001

Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



1941-1945

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

http://sg.uploads.ru/t/ZWRIO.jpg
http://sh.uploads.ru/t/H5rWf.jpg

Источник: П.Н. Тарасенко Подвижные ремонтные мастерские. Пособие  Минск БНТУ 2013

2

Обеспечение бесперебойной работы транспорта уже в первые месяцы войны вызвало необходимость создания, по существу, новой, более надежной системы технического обеспечения. Выход из строя значительного количества автотехники по разным причинам потребовал организации полевого ремонта машин в широких масштабах и во всех звеньях автомобильной службы — от полка до центра. Уже к концу 1943 года ремонтные средства Главного автомобильного управления насчитывали свыше 300 частей, в том числе: подвижных ремонтных баз (ПРБ) — 93, отдельных ремонтно-восстановительных батальонов (орвб) — 64, армейских ремонтно-восстановительных батальонов (арвб) — 16, ремонтных баз — 7, эвако-ремонтных рот — 49, подвижных авторемонтных заводов (парз) — 5, центральных ремонтных заводов и баз — 14 (Архив МО, ф. 41, оп. 34441, д. 13. лл. 15-16.). Наличие такого количества предприятий позволило в ходе войны своевременно производить ремонт автомобильной техники.

Всего за время войны было выполнено более 1 715 тыс. средних и капитальных ремонтов автомобилей различного назначения, из них в полевых условиях 1639 тыс. Всего же за годы войны в среднем и капитальном ремонте побывало свыше 1,5 млн. машин, с поля боя и маршрутов движения    войск    эвакуировано     около 328 тыс. поврежденных и трофейных автомобилей (Архив МО, ф. 41, оп. 34441, д. 13, л. 41.).

Органы автомобильной службы проделали большую работу по организации снабжения войск автомобильными запасными частями. Известно, что централизованное снабжение запасными частями с начала войны и до 1943 года в связи с эвакуацией многих предприятий на восток (особенно Московского автозавода и его смежников) было сопряжено с большими трудностями. Нехватка запасных частей, естественно, вынудила войска компенсировать их за счет мобилизации своих внутренних источников. В полевых условиях ремонтники всех звеньев автослужбы реставрировали старые и изготавливали новые детали для машин, а также изыскивали их в районе боевых действий. Накопленный опыт позволил в 1944— 1945 гг. до 70 проц. потребности в автомобильных запасных частях покрывать путем полного использования внутренних ресурсов войск действующей армии, в том числе: за счет местных средств — от 10 до 15 проц; за счет изготовления в ремонтных подразделениях и частях — от 10 до 25 проц.; за счет реставрации — от 30 до 50 проц. В третьем периоде войны в значительных размерах использовалось трофейное автомобильное имущество и техника.

Важное место в деле планомерного снабжения войск запасными частями занимали склады и базы автотракторного имущества. К концу войны общее число их достигло 115 единиц, из них центрального подчинения было 8, фронтового — 18, окружного — 14 и армейского — 75. Склады выполнили огромный объем работ по приему, отпуску, хранению и учету автотракторного имущества и техники.

Обеспечение бесперебойной работы автотранспорта действующей армии вызвало необходимость организации подготовки огромного количества кадров водителей и ремонтников, техников и механиков. В связи с этим в течение 1941 — 1944 гг. было сформировано 12 учебных автомобильных полков и несколько учебных автомобильных батальонов и специальных автомобильных школ. Эти части и подразделения за годы войны выпустили около 250 тыс. специалистов автомобильной службы. Автомобильными училищами и высшей автомобильной офицерской школой было подготовлено 4750 офицеров (Архив МО, ф. 41, оп. 34765, д. 14, л. 141) Это позволило своевременно восстанавливать потери автомобилистов в ходе боевых действий.

Ускоренная автомобилизация войск настоятельно потребовала создания самостоятельных органов автомобильной службы. В январе 1943 года согласно постановлению Государственного Комитета Обороны было сформировано Главное автомобильное управление Советской Армии, а также автомобильные управления и отделы — во фронтах и армиях (Новая служба была создана за счет выделения сил и средств из Главного автобронетанкового управления и Главного управления автотранспортной и дорожной службы. (История Великой Отечественной войны 1941 — 1945, т. 3. М., 1964. стр. 218). На вновь созданные органы управления возлагались задачи: снабжение войск автотехникой и автоимуществом, организация и выполнение автомобильных перевозок, техническая эксплуатация и ремонт автомобилей, а также подготовка кадров специалистов автомобильной службы. Резкое увеличение в соединениях и частях количества автомобилей вызвало необходимость создания в них самостоятельной автомобильной службы. В связи с этим в первой половине 1944 года в частях и соединениях всех родов войск была учреждена должность начальника автомобильной службы. Проведенные мероприятия способствовали повышению уровня обеспечения войск в транспортном отношении. Это также позволило значительно эффективнее использовать автомобили. Коэффициент технической готовности фронтового и армейского автопарка возрос в 1944— 1945 гг. по сравнению с 1941—1942 гг. на 25—30 проц., а коэффициент использования до 25 проц.

Хорошо налаженный ремонт и восстановление автомобилей, продуманное решение вопросов дорожного обеспечения и проведение различных организационных мероприятий обеспечили значительное увеличение среднесуточного пробега автотранспорта. Так, если в большинстве фронтовых операций 1941 года среднесуточный пробег автомобилей составлял немногим более 100 км, то уже в 1943— 1944 гг. — 150—160 км, а в 1945 — до 200 км (Архив МО, ф. 41, оп. 280958, д. 11, лл. 14—21). В связи с быстрым продвижением наступающих войск, особенно в третьем периоде войны, резко возросло и расстояние подвоза грузов автотранспортом — в среднем оно составляло 250—300 км. Отдельные разовые перевозки, особенно боеприпасов, осуществлялись на расстоянии 500—600 км, как это было, например, в Висло-Одерской операции (Архив МО, ф. 236, оп. 2719, д. 67, лл. 106 108; оп. 2735, д, 21, л. 91.).
Отмечен правительственными наградами трудовой и ратный подвиг личного состава ремонтных частей. Орденом Красной Звезды награждены 268, 275 и 289-й отдельные ремонтно-восстановительные батальоны, 54-я и 566-я подвижные авторемонтные базы и другие.

Доцент, доктор военных наук полковник И. Малюгин

Источник: http://altyn73.livejournal.com/209540.html

3

За годы войны награждены Орденом Красной Звезды:
260-й отдельный ремонтно- восстановительный батальон автомобилей. В действующей армии 17.5.44-9.5.45
Переформирован из 44 орвб БФ 17.5.44 г. (44 отдельный ремонтно-восстановительный батальон Юго-Западного, Сталинградского, Донского, Центрального, Белорусского, 1 Белорусского фронтов В действующей армии13.9.41-17.5.44)
268-й отдельный ремонтно- восстановительный батальон автомобилей Переформирован из 176 орвб 5.5.44 г. В действующей армии 5.5.44-9.5.45
275-й отдельный ремонтно- восстановительный батальон  автомобилей В действующей армии 5.6.44-9.5.45 и 9.8.45-3.9.45
Переформирован из 9 орвб 5.6.44 г. (9 отдельный ремонтно-восстановительный батальон В действующей армии 3.8.41-5.6.44)
289-й отдельный ремонтно- восстановительный батальон  автомобилей  В действующей армии 1.6.44-11.5.45
Переформирован из 185 орвб 1.6.44 г. (185 отдельный ремонтно-восстановительный батальон Сформирован на базе 50 АБТРМ 30.7.43 г. В действующей армии 30.7.43-1.6.44)
 

Источник: http://pobeda.mintrans.ru/celebrating-a … warded.php

4

Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне

ГЛАВА VI

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Опыт Великой Отечественной войны убедительно показал, что успех боевых действий войск во многом зависит от эффективности системы и организации их технического обеспечения. Своевременное техническое обслуживание, эвакуация и ремонт боевой техники и вооружения позволяли содержать их в состоянии высокой боеспособности, обеспечивали живучесть и ударную силу частей и соединений, успешное решение боевых задач. Восстановление поврежденной боевой техники и вооружения в ходе операций, быстрый возврат их в строй являлись существенным источником восполнения потерь в материальной части.

Коммунистическая партия и Советское правительство, командование Советских Вооруженных Сил на протяжении всей войны уделяли неослабное внимание системе технического обеспечения войск, и прежде всего организации и осуществлению восстановления боевой техники и вооружения в крайне сжатые сроки в полевых условиях.

Система технического обеспечения войск действующей армии в годы войны охватывала совокупность организационных и технических мероприятий по обслуживанию и профилактике боевой техники и вооружения, их эвакуации с поля боя, восстановлению поврежденной и вышедшей из строя по эксплуатационным причинам материальной части. Порядок обслуживания, ремонта и эвакуации материальной части, способы действий и работы ремонтных частей и подразделений в полевых условиях определялись боевой обстановкой и наличием сил и средств службы технического обеспечения.

В первые же недели и месяцы войны и особенно в битве под Москвой при весьма ограниченном количестве танков в войсках Западного, Калининского, Брянского и других фронтов, оборонявших подступы к столице, и когда Ставка Верховного Главнокомандования, несмотря на сложившееся угрожающее положение, не могла выделить им дополнительно ни одной боевой машины373, быстрое восстановление поврежденной бронетанковой техники приобрело общегосударственное значение. Перед органами ремонтно-восстановительной службы частей, соединений, армий и фронтов была поставлена исключительно ответственная задача — восстановить в кратчайший срок как можно больше поврежденной автобронетанковой техники.

Исходя из сложившейся обстановки, командование Западного фронта приняло решение разместить подвижные ремонтные средства фронта (два ремонтно-восстановительных батальона и три подвижные ремонтные базы и другие ремонтные части) в цехах эвакуированных предприятий Москвы. Бронетанковая техника ремонтировалась на заводах «Красная Пресня», «Серп и молот», «Красный пролетарий», в центральных мастерских метрополитена и на других промышленных предприятиях. Высокий патриотический подъем и самоотверженный труд рабочих этих заводов, личного состава фронтовых ремонтных средств обеспечивали быстрое восстановление большого количества танков и САУ, вышедших из строя в ходе напряженных оборонительных боев. Только одна подвижная ремонтная база Западного фронта (начальник военинженер 3 ранга Л. Н. Переверзев), в составе которой были рабочие ленинградского Кировского завода, выпускавшего перед войной танки, — И. Г. Богданов, К. Г. Иванов, В. О. Сидоров, А. В. Силичев и другие, за ноябрь — декабрь 1941 г. произвела средний и капитальный ремонт около 70 тяжелых танков КВ. Большой вклад в поддержание боеспособности бронетанковых и автобронетанковых частей внесли войсковые ремонтные подразделения. «В боевых успехах 1-й гвардейской бригады немалая заслуга принадлежит нашим воинам — ремонтникам и инженерно-техническому составу. За шесть месяцев беспрерывных боевых действий под Москвой они отремонтировали 329 танков и других машин, подготовили и отправили в капитальный ремонт более 50 танков, эвакуировали 99 танков и 116 колесных машин»374.

Постоянный рост потребностей Советской Армии в ремонте боевой и транспортной техники, вооружения в ходе войны потребовал создания дополнительных ремонтных средств и увеличения существующих производственных мощностей. Кроме того, маневренный характер боевых действий требовал от войсковых ремонтно-эвакуационных частей и подразделений большей подвижности и способности быстро эвакуировать и восстанавливать боевую технику в полевых условиях. Для решения этих задач во втором полугодии 1941 г. Наркомат обороны сформировал 48 подвижных ремонтных баз (ПРБ) для производства среднего ремонта автобронетанковой техники непосредственно во фронтах и армиях. Наряду с этим было дополнительно привлечено для капитального ремонта танков девять и для ремонта автомобилей пять заводов промышленности375. Всего в первом периоде войны для ремонта танков, автомобилей и тракторов было сформировано 63 подвижные ремонтные базы, 18 отдельных и 9 армейских ремонтно-восстановительных батальонов, 5 железнодорожных автобронетанковых мастерских, 4 гарнизонные автобронетанковые мастерские и 2 подвижных авторемонтных завода376. Авиационные соединения и части Советской Армии летом и осенью 1941 г. получили от промышленности 105 полевых авиационных ремонтных мастерских (ПАРМ-1) для ремонта самолетов.

В целях более эффективного использования артиллерийских ремонтных мастерских Ставка Верховного Главнокомандования по представлению Главного артиллерийского управления еще в начале войны приняла решение передать дивизионные мастерские в армии и именовать их армейскими артиллерийскими ремонтными мастерскими (ААРМ), а полевые артиллерийские мастерские, предназначавшиеся для среднего и капитального ремонта, — из армий во фронты.

В результате проведенных мероприятий ремонтные средства НКО уже в первые месяцы войны резко увеличили выпуск боевой техники из ремонта. Число капитально отремонтированных танков во втором полугодии 1941 г. по сравнению с первым полугодием возросло в 1,6 раза, а бронемашин — в 3,13 раза. За этот период было произведено более 6,5 тыс. средних ремонтов танков, 51,1 тыс. средних и более 33 тыс. капитальных ремонтов автомобилей. Средствами инженерно-авиационной службы за этот период отремонтировано восстановительным, аварийным, текущим и мелким ремонтом более 18 тыс. самолетов.

В 1942 г., наряду с совершенствованием технологии ремонта и накоплением соответствующего опыта личным составом ремонтных подразделений всех родов войск, продолжала расширяться сеть ремонтных средств. Решением Государственного Комитета Обороны в штаты дивизий была включена артиллерийская мастерская на трех специальных автомобилях, а в штаты армий — вторая армейская артиллерийская ремонтная мастерская (ААРМ). Инженерно-авиационная служба (главный инженер ВВС генерал-лейтенант инженерно-технической службы А. К. Репин) получила 5 подвижных железнодорожных и 187 полевых авиационных мастерских.

Увеличилось и количество средств по ремонту автобронетанковой техники в полевых условиях. Постановлением Государственного Комитета Обороны в 1942 г. было сформировано 134 подвижных ремонтных базы (ПРБ), 31 армейский ремонтно-восстановительный батальон (АРВБ), 59 отдельных ремонтно-восстановительных батальонов (ОРВБ)377. Одновременно с этим по приказу заместителя Наркома обороны генерал-лейтенанта танковых войск Я. Н. Федоренко было сформировано 56 эвакуационных рот и 56 сборных пунктов аварийных машин (СПАМов)378. В результате среднемесячное количество отремонтированной боевой и транспортной техники в 1942 г. возросло по сравнению со вторым полугодием 1941 г. по танкам в 1,4 раза (средний ремонт), по автомобилям — в 2,08, по тракторам — в 2,18, по бронемашинам — в 1,59 и по мотоциклам — в 3,25 раза379.

Восстановление большого количества боевой, транспортной техники и вооружения непосредственно на театре военных действий сыграло большую роль в повышении боевой способности войск фронтов, их огневой мощи и ударной силы, в увеличении транспортных возможностей автомобильных частей.

Непрерывный рост бронетанкового, автомобильного и артиллерийского парка, формирование новых танковых и артиллерийских частей и соединений, совершенствование способов их использования в бою и операции требовали не только увеличения количества ремонтно-эвакуационных средств, но и внесения качественных изменений в их организационную структуру, постоянного совершенствования способов и методов технического обеспечения войск. С целью улучшения руководства техническим обеспечением войск во втором периоде войны постановлением Государственного Комитета Обороны от 24 ноября 1942 г. была реорганизована система руководства техническим обеспечением Сухопутных войск. Бронетанковая и автомобильная службы стали самостоятельными с передачей вновь созданному Главному автомобильному управлению Советской Армии всех функций по техническому обеспечению автомобилей и бронетранспортеров. Ремонт артиллерийских тягачей (тракторов) был возложен на Главное артиллерийское управление Советской Армии, в частности на Управление ремонта вооружения (начальник генерал-майор артиллерии К. Н. Соловьев). В ведение Главного автомобильного управления, которое возглавил генерал-лейтенант технической службы И. П. Тягунов, перешло 47 подвижных ремонтных баз, 42 ремонтно-восстановительных батальона, 51 железнодорожная и гарнизонная автобронетанковая мастерская и 12 ремонтных заводов. Главное артиллерийское управление получило около 30 ремонтных частей и предприятий, в том числе 4 ремонтных завода и 26 войсковых ремонтных частей380.

