001

Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



4х2

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Автомобили КАМАЗ-5315 и КАМАЗ-5325.

Интересующие автомобилями КАМАЗ, историей их создания и техническими особенностями, конечно же знают, что камазовские конструкторы в 1980-х годах работали над созданием двухосных автомобилей. В то время был запрос зарубежных партнёров на грузовые автомобили с колесной формулой 4х2, вот и появились на КАМАЗе восьмитонные автомобили КАМАЗ-5315 – тягач с бортовой платформой, КАМАЗ-5415 –седельный тягач и их варианты КАМАЗ-5325 и КАМАЗ-5425 для стран, допускающих 13-тонную нагрузку на ось.

Обращаю ваше внимание, что это были первые магистральные автомобили КАМАЗа!

Известно, что в 1988 конструкторы НТЦ выдали документацию на 4 модели и и более чем на 40 модификаций двухосников! Автомобили этого семейства и их модификаций были предназначены для междугородних и международных перевозок по автострадам в составе автопоездов грузоподъёмностью свыше 30 тонн. Для обеспечения тягово-скоростных качеств предусматривалось применение двигателей 240 л.с. и 260 л.с. с двумя турбокомпрессорами.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t613254.jpg

Сегодня немного расскажу об автомобилях КАМАЗ-5315 и КАМАЗ-5325. Как всегда, покажу только те материалы, которые хранятся в фондах Музея КАМАЗа. Официальная информация такова, что первые опытные образцы автомобиля КАМАЗ-5315 были собраны в 1985 (4 автомобиля) и в 1986 (3 автомобиля) годах. Однако, в Музее КАМАЗа хранятся фотографии этого автомобиля, сделанные в августе 1981 года.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t353491.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t120867.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t319808.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t222611.jpg

Этот автомобиль не отличался высоким качеством. И его выпуск был отложен на неопределённое время. Лишь когда с 1988 года стали ставить на двухосники передние оси и задние мосты венгерского производства РАБА, когда разработали новые узлы (подвеска, рессоры), дело сдвинулось с мёртвой точки. Известен такой факт, что согласно приказу генерального директора №303 «Об изготовлении в 1988 году опытной партии двухосных автