объёмом 6 м3 и имела повышенную по сравнению с предыдущей моделью грузоподъёмность (5500 кг). При использовании низких сплошных деревянных надставных бортов объём кузова увеличивался до 7 м3, в случае применения высоких решётчатых деревометаллических надставных бортов – до 12,5 м3.
В процессе производства подверглась изменению платформа автомобиля: вместо трёх выштамповок по бортам стало наноситься пять.
С января 1986-го по 1994 г. с конвейера ММЗ сходили самосвалы на модернизированном шасси ЗИЛ-495710, грузоподъёмность которых составляла 5700 кг.
СЕРИЙНЫЕ МОДЕЛИ
· ЗИЛ-ММЗ-554 (1972-1978) – сельскохозяйственный самосвал-тягач на шасси ЗИЛ-130Б2 (1972-1977) и ЗИЛ-130Б2-76 (1977-1978), оборудованный, гидрораспределителем для управления опрокидыванием кузова автомобиля и прицепа, комбинированным тормозным краном, буксирным прибором, а также гидро-, пневмо- и электровыводами для подключения соответствующих систем прицепа.
· ЗИЛ-ММЗ-554М (1978-1994) – модернизированный сельскохозяйственный самосвал-тягач на шасси ЗИЛ-130Б2-76 (1978-1986) и ЗИЛ-495710 (1986-1994).
Промышленные самосвалы
Промышленные самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-ММЗ-4502 и их модификации монтировались на короткобазных (3300 мм) шасси на базе ЗИЛ-130 и ЗИЛ-431410 и имели грузоподъёмность соответственно 4500 и 5000 кг.
ЗИЛ-ММЗ-555
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-555 грузоподъёмностью 4500 кг, предназначенный для перевозки строительных и промышленных грузов, в 1964-1977 гг. выпускался на шасси ЗИЛ-130Д1 (1964-1966) и ЗИЛ-130Д1-66 (1966-1977), разработанных на базе шасси грузовиков ЗИЛ-130 и ЗИЛ-130-66.
Эти машины отличались короткой колёсной базой (3300 мм), укороченной на 1060 мм рамой с четырьмя поперечинами без буксирного прибора, карданным валом без промежуточной опоры, топливным баком объёмом 125 л, одинарным тормозным краном, а также отсутствием держателя запасного колеса, задних световых приборов и кронштейна заднего номерного знака. Вместо буксирного устройства на задней поперечине рамы монтировалась буксирная петля без резинового амортизатора, которая использовалась для вытаскивания застрявшей машины. На автомобиль устанавливались усиленные задние 16-листовые рессоры, а передаточное число заднего моста до июля 1965 года составляло 6,97 (с указанного срока – 6,45; с марта 1968-го – 6,32).
С апреля 1977 года началось производство самосвала грузоподъёмностью 5250 кг на модернизированном шасси ЗИЛ-130Д1-76, а с 1 января 1986-го – той же грузоподъёмности, но на шасси ЗИЛ-495810.
Самосвальный механизм машины состоял из платформы, надрамника и гидравлического опрокидывающего устройства.
Платформа объёмом 3 м3 – цельнометаллическая, сварная, полуовального сечения, с открывающимся задним бортом, автоматически отпиравшимся при начале подъёма кузова. На платформах самосвалов выпуска до 1977 года отсутствовал защитный козырёк над кабиной, он ставился только на экспортные модификации автомобиля. Самосвал оборудовался полуавтоматическим устройством управления запорами для автоматического отпирания и ручного запирания заднего борта.
Надрамник – металлический, сварной, крепился на лонжеронах рамы через продольные деревянные прокладки.
Опрокидывающее устройство состояло из односкоростной коробки отбора мощности, агрегатированной с шестерёнчатым масляным насосом НШ-32 и плунжерным золотниковым краном управления с обратным и предохранительным клапанами, гидравлического подъёмника, масляного бака и трубопроводов высокого и низкого давления.
Крутящий момент от коробки отбора мощности, монтировавшейся на правом люке КПП, передавался на насос, масло из которого через кран управления по трубопроводу высокого давления подавалось в плунжерный телескопический одноцилиндровый гидроподъёмник с двумя выдвижными звеньями. Привод самой коробки осуществлялся от блока шестерён заднего хода КПП шасси.
Управление подъёмом и опусканием платформы выполнялось из кабины с помощью рычага КОМ.
Масляный бак располагался на кронштейнах, прикреплённых к внутренней стороне правого лонжерона рамы.
Запасное колесо крепилось в наклонном держателе, монтировавшемся на правом лонжероне рамы машины непосредственно на ММЗ.
Задние фонари ФП101 и ФП101-Б вместе с номерным знаком размещались на держателях, устанавливавшихся на задних крыльях самосвала.
МОДИФИКАЦИИ
Модификация ЗИЛ-ММЗ-555А грузоподъёмностью 4500 кг, выпускавшаяся с августа 1967 года на шасси ЗИЛ-130Д2, была предназначена для использования в качестве тягача для постоянной работы с самосвальным прицепом и комплектовалась соответствующей оснасткой: гидрораспределителем для управления опрокидыванием кузова автомобиля и прицепа, комбинированным тормозным краном, буксирным прибором, а также гидро-, пневмо- и электровыводами для подключения соответствующих систем прицепа.
С апреля 1977 года выпускался самосвал ЗИЛ-ММЗ-555А грузоподъёмностью 5250 кг на модернизированном шасси ЗИЛ-130Д2-76, а с 1 января 1986-го – той же грузоподъёмности на шасси ЗИЛ-495810.
В опрокидывающем устройстве этой машины вместо крана управления использовался золотниковый двухсекционный четырёхпозиционный распределитель Р75 с перепускным и предохранительным клапанами, предназначавшийся для раздельного управления подъёмом и опусканием кузовов тягача и прицепа.
Крутящий момент от коробки отбора мощности автомобиля передавался на насос, масло из которого через распределитель по трубопроводу высокого давления подавалось в гидроподъёмники тягача и (или) прицепа.
Управление подъёмом и опусканием платформ осуществлялось из кабины с помощью рычага КОМ и двух рукояток распределителя. Передняя рукоятка предназначалась для работы с машиной, задняя – для работы с прицепом.
Модификация ЗИЛ-ММЗ-555К грузоподъёмностью 4500 кг выпускалась с июля 1974 года на шасси ЗИЛ-130К, оборудовавшимся шестицилиндровым рядным нижнеклапанным двигателем ЗИЛ-157Д мощностью 110 л.с. (80,85 кВт). Самосвальный механизм этого автомобиля не имел отличий от механизма базовой модели.
С декабря 1980 года выпускался самосвал ЗИЛ-ММЗ-555К грузоподъёмностью 5250 кг на шасси ЗИЛ-130К, а с 1 января 1986-го – той же грузоподъёмности на шасси ЗИЛ-495850.
Также на базе ЗИЛ-ММЗ-555 производились самосвалы, предназначавшиеся для поставок на экспорт в страны с умеренным и тропическим климатом.
СЕРИЙНАЯ БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ И ЕЁ МОДИФИКАЦИИ
· ЗИЛ-ММЗ-555 (1964-1987) – промышленный самосвал на шасси ЗИЛ-130Д1 (1964-1986) и ЗИЛ-495810 (1986-1987).
· ЗИЛ-ММЗ-555Э (1965-1987) – промышленный самосвал на шасси ЗИЛ-130Д1Э (1965-1986) и ЗИЛ-495816 (1986-1987), экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
· ЗИЛ-ММЗ-555Т (1965-1987) – промышленный самосвал на шасси ЗИЛ-130Д1Т (1965-1986) и ЗИЛ-495817 (1986-1987), экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
· ЗИЛ-ММЗ-555П – промышленный самосвал на шасси ЗИЛ-130Д1Э, экспортный вариант для Польской Народной Республики.
· ЗИЛ-ММЗ-555А (1967-1986) – промышленный самосвал-тягач на шасси ЗИЛ-130Д2, оборудованный гидрораспределителем для управления опрокидыванием кузова автомобиля и прицепа, комбинированным тормозным краном, буксирным прибором, а также гидро-, пневмо- и электровыводами для подключения соответствующих систем прицепа.
· ЗИЛ-ММЗ-555К (1974-1987) – промышленный самосвал на шасси ЗИЛ-130К (1974-1986) и ЗИЛ-495850 (1986-1987) с двигателем ЗИЛ-157Д мощностью 110 л.с.
ЗИЛ-ММЗ-4502
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-4502, предназначенный для перевозки строительных и промышленных грузов – это дальнейшее развитие модели ЗИЛ-ММЗ-555. Отличался от последнего в основном прямобортной грузовой платформой объёмом 3,8 м3. Выпускался на шасси ЗИЛ-130Д1-66, ЗИЛ-130Д1-76 и ЗИЛ-495810. Первая промышленная партия была выпущена в декабре 1975 года. Массовое серийное производство началось с 20 января 1976 г.
ЗИЛ-ММЗ-4502 производился в четырёх вариантах в зависимости от веса перевозимого груза:
– на шасси ЗИЛ-130Д1-66 (с 1975-го по апрель 1977-го) – грузоподъёмность 5000 кг;
– на шасси ЗИЛ-130Д1-76 (с апреля 1977-го по декабрь 1980-го) – 5250 кг;
– на шасси ЗИЛ-130Д1-76 (с декабря 1980-го по январь 1986-го) – 5800 кг;
– на шасси ЗИЛ-495810 (с января 1986-го по 1994 г.) – 6000 кг.
Самосвальный механизм ЗИЛ-ММЗ-4502 состоял из платформы, надрамника и гидравлического опрокидывающего устройства.
Платформа объёмом 3,8 м3 – цельнометаллическая, сварная, прямобортная, с открывающимся задним бортом и защитным козырьком. При установке надставных металлических бортов вместимость кузова достигала 5,1 м3. Управление запорами заднего борта осуществлялось как в ручном, так и в автоматическом режимах.
Надрамник – металлический, сварной, устанавливался на лонжеронах рамы на продольных деревянных брусьях, для обеспечения установки запасного колеса под кузовом выполнен укороченным спереди.
Опрокидывающее устройство самосвала ненамного отличалось от аналогичного узла ЗИЛ-ММЗ-555 и состояло из односкоростной коробки отбора мощности, агрегатированной с шестерёнчатым масляным насосом НШ-32У и плунжерным золотниковым краном управления с обратным и предохранительным клапанами, гидравлического подъёмника, ограничительного клапана, масляного бака и трубопроводов высокого и низкого давления.
Крутящий момент от коробки отбора мощности, монтировавшейся на правом люке КПП, передавался на насос, масло из которого через кран управления по трубопроводу высокого давления подавалось в плунжерный телескопический одноцилиндровый гидроподъёмник с четырьмя выдвижными звеньями. Привод коробки осуществлялся от блока шестерён заднего хода КПП шасси.
Управление подъёмом и опусканием платформы выполнялось из кабины с помощью рычага КОМ.
Ограничительный клапан шарикового типа устанавливался на средней поперечине надрамника и служил для ограничения хода гидроцилиндра при достижении кузовом максимального угла подъёма.
Масляный бак ставился на кронштейнах на правом лонжероне рамы под балками держателя запасного колеса.
Запасное колесо размещалось в держателе с поперечными отогнутыми балками, находившемся на лонжеронах рамы за кабиной под кузовом машины.
Задние фонари ФП101 и ФП101-Б вместе с номерным знаком и задними брызговиками крепились на кронштейнах, устанавливавшихся по обеим сторонам надрамника самосвала.
МОДИФИКАЦИИ
Модификация ЗИЛ-ММЗ-45021 выпускалась на шасси ЗИЛ-130К и ЗИЛ-495850, оборудовавшимися шестицилиндровым рядным нижнеклапанным двигателем ЗИЛ-157Д мощностью 110 л.с. (80,85 кВт). Самосвальный механизм этого автомобиля не имел отличий от механизма базовой модели.
Грузоподъёмность самосвала менялась в следующей последовательности:
– на шасси ЗИЛ-130К (с 1975 по декабрь 1980-го) – 5000 кг;
– на шасси ЗИЛ-130К (с декабря 1980-го по январь 1986-го) и ЗИЛ-495850 (1986-1990) – 5800 кг.
Модификация ЗИЛ-ММЗ-45022, монтировавшаяся на шасси ЗИЛ-130Д2, ЗИЛ-130Д2-76 и ЗИЛ-495810, была предназначена для постоянной работы с прицепом полной массой 8000 кг и оборудовалась гидрораспределителем для управления опрокидыванием кузова автомобиля и прицепа, комбинированным тормозным краном, буксирным прибором, а также гидро-, пневмо- и электровыводами для подключения соответствующих систем прицепа.
Грузоподъёмность самосвала-тягача менялась аналогично грузоподъёмности базовой модели и составляла:
– на шасси ЗИЛ-130Д2 (с 1975-го по апрель 1977-го) – 5000 кг;
– на шасси ЗИЛ-130Д2-76 (с апреля 1977-го по декабрь 1980-го) – 5250 кг;
– на шасси ЗИЛ-130Д2-76 (с декабря 1980-го по январь 1986-го) – 5800 кг;
– на шасси ЗИЛ-495810 (1986-1988) – 6000 кг.
Модификация ЗИЛ-ММЗ-45023 была разработана на базе самосвала-тягача ЗИЛ-ММЗ-45022, выпускалась на шасси ЗИЛ-138Д2 и ЗИЛ-496210, предназначалась для работы на сжиженном нефтяном газе и оснащалась двигателем ЗИЛ-138 мощностью 150 л.с. (110,3 кВт), а также газовым оборудованием.
Грузоподъёмность газобаллонного самосвала менялась следующим образом:
– на шасси ЗИЛ-138Д2 (с 1977 по декабрь 1980-го) – 4900 кг;
– на шасси ЗИЛ-138Д2 и ЗИЛ-496210 (с декабря 1980-го по 1994 г.) – 5750 кг.
Модификация ЗИЛ-ММЗ-450241 грузоподъёмностью 6000 кг также была разработана на базе самосвала-тягача ЗИЛ-ММЗ-45022, выпускалась на шасси ЗИЛ-495811 и предназначалась для работы в условиях Крайнего Севера.
На опрокидывающее устройство самосвалов-тягачей ЗИЛ-ММЗ-45022, ЗИЛ-ММЗ-45023 и ЗИЛ-ММЗ-450241, также как и на устройство ЗИЛ-ММЗ-555А, вместо крана управления устанавливался золотниковый двухсекционный четырёхпозиционный распределитель Р75 с перепускным и предохранительным клапанами, предназначавшийся для раздельного управления подъёмом и опусканием кузовов тягача и прицепа.
Крутящий момент от коробки отбора мощности передавался на насос, масло из которого через распределитель по трубопроводу высокого давления подавалось в гидроподъёмники тягача и (или) прицепа.
Управление подъёмом и опусканием платформы осуществлялось из кабины с помощью рычага КОМ и двух рукояток распределителя. Передняя рукоятка предназначалась для работы с самосвалом, задняя – для работы с прицепом.
Также на базе ЗИЛ-ММЗ-4502 производились самосвалы, предназначавшиеся для поставок на экспорт в страны с умеренным и тропическим климатом.
СЕРИЙНАЯ БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ И ЕЁ МОДИФИКАЦИИ
· ЗИЛ-ММЗ-4502 (1975-1994) – промышленный самосвал на шасси ЗИЛ-130Д1 (1975-1986) и ЗИЛ-495810 (1986-1994) с прямобортной грузовой платформой.
· ЗИЛ-ММЗ-450206 (1975-1994) – промышленный самосвал на шасси ЗИЛ-130Д1Э (1975-1986) и ЗИЛ-495816 (1986-1994), экспортный вариант для стран с умеренным климатом.
· ЗИЛ-ММЗ-450207 (1975-1994) – промышленный самосвал на шасси ЗИЛ-130Д1Т (1975-1986) и ЗИЛ-495817 (1986-1994), экспортный вариант для стран с тропическим климатом.
· ЗИЛ-ММЗ-45021 (1975-1990) – промышленный самосвал на шасси ЗИЛ-130К (1975-1986) и ЗИЛ-495850 (1986-1990) с двигателем ЗИЛ-157Д мощностью 110 л.с.
· ЗИЛ-ММЗ-45022 (1975-1988) – промышленный самосвал-тягач на шасси ЗИЛ-130Д2 (1975-1986) и ЗИЛ-495810 (1986-1988), оборудованный гидрораспределителем для управления опрокидыванием кузова автомобиля и прицепа, комбинированным тормозным краном, буксирным прибором, а также гидро-, пневмо- и электровыводами для подключения соответствующих систем прицепа.
· ЗИЛ-ММЗ-45023 (1977-1994) – газобаллонный промышленный самосвал-тягач для работы на сжиженном газе, оборудованный гидрораспределителем для управления опрокидыванием кузова автомобиля и прицепа, комбинированным тормозным краном, буксирным прибором, а также гидро-, пневмо- и электровыводами для подключения соответствующих систем прицепа. Выпускался на шасси ЗИЛ-138Д2 (1977-1986) и ЗИЛ-496210 (1986-1994).
· ЗИЛ-ММЗ-450241 (1986-1990) – промышленный самосвал-тягач на шасси ЗИЛ-495811, оборудованный гидрораспределителем для управления опрокидыванием кузова автомобиля и прицепа, комбинированным тормозным краном, буксирным прибором, а также гидро-, пневмо- и электровыводами для подключения соответствующих систем прицепа, для районов Крайнего Севера.
ОПЫТНЫЕ И МЕЛКОСЕРИЙНЫЕ МОДЕЛИ И МОДИФИКАЦИИ
· ЗИЛ-ММЗ-554 (1961-1962) – сельскохозяйственный самосвал с трёхсторонней разгрузкой грузоподъёмностью 3500 кг на шасси ЗИЛ-130Б.
· ЗИЛ-ММЗ-552В (1962-1969) – промышленный самосвал-тягач с двухсторонней боковой разгрузкой грузоподъёмностью 4000 кг с грузовой платформой объёмом 3 м3 на опытном шасси ЗИЛ-130К и серийном шасси ЗИЛ-130Д2, оборудованный комбинированным тормозным краном, гидрораспределителем для управления опрокидыванием кузова автомобиля и прицепа, буксирным прибором, гидро-, пневмо- и электровыводами для подключения соответствующих систем прицепа.
· ЗИЛ-ММЗ-551 (1963-1964) – самосвал с предварительным подъёмом платформы грузоподъёмностью 4000 кг с коробчатой грузовой платформой объёмом 4 м3 на опытном шасси ЗИЛ-130Р.
· ЗИЛ-ММЗ-555 (1963) – газобаллонный промышленный самосвал грузоподъёмностью 4500 кг на опытном шасси ЗИЛ-138Д1 для работы на сжиженном газе.
· ЗИЛ-ММЗ-554Б (1964) – сельскохозяйственный самосвал-тягач с трёхсторонней разгрузкой грузоподъёмностью 4000 кг с грузовой платформой объёмом 5 м3 (с надставными бортами – 10 м3) на шасси ЗИЛ-130Б2, оборудованный комбинированным тормозным краном, гидрораспределителем для управления опрокидыванием кузова автомобиля и прицепа, буксирным прибором, гидро-, пневмо- и электровыводами для подключения соответствующих систем прицепа.
· ЗИЛ-ММЗ-555ПЛ (1965) – промышленный самосвал грузоподъёмностью 4700 кг на шасси ЗИЛ-130Д1, оборудованный платформой из стеклопластика объёмом 2,75 м3.
· ЗИЛ-ММЗ-554В (1967) – сельскохозяйственный самосвал-тягач с трёхсторонней разгрузкой грузоподъёмностью 4000 кг с грузовой платформой объёмом 5 м3 (с надставными бортами – 10 м3) с изменённым механизмом опрокидывания платформы на шасси ЗИЛ-130Б2, оборудованный комбинированным тормозным краном, гидрораспределителем для управления опрокидыванием кузова автомобиля и прицепа, буксирным прибором, гидро-, пневмо- и электровыводами для подключения соответствующих систем прицепа. Доработанный и упрощённый вариант этого самосвала под индексом ЗИЛ-ММЗ-554 пошёл в серийное производство в IV квартале 1972 года.
· ЗИЛ-ММЗ-555А1 – промышленный самосвал-тягач на шасси ЗИЛ-130Д2, оборудованный комбинированным тормозным краном, буксирным прибором, пневмо- и электровыводами для подключения соответствующих систем прицепа. Предназначался для работы с несамосвальными прицепами.
· ЗИЛ-ММЗ-555Г (1970) – промышленный самосвал грузоподъёмностью 4500 кг на шасси ЗИЛ-130Д1, оборудованный платформой полуовального сечения объёмом 3 м3 с защитным козырьком над кабиной и съёмными металлическими надставными бортами. Выпущен небольшой серией.
· ЗИЛ-ММЗ-555ГА (1970) – промышленный самосвал-тягач грузоподъёмностью 4500 кг на шасси ЗИЛ-130Д2, оборудованный платформой полуовального сечения объёмом 3 м3 с защитным козырьком над кабиной и съёмными металлическими надставными бортами, комбинированным тормозным краном, гидрораспределителем для управления опрокидыванием кузова автомобиля и прицепа, буксирным прибором, гидро-, пневмо- и электровыводами для подключения соответствующих систем самосвального прицепа. Выпущен небольшой серией.
· ЗИЛ-ММЗ-555Г1 (1970) – промышленный самосвал грузоподъёмностью 4500 кг на шасси ЗИЛ-130Д2, оборудованный платформой полуовального сечения объёмом 3 м3 с защитным козырьком над кабиной и съёмными металлическими надставными бортами, комбинированным тормозным краном, буксирным прибором, пневмо- и электровыводами для подключения соответствующих систем прицепа. Предназначался для работы с несамосвальными прицепами.
· ЗИЛ-ММЗ-555Ж – промышленный самосвал-тягач грузоподъёмностью 4500 кг на шасси ЗИЛ-130Б2 с прямобортной платформой объёмом 4,5 м3.
· ЗИЛ-ММЗ-555А (1974) – газобаллонный промышленный самосвал-тягач грузоподъёмностью 4500 кг на шасси ЗИЛ-138Д2 для работы на сжиженном газе, оборудованный гидрораспределителем для управления опрокидыванием кузова автомобиля и прицепа, комбинированным тормозным краном, буксирным прибором, а также гидро-, пневмо- и электровыводами для подключения соответствующих систем прицепа.
· ЗИЛ-ММЗ-554Ал (1976) – сельскохозяйственный самосвал-тягач с трёхсторонней разгрузкой грузоподъёмностью 5000 кг на шасси ЗИЛ-130Б2 с алюминиевой грузовой платформой. Объём платформы – 5 и 10 м3. Промышленная партия (25 штук) была изготовлена в 1978 г.
· ЗИЛ-ММЗ-4501 (1974) – промышленный самосвал-тягач с трёхсторонней разгрузкой грузоподъёмностью 5000 кг на шасси ЗИЛ-130Д2. Объём платформы – 3,8 м3.
· ЗИЛ-ММЗ-4501 (1980) – промышленный самосвал-тягач с трёхсторонней разгрузкой грузоподъёмностью 5700 кг на шасси ЗИЛ-130Б2. Объём платформы – 3,8 м3.
· ЗИЛ-ММЗ-4504 (1980) – сельскохозяйственный самосвал-тягач с трёхсторонней разгрузкой грузоподъёмностью 5500 кг на шасси ЗИЛ-130Б2. Объём платформы – 6; 7 и 12,5 м3.
· ЗИЛ-ММЗ-4504 (1982) – сельскохозяйственный самосвал-тягач с трёхсторонней разгрузкой грузоподъёмностью 5700 кг на шасси ЗИЛ-130Б2. Объём платформы – 5,2; 7,2 и 14,3 м3.
· ЗИЛ-ММЗ-4503 (1982) – сельскохозяйственный самосвал-тягач с трёхсторонней разгрузкой грузоподъёмностью 5900 кг на шасси ЗИЛ-130Б2 со стальной грузовой платформой объёмом 7,36 м3 для перевозки незатаренных минеральных удобрений.
· ЗИЛ-ММЗ-4503 (1984) – сельскохозяйственный самосвал-тягач с трёхсторонней разгрузкой грузоподъёмностью 5900 кг на шасси ЗИЛ-130Б2 со сборной платформой объёмом 7,36 м3, изготовленной из специальных прессованных алюминиевых профилей, с жёсткой алюминиевой крышкой, для перевозки незатаренных минеральных удобрений.
· ЗИЛ-ММЗ-554МАл (1983) – сельскохозяйственный самосвал-тягач с трёхсторонней разгрузкой грузоподъёмностью 5590 кг на шасси ЗИЛ-130Б2 с алюминиевой грузовой платформой. Объём платформы – 6; 7 и 12,5 м3. В 1983 году были выпущены 15 таких самосвалов.
· ЗИЛ-ММЗ-45024 (1987) – газобаллонный промышленный самосвал-тягач для работы на сжатом газе, оборудованный гидрораспределителем для управления опрокидыванием кузова автомобиля и прицепа, комбинированным тормозным краном, буксирным прибором, гидро-, пневмо- и электровыводами для подключения соответствующих систем прицепа.
ИСТОЧНИКИ
1. Детали грузовых автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-130Г, ЗИЛ-130Е, ЗИЛ-130В1, ЗИЛ-ММЗ-555 и шасси ЗИЛ-130Д2. Каталог-справочник. – М. Машиностроение, 1968.
2. Башков Г.К., Иващенко Н.И., Мелик-Саркисьянц А.С., Токаренко В.М. Автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-555. Устройство и техническое обслуживание. – М. Транспорт, 1973.
3. Ковалёв А.И., Чермошенцев В.З., Файнштейн З.М. Автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-4502 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Под ред. А.С.Мелик-Саркисьянца. Мытищинский машиностроительный завод, 1980.
4. ЗИЛ-ММЗ-554. Каталог деталей самосвальной установки. – М. Транспорт, 1980.
5. Автомобили-самосвалы ЗИЛ-ММЗ-4502, ЗИЛ-ММЗ-554М и ЗИЛ-ММЗ-555 и их модификации. Руководство по эксплуатации. 4502-0000010 РЭ. 1982.
6. Рабинович Л.Ш., Ковалёв А.И., Адаменко С.А. Каталог изделий основного и опытного производства. Под ред. А.С.Мелик-Саркисьянца. Мытищинский машиностроительный завод, 1984.
7. А.Мелик-Саркисьянц, Г.Башков. Автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-555К // Автомобильный транспорт, 1975, №3.
8. ЗИЛ-ММЗ-4502. // За рулём, 1977, №1, с.39.
9. Грузоподъёмность менялась. // За рулём, 1984, №4, с.30.
10. Колеватов А. Мытищинские автомобили-самосвалы на шасси ЗИЛ-130. // Автомобильный моделизм, 2003, №1, с. 2-8.
11. Колеватов А. Сельскохозяйственные автомобили-самосвалы. // Автомобильный моделизм, 2008, №3-5.
12. RC-Forum – Форум коллекционеров масштабных моделей. Мытищинский машиностроительный завод.
http://www.rcforum.ru/showthread.php?t=526.
(Особые благодарности Максиму Шелепенкову, Валентину 1963, LegAl96, В.Головкову, KOBRA-V, Евгению 05757АА, andjey, dizel153624, BSP, CHASER, MAXIM и всем завсегдатаям форума).
Автор статьи Юркеш 1 Уточнено на 07.01.22