В системе вновь организованного управления ремонта танков Советской Армии, вошедшего в Главное бронетанковое управление, по состоянию на 1 января 1943 г. насчитывалось около 110 подвижных ремонтных баз, 42 ремонтных батальона, 5 бронетанковых ремонтных поездов, 56 СПАМов, 56 эвакорот, 9 гарнизонных мастерских, 17 бронетанковых ремонтных заводов. Кроме того, ремонт бронетанковой техники производили 25 заводов промышленности381.

Разделение ремонтных средств по родам войск обеспечило их более узкую специализацию, целенаправленную деятельность, а следовательно, и повышение производительности.

Ремонт и восстановление боевой техники и вооружения играли первостепенную роль в условиях блокированного Ленинграда, защитники которого продолжительное время не могли рассчитывать на их поступление с военных заводов Большой земли. Весомый вклад в это важное дело внес героический рабочий класс города Ленина. В условиях неимоверных трудностей и тяжелых испытаний, выпавших на долю ленинградцев, они строили и ремонтировали танки и автомобили, самолеты и бронемашины, орудия и минометы, боевые и транспортные корабли, приборы и другую военную технику.

Несмотря на то что многие военные заводы были эвакуированы из Ленинграда и в городе не хватало квалифицированных специалистов, сырья, электроэнергии и топлива, фронт получал от ленинградских предприятий все, что требовалось для борьбы с врагом. Наряду с выпуском большого количества новой боевой техники во второй половине 1941 г. ленинградцы отремонтировали 491 танк и 317 орудий382. За десять месяцев 1942 г. ими было возвращено в строй 187 танков, 360 орудий и 420 самолетов383.

В ходе завершения разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом и последующих наступательных действий Советской Армии встал вопрос о принятии более решительных мер по организации ремонта танков, САУ, а также другой техники и вооружения, оставшихся на полях боев. Решением ГКО в феврале 1943 г. было создано Главное управление ремонта танков (ГУРТ) Народного комиссариата танковой промышленности (начальник управления А. А. Горегляд) в составе четырех территориальных управлений Сталинградского, Воронежского, Харьковского и Ростовского-на-Дону, в системе которых промышленностью были сформированы подвижные ремонтные базы. Кроме того, Главное управление ремонта танков было создано и при Народном комиссариате среднего машиностроения. Оно обеспечивало в основном ремонт легких танков и САУ.

Постоянно увеличивалось также количество подвижных войсковых ремонтных средств в бронетанковых и механизированных войсках. Только в 1943 г. вступили в строй 3 бронетанковых ремонтных завода, 4 подвижных танкоремонтных завода, 7 подвижных танкоагрегатно-ремонтных заводов, отдельный танкоремонтный батальон, 4 армейских ремонтно-восстановительных батальона, 11 ремонтно-восстановительных батальонов, 16 подвижных ремонтных баз, 42 эвакуационные роты, 6 эвакуационных отрядов, 26 сборных пунктов поврежденных машин и сборно-распределительных пунктов.

Качественно новыми формированиями в системе подвижных ремонтных средств в это время явились подвижные танкоремонтные (ПТРЗ) и танкоагрегатно-ремонтные (ПТАРЗ) заводы, предназначенные для производства капитального ремонта танков и их агрегатов в полевых условиях. Их создание позволило значительно сократить сроки простоя бронетанковой техники в капитальном ремонте, так как отпала необходимость транспортировки ее в глубь страны. Восстановление непосредственно во фронтовых тыловых районах основной массы танковых двигателей, узлов и агрегатов позволило широко внедрить в практику работы войсковых ремонтных средств наиболее прогрессивный — агрегатный метод ремонта боевых машин. Это резко сокращало время ремонта машин, упрощало восстановительные работы, увеличивало производственные возможности войсковых ремонтных средств. Насколько важной и эффективной для фронтов была работа подвижных танкоагрегатно-ремонтных заводов, можно судить по тому, что только два из них — ПТАРЗ № 7 (начальник инженер-майор П. Пономарев) и ПТАРЗ № 8 (начальник инженер-полковник Н. Васильев) отремонтировали со второго полугодия 1943 г. до конца войны около 4730 двигателей и более 12 тыс. других танковых агрегатов384. Если до 1943 г. танковые двигатели и агрегаты ремонтными средствами фронтов вообще не восстанавливались, то к концу войны подвижными ремонтными заводами и ремонтными средствами войск было восстановлено более 73 процентов двигателей и более 99 процентов танковых агрегатов от общего числа выполненных капитальных ремонтов.

В этот же период во фронтах и военных округах были учреждены должности заместителей командующих бронетанковыми и механизированными войсками, в обязанности которых входила организация танкотехнического обеспечения, в том числе руководство эвакуацией танков с поля боя и их ремонтом.

Правильная организация технического обеспечения войск сыграла важную роль в подготовке и успешном проведении Курской битвы. В соответствии с планом летне-осенней кампании 1943 г. Ставка Верховного Главнокомандования сконцентрировала здесь огромное количество боевой техники и транспортных средств. В войсках Центрального, Воронежского и Степного фронтов имелось до 5 тыс. танков и САУ и более 28 тыс. орудий и минометов.

Еще задолго до начала Курской битвы в танковых, механизированных и стрелковых частях, соединениях и объединениях Брянского, Центрального, Воронежского и Степного фронтов развернулась огромная работа по подготовке боевой и транспортной техники к предстоящим боевым действиям, по обучению личного состава и сколачиванию подразделений и частей службы технического обеспечения, по восстановлению ремонтной базы, разрушенной немецко-фашистскими войсками. Все эти мероприятия позволили успешно справиться с задачами технического обеспечения в ходе активных оборонительных и наступательных сражений.

