Автомобиль КАМАЗ-6410.

Сегодня приведу несколько фактов об автомобиле КАМАЗ-6410 – магистральном тягаче, который был разработан камазовскими конструкторами во второй половине 1970-х годов.

В Музее КАМАЗа хранятся фотографии нескольких опытных образцов этого автомобиля.
https://a.radikal.ru/a40/2111/8b/cf466164e1b4.jpghttps://a.radikal.ru/a30/2111/c0/86a22f4e685b.jpg
https://d.radikal.ru/d21/2111/28/39df14351095.jpghttps://c.radikal.ru/c33/2111/e8/b7080c7a07e7.jpg
https://a.radikal.ru/a15/2111/c1/8afb3252e376.jpg

Рассказывает Екимов Сергей Варламович:
https://a.radikal.ru/a11/2111/ee/1aaf4d689c3c.jpg

«Проект начали сразу, как только состав УГК переехал в Набережные Челны в 1974 году. Идея проекта была по тем временам очень прогрессивная – перевести тяжелый тягач на односкатную ошиновку и равномерно загрузить все оси, тем самым повысив грузоподъемность тягача до максимально-возможной! При этом планировалось на всех осях поставить пневмоподвеску. Передний свес у компоновки получился «выдающийся»! Молодые конструктора, одержимые непростой задачей смело и энергично взялись за работу. Её лично курировал сам Барун Владимир Наумович. Над компоновкой работали Нечепурнов Александр Максимович, Насакина Елена Михайловна. Подвеску делали Смирнов Игорь Геннадьевич и Гречаный Юрий А...я в то время работал в бюро художественного конструирования и мы с начальником Семёновым А.Г. начинали вместе с КБ кабин Башировым Ильдаром и Лебедевым Анатолием встраивать серийную кабину на шасси. В то время пришлось в домашних условиях слепить макет будущей машины в масштабе 1:10,а затем, уже в начале 1976 года, был изготовлен первый макет в натуральную величину! В экспериментальном цехе УГК был изготовлен первый опытный образец».

Внизу вы можете посмотреть фотографии первого образца тягача КАМАЗ-6410.

https://a.radikal.ru/a23/2111/0d/8fb4cc29eb96.jpg
Макет кабины КАМАЗ-6410.

https://b.radikal.ru/b21/2111/f7/4598368e021e.jpg
Сборка автомобиля КАМАЗ-6410 в экспериментальном цехе УГК КАМАЗа на площадях ремонтно-инструментального завода.

https://d.radikal.ru/d09/2111/68/9cddb2ea7711.jpghttps://b.radikal.ru/b43/2111/a7/9884b6f78e7f.jpg

https://a.radikal.ru/a03/2111/0c/07168038e605.jpghttps://a.radikal.ru/a29/2111/ab/bbb81ea06066.jpg
https://d.radikal.ru/d07/2111/ee/fd8c1331015c.jpghttps://d.radikal.ru/d14/2111/3d/77ca5a72da19.jpghttps://a.radikal.ru/a17/2111/75/62ac9cb0186e.jpghttps://d.radikal.ru/d30/2111/50/5d0f9f51ed78.jpghttps://d.radikal.ru/d08/2111/3a/95f5c0246f30.jpghttps://d.radikal.ru/d18/2111/af/79d4b63a661e.jpg
В этом автомобиле с пневмоподвеской, на односкатной ошиновке было множество оригинальных решений, революционных для своего времени!

Представляю текст из неизданной книги «Выбор пути. По страницам истории конструкторской мысли», переданный в Музей КАМАЗа Кимерал Аидой Рафаиловной: «… камазовские конструкторы применили новую шину, которая выдерживала до 11,5 тонн на ось, можно было сделать одинаковыми все три моста - и подвески для них. И конструкция подвески была другой – давление в пневмосистеме увеличили с 6 до 16,5 атмосфер, поэтому пневмокамеры получились маленькими. Рама в задней части стала шире, а значит, повышалась устойчивость».

Стоит сказать, что этом автомобиле стоял не серийный 8-цилиндровый двигатель, а 12-цилиндровый (!), над которым работал Шестаков Александр Анатольевич – главный конструктор по двигателям. До появления турбокомпрессоров прорабатывалась идея увеличения мощности двигателей путём увеличения количества цилиндров.
https://a.radikal.ru/a04/2111/15/43c5b87928bb.jpghttps://c.radikal.ru/c17/2111/d6/f29f491d0cc0.jpg

Внизу фотографии второго опытного образца автомобиля КАМАЗ-6410.
https://c.radikal.ru/c43/2111/a7/754af0609ca3.jpghttps://a.radikal.ru/a35/2111/bc/01046d695951.jpg

https://d.radikal.ru/d13/2111/c4/14e259f32d1a.jpghttps://a.radikal.ru/a36/2111/e0/7b01f299b39d.jpg

https://d.radikal.ru/d05/2111/1f/25341fbaeae7.jpghttps://b.radikal.ru/b19/2111/b1/15037730c556.jpg

Во время проведения ноябрьской демонстрации 1980 года.
https://b.radikal.ru/b10/2111/1a/bf2745fecc34.jpghttps://a.radikal.ru/a34/2111/4e/e8cd99948427.jpg
https://c.radikal.ru/c23/2111/d6/1a97c99a676d.jpg

Камазовские конструкторы и испытатели понимали, что машина удалась, но шансов на серийный запуск было мало. Автомобиль так и остался на стадии опытно-конструкторских работ.

Вспоминает Насакина Елена Михайловна:
https://c.radikal.ru/c02/2111/b2/0b6ba613b59f.jpg

«Наш магистральный седельный тягач КАМАЗ-6410 не увидел жизни. Вернее, опытный образец, даже два, были изготовлены, но со множеством паллиативных решений. Технический проект седельного тягача КАМАЗ-6410 был рассмотрен на техническом совете министерства автомобильной промышленности. Докладывал Леонид Михайлович Лапшин. Бой держали они вместе с Азаматовым Рамилем Абдреевичем. Техпроект был тогда согласован со всеми присутствующими на совете специалистами. Не согласовал нам техпроект только один представитель МАЗа. Он чистосердечно признался, что такова была ему телефонная установка от его начальства. Дело в том, что МАЗовцы занимались уже несколько лет магистральным тягачом этого же класса. Их раздражало посягательство на приоритет молодого, дерзкого конструкторского коллектива КАМАЗа. И пусть меня простят великодушно МАЗовцы, но наш технический проект КАМАЗ-6410 сыграл положительную роль ускорителя для всего коллектива МАЗа в разработке изготовления их перспективного монстра. Ускорились разработки, ускорилось изготовление и, наконец, все увидели первенца – седельный тягач МАЗ-6422. Без нашей конкурирующей помощи долго бы ещё не было этого весьма неплохого тягача! Руководство КамАЗа в те времена не было готово даже к мысли о том, что необходим портфель конструкторских новых разработок, тем более, совершенно новой модели автомобиля КАМАЗа».

https://c.radikal.ru/c06/2111/68/ae677b27dcbf.jpg

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5f86bca3 … 0f30c31c50