Огромную помощь войсковым ремонтникам оказывали трудящиеся Курска. Большое количество танков было восстановлено ремонтной базой, созданной на территории разрушенного во время оккупации ремонтно-механического завода. Благодаря трудовому энтузиазму рабочих Курска эта база уже в апреле 1943 г. смогла приступить к выполнению среднего и капитального ремонта танков, бронемашин, самоходных орудий. К началу оборонительного сражения под Курском в ней было отремонтировано более 300 боевых машин. Рабочие Курска восстанавливали боевую технику не только в своих мастерских. Они посылали ремонтные бригады в войска для восстановления танков в полевых условиях. Немало было отремонтировано боевых машин на курской базе и в ходе контрнаступления. По ремонту танков она заняла в 1943 г. одно из первых мест среди предприятий Наркомата среднего машиностроения. Героический труд ее рабочих Н. С. Тюрина, А. И. Якшина, П. П. Крытина и других был отмечен высокими правительственными наградами. Бронетанковая техника ремонтировалась и на многих других предприятиях и в мастерских Курской области.

Поистине гигантскую по своим масштабам работу проделали в Курской битве войсковые и армейские ремонтники. Многие тысячи танков и САУ были восстановлены ими в крайне ограниченные сроки. Только в 3-й гвардейской танковой армии (помощник командующего армией по технической части генерал-майор инженерно-технической службы Ю. Н. Соловьев) с 19 июля по 12 августа 1943 г. было отремонтировано 1093 танка. Более полутора тысяч боевых машин восстановлено в бригадах и корпусах 1-й и 2-й танковых армий.

С огромным напряжением работали ремонтники 5-й гвардейской танковой армии в период одного из крупнейших встречных танковых сражений под ст. Прохоровка, в котором с обеих сторон участвовало до 1200 танков. В этой армии в непосредственной близости от линии фронта развернулось два армейских, три корпусных и девять бригадных сборных пунктов аварийных машин, снабженных необходимыми ремонтно-эвакуационными средствами. В первые же дни сражения ремонтный фонд армии достиг 420 танков, 112 из которых, требовавших текущего и среднего ремонта, были восстановлены без промедления. К 29 июня вступило в строй еще 176 боевых машин. Своим самоотверженным трудом ремонтники, среди которых было немало квалифицированных рабочих Сталинградского и Харьковского тракторных заводов, помогли сохранить боеспособность армии.

В это же время происходило дальнейшее наращивание производственных мощностей ремонтных средств и других родов войск. По решениям ГКО во втором периоде войны было сформировано более 250 автомобильных и тракторных ремонтных частей, созданы филиалы ремонтных заводов промышленности, которые располагались в тыловых районах фронтов. В состав артиллерийских соединений резерва Верховного Главнокомандования (РВГК), в связи с особенностями их использования, включались подвижные авторемонтные базы. Значительно увеличились производственные мощности и авиационных ремонтных мастерских, возрос их выпуск на заводах авиационной промышленности. Управление капитальных ремонтов и восстановления авиационной техники (начальник генерал-майор инженерно-технической службы А. И. Мезинов) получило в 1943 г. 357 мастерских по ремонту самолетов и авиационных моторов, предназначенных воздушным армиям фронтов и дальней авиации.

Проведенные в 1943 г. организационные мероприятия по дальнейшему расширению в войсках, армиях и фронтах сети ремонтных учреждений позволили резко увеличить объем ремонта боевой техники и вооружения. Выпуск отремонтированных танков к концу этого года возрос в 5,5 раза. В этом же году было выполнено 508 тыс. ремонтов автомобилей, свыше 38 тыс. — тракторов и специальных артиллерийских гусеничных тягачей, более 488 тыс. — орудий и минометов различного калибра, а также более 198 тыс. ремонтов самолетов и 63 761 ремонт авиационных моторов385.

На развертывании среднего и капитального ремонта боевой, транспортной техники и вооружения в первом и втором периодах войны отрицательно сказывалось недостаточное обеспечение ремонтных подразделений, частей и предприятий готовыми агрегатами, запасными частями и материалами. По этой причине значительное количество самолетов, танков, автомобилей и другой боевой и транспортной техники продолжительное время простаивало в ремонте. Ремонтные подразделения и части были вынуждены расходовать значительное количество рабочего времени на реставрацию и изготовление деталей, на розыски и демонтаж исправных агрегатов, узлов и деталей с боевых и транспортных машин, представлявших собой безвозвратные потери.

В марте 1944 г. ГКО обязал НКО создать Главное управление ремонта танков Советской Армии, в ведение которого перешли танкоремонтные заводы, принадлежавшие Наркомату танковой промышленности и Наркомату среднего машиностроения. Главные управления ремонта танков этих наркоматов, созданные в феврале 1943 г., упразднялись. Они выполнили свою задачу по увеличению выпуска отремонтированных танков и САУ. За время своего существования эти главные управления силами и средствами своих территориальных управлений отремонтировали значительное количество боевой техники, оставшейся на полях бывших сражений, особенно в районе Дона, Волги, под Сталинградом и Курском. Только Сталинградским управлением за период март — август 1943 г. было отремонтировано 612 танков и САУ. Однако в связи с продвижением линии фронта на запад и все нарастающим выпуском новых танков и САУ наркоматы уже не в состоянии были уделять должного внимания организации их ремонта.

Неоценимое значение для повышения огневой мощи и ударной силы войск фронтов имело техническое обеспечение в третьем периоде войны, когда Советская Армия вела стратегические наступательные операции огромного размаха, обеспечивая изгнание врага с территории нашей страны и окончательный разгром фашистской Германии.

Большая насыщенность войск действующей армии сложной и разнообразной боевой и транспортной техникой, вооружением, высокие темпы наступления ударных группировок фронтов на большую глубину, особенно танковых и механизированных корпусов и армий, большие внутрифронтовые и межфронтовые воинские перевозки в связи с крупными перегруппировками войск, колоссальные масштабы подвоза материальных средств требовали хорошего технического состояния боевой и транспортной техники и вооружения. Увеличение и усложнение задач объема работ служб технического обеспечения и значительное изменение оперативно-стратегической обстановки в этот период потребовали внесения определенных изменений в систему и организацию технического обеспечения войск фронтов. В целях дальнейшего усиления специализации и повышения производственных мощностей ремонтных частей и подразделений во всех звеньях оперативного и войскового тыла в ноябре 1944 г. была проведена унификация войсковых ремонтных средств и осуществлен перевод их на новые штаты. Многочисленные подвижные ремонтные базы (НРБ), имевшие различную организацию, были преобразованы в подвижные танкоремонтные базы (ПТРБ) и подвижные автомобильные ремонтные базы (ПАРБ); ремонтные части (отдельные ремонтно-восстановительные батальоны, армейские ремонтно-восстановительные батальоны, кроме входивших в состав механизированных корпусов, были переформированы в отдельные танкоремонтные батальоны (ОТРБ) и отдельные автомобильные ремонтно-восстановительные батальоны (АРВБ)386.

Одновременно с этим в ремонтных подразделениях частей и соединений увеличивалась численность личного состава, они оснащались более совершенной ремонтной техникой. Это позволило значительно поднять производственные возможности ремонтных частей. Например, расчетная месячная производственная мощность ПТРБ по сравнению с НРБ возросла на 54 процента, а ОТРБ против ОРВБ — на 45 процентов.

Уменьшена была также разнотипность авиационных и артиллерийских ремонтных мастерских. В результате этого вместо имевшихся ранее 30 различных типов ремонтных частей и подразделений осталось 18–20 типов. В значительной степени пополнилось и частично обновилось оборудование подвижных ремонтных мастерских, улучшилось снабжение действующей армии готовыми агрегатами, запасными частями и материалами.

Во второй половине 1944 г. во всех частях, соединениях и объединениях бронетанковых и механизированных войск вместо помощников командиров (командующих) по технической части была введена должность заместителей командиров (командующих) по технической части. Проведение этого мероприятия подняло ответственность и авторитет лиц, стоящих во главе технической службы, повысило оперативность в руководстве службой технического обеспечения.

Новой организационной формой использования ремонтно-эвакуационных средств в бронетанковых и механизированных войсках в этот период явилось создание в местах большого сосредоточения ремонтного фонда бронетанковой техники временных ремонтных центров в составе нескольких ремонтно-эвакуационных частей. Это обеспечивало более оперативное решение вопросов ускоренного восстановления танков и САУ в армейском и фронтовом тылу.

В третьем периоде войны продолжалось расширение сети ремонтных средств. Количество ремонтно-эвакуационных средств по восстановлению бронетанковой техники к концу войны по сравнению с ее начальным периодом увеличилось по подвижным средствам более чем в 8 раз, а по стационарным ремонтным заводам — почти в 2,5 раза. Более чем в 3 раза возросло количество подвижных мастерских по ремонту самолетов и авиационных моторов.

Одновременно с увеличением количества ремонтных частей и подразделений во всех звеньях оперативного и войскового тыла и улучшением их организационной структуры непрерывно совершенствовалась организация технического обеспечения, технология ремонта боевой и транспортной техники и вооружения. Во фронтах, армиях и в войсках внедрялись прогрессивные способы и методы ремонта: в стационарных условиях — переход на поток, в полевых — широкое внедрение агрегатного метода. Ремонт поточным способом позволял делить технологический процесс ремонта боевой техники и вооружения на ряд операций, выполняемых специализированными бригадами. Продолжалась и более узкая специализация ремонтных средств, которая получила довольно широкое распространение. Специализировались подвижные ремонтные заводы, ремонтные части или их подразделения. Специализировались и отдельные ремонтные бригады в составе корпусных и армейских средств.

Основным принципом организации и осуществления технического обеспечения войск начиная со второго периода войны являлось максимальное приближение ремонтно-эвакуационных средств всех звеньев тыла к войскам. Вышедшая из строя бронетанковая и автотракторная техника эвакуировалась с поля боя средствами вышестоящих ремонтно-эвакуационных органов (соединений и армий) на сборные пункты аварийных машин (СПАМ), которые организовывались в районах наибольшего скопления вышедшей из строя боевой и транспортной техники. Здесь и развертывались основные работы по ее восстановлению средствами соединений и объединений. Нередко фронтовые ремонтные средства выдвигались в армейские тыловые районы, а армейские — в войсковые.

При подготовке и в ходе наступательных операций применялись различные способы использования ремонтных средств фронта: создание фронтовых ремонтных центров в районах максимального сосредоточения ремонтного фонда; передача ремонтных частей и подразделений в оперативное подчинение армиям в целях усиления армейских ремонтных средств, приближения их к наступавшим войскам и ускорения среднего ремонта; временное прикрепление фронтовых ремонтных средств к отдельным танковым или механизированным корпусам, но с оставлением их в оперативном подчинении фронта.

Выбор того или иного способа обусловливался характером проводимых операций, их размахом и темпами наступления войск, а также наличием сил и средств для восстановления бронетанковой техники. Чем меньшими ремонтными средствами располагал фронт, тем чаще он прибегал к централизованному их использованию — созданию фронтовых ремонтных центров. Обычно фронтовые ремонтные центры состояли из двух отдельных танкоремонтных батальонов и трех-четырех подвижных танкоремонтных баз, эвакуационных средств (одной-двух эвакорот и эвакоотряда), сборных пунктов аварийных машин и сборно-распределительных пунктов по демонтажу танков безвозвратных потерь или подвижных ремонтно-сборных пунктов, летучек (отделений) склада бронетанкового имущества. В том случае, когда фронт наступал на двух разобщенных направлениях, создавалось два фронтовых ремонтных центра.

Передвигаясь в тылу наступающих войск, ремонтный центр производил главным образом средний и капитальный ремонт танков, а также восстанавливал значительную часть боевых машин, требовавших текущего ремонта. Например, во время Белорусской наступательной операции ремонтные центры 3-го Белорусского фронта произвели текущий ремонт 374 танков и САУ, средний — 852 и капитальный — 286. Фронтовой ремонтный центр находился на одном месте 6—10 суток, обеспечивая эвакуацию и ремонт поврежденной боевой техники, подвоз бронетанкового имущества, разборку списанных танков. Работой центра руководили офицеры отдела ремонта и эвакуации управления командующего бронетанковыми и механизированными войсками фронта.

В тех случаях, когда фронт имел достаточное количество ремонтных средств, они нередко переподчинялись армиям, имевшим в своем составе танковые части и соединения, чтобы отремонтировать как можно больше поврежденных танков в армейских тыловых районах. При этом создавался также резерв ремонтных средств фронта — один-два отдельных танкоремонтных батальона и одна-две подвижные танкоремонтные базы. Они обычно составляли ремонтно-эвакуационные группы фронтов и базировались на фронтовые сборные пункты аварийных машин. Подвижные танкоремонтные заводы и подвижные танкоагрегатные ремонтные заводы входили в состав этих групп или центров и использовались во фронтовом тылу централизованно.

При наступлении войск с темпом 15–20 км в сутки все фронтовые ремонтные средства максимально приближались к действующим войскам и работали на сборных пунктах поврежденных машин вместе с войсковыми и армейскими ремонтными частями и подразделениями. При этом они либо оставались в подчинении фронта, либо временно придавались армии и соединениям. Но как только темпы наступления войск возрастали и боевые действия приобретали высокоманевренный характер, фронт возвращал основные средства ремонта в свое подчинение, чтобы при необходимости своевременно сманеврировать ими и оказать войскам необходимую помощь. Жесткая централизация управления всеми ремонтно-эвакуационными средствами и максимальное приближение их (в виде ремонтно-эвакуационных групп или ремонтных центров) к действующим войскам обеспечивали быстрое и эффективное производство ремонта бронетанковой техники в условиях высоких темпов наступления.

Необходимость быстрейшего ремонта поврежденной боевой и транспортной техники в ходе операций требовала также и глубокого эшелонирования всех сил и средств технического обеспечения. В бронетанковых и механизированных войсках ремонтные средства в ходе наступления размещались в три или даже четыре эшелона. Первый эшелон обычно составляли ремонтные средства частей и соединений. Они производили основную массу текущих ремонтов, а также значительную часть средних ремонтов (до 1–1,5 суток). Ремонтно-эвакуационные подразделения первого эшелона сосредоточивали на своих сборных пунктах аварийных машин ту часть ремонтного фонда, которая подлежала передаче вышестоящему звену, и обеспечивали ее охрану. В первом эшелоне, как правило, работали и средства усиления, приданные армией или фронтом танковым частям и соединениям. Глубина действия ремонтно-эвакуационных средств эшелона не превышала 15–30 км.

Второй эшелон составляли армейские ремонтно-эвакуационные части и части, приданные им фронтом. Они восстанавливали танки и САУ, которые требовали среднего ремонта продолжительностью до двух суток, производили часть текущих ремонтов. В зависимости от обстановки эшелон производил и капитальный ремонт машин, не требовавших серьезных корпусных работ. На сборные пункты аварийных машин этого эшелона эвакуировались все подлежащие ремонту танки и САУ, а также машины, которые были вытащены из болот и рек. Глубина действий ремонтно-эвакуационных средств эшелона достигала 150 км. Ремонтно-эвакуационные группы находились на одном месте 5–6 суток и более.

Третий эшелон составляли ремонтно-эвакуационные средства фронта, глубина действий которых в зависимости от размаха проводимых операций достигала 250–400 км. В отдельных случаях, например в 3-м Белорусском фронте в операции летом 1944 г., в 3-м Украинском фронте в Белградской операции в ноябре этого же года, глубина достигала 600 км.

При наличии у командующего бронетанковыми и механизированными войсками Советской Армии резерва ремонтных средств они составляли четвертый эшелон.

Значительная часть ремонтно-эвакуационных средств любого из этих эшелонов выдвигалась в качестве усиления нижестоящего звена. Такое глубокое эшелонирование позволяло наиболее полно использовать все возможности для восстановления боевой и транспортной техники. Правильное сочетание движения и работы ремонтных частей и подразделений, не допускавшее отставания их от наступающих войск, непрерывное взаимодействие между собой на всю глубину эшелонирования обеспечивали одновременный охват максимального количества боевой и транспортной техники, требовавшей ремонта.

Данные принципы технического обеспечения войск действующей армии, зародившиеся в наступательных операциях второго периода войны, оправдали себя и не потеряли значения в современных условиях. Служба технического обеспечения всех родов войск сыграла исключительно важную роль в поддержании огневой мощи и ударной силы действующей армии, в повышении боеспособности войск. В течение всей войны силами и средствами этой службы было произведено свыше 429 тыс. всех видов ремонтов танков и САУ, около 2 млн. средних и капитальных ремонтов автомобилей, около 1640,7 тыс. ремонтов артиллерийских орудий и минометов387, а также большое количество ремонтов других видов техники и вооружения. При этом основной объем работ был выполнен войсковыми, армейскими и фронтовыми ремонтно-эвакуационными средствами. Например, ремонтные заводы центрального подчинения выполнили за период январь 1943 г. — июнь 1945 г. в 4 раза меньше капитальных ремонтов автомобилей и тракторов, чем подвижные ремонтные средства; ремонт артиллерийского и стрелкового вооружения в войсковых мастерских за годы войны составил: по стрелковому вооружению — 71–80 процентов, по минометам — 74, по орудиям — 70 и по военным приборам — 35 процентов общего количества произведенных ремонтов; подвижные ремонтные средства бронетанковых и механизированных войск в 1945 г. охватили ремонтом 91,8 процента общего количества отремонтированных танков, в том числе 99,2 процента средних и 65,7 процента капитальных ремонтов.

Развертывание большого количества подвижных ремонтных частей (подразделений) и предприятий во фронтовом, армейском и войсковом тылу, их специализация по типам и маркам машин, создание специализированных подвижных ремонтных заводов, широкое внедрение агрегатного метода ремонта, непрерывное совершенствование организации и способов использования всех средств технического обеспечения дали возможность, начиная с середины 1943 г., восстанавливать в ходе операций практически всю технику и вооружение, требовавшие текущего и среднего ремонта. Это способствовало повышению живучести войск фронтов, их огневой мощи и ударной силы, достижению высокой боеспособности, а следовательно, и успеху проводимых операций.

Ремонт боевой и транспортной техники, вооружения в войсковом, армейском и фронтовом тылу имел не только серьезное оперативно-стратегическое, но и военно-экономическое значение. Зачастую количество отремонтированных в ходе операций танков и САУ в два-три раза превышало число боевых машин, имевшихся к началу операции. Иными словами, в течение одной операции танк нередко выходил из строя два-три раза и столько же раз в этот период возвращался в строй. Это не только повышало боеспособность танковых и механизированных соединений и оперативных объединений, увеличивало силу и глубину их ударов, но также резко уменьшало доставку боевых машин из глубины страны и облегчало работу предприятий военной промышленности. Аналогичное влияние на повышение боеспособности войск оказывало своевременное восстановление других видов боевой техники и вооружения, технических средств войскового и оперативного тыла.

Самоотверженный труд ремонтников и эвакуаторов, инженеров и техников различных родов войск, рабочих баз и заводов был высоко оценен Коммунистической партией и Советским правительством. Десятки тысяч их отмечены боевыми наградами. Только в ремонтных частях бронетанковых и механизированных войск за годы войны было награждено орденами и медалями 15 777 человек. Боевыми орденами были награждены и многие ремонтные части и стационарные ремонтные заводы.

Источник: http://detectivebooks.ru/book/22498202/?page=47

5

Динамика развития ремонтных служб танковых войск Красной Армии такова:

1)К завершению 1941 года для среднего уровня ремонта бронетехники организовано 48 подвижных ремонтных баз (армейский и корпусной уровень).

2)В начале1943 года в войсках для ремонтно-восстановительных работ в танковых и механизированных частях уже сформировано 108 подвижных ремонтных баз, 23 отдельных ремонтно-восстановительных батальона и 19 армейских ремонтно-восстановительных батальонов. Тактически ремонтные службы были доведены до дивизионно-бригадного уровня.

3) В течение 1943 года для эвакуации поврежденной бронетанковой техники с поля боя сформировано 56 эвакуационных рот. Опять же армейский и дивизионный уровень.

Красноречивые факты:

- в докладной записке, отправленной наркому НКВД капитаном госбезопасности Брезгиным из особого отдела НКВД при штабе 1-й Ударной армии 14 февраля 1942г, указывалось на отсутствие в частях этой армии ремонтных бригад для восстановления танков, запчастей для ремонта и отсутствие эвакуационных средств, вследствие чего более 70 боевых машин брошены экипажами в районе боевых действий;

- 200 километровый марш 2-ой танковой армии Центрального фронта (12-19 февраля 1943 года из района Ефремова в район Фатежа), привел к оставлению на маршруте по причинам технических поломок 226 танков из 408;

- на 19 февраля 1943 года во всех танковых корпусах Юго-Западного фронта к началу контрнаступления группы немецко-фашистских армий «Юг» оставалось в строю всего лишь 20 танков.

Для понимания ситуации – до второй половины 1943 года поля сражений большей частью оставались за немцами, вместе с подбитой и поврежденной техникой, которую не успевали эвакуировать. Всего за годы войны в СССР было произведено 109932 танка и САУ, кроме того получено по ленд-лизу 10842 единиц. По данным ремонтных служб - за время войны было выполнено около полумиллиона ремонтов танков и самоходно-артиллерийских установок (САУ). Таким образом, практически каждый выпущенный советскими заводами танк и САУ, включая полученные по ленд-лизу от союзников, ремонтировался не менее четырех раз.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7d46ec … 00ac0601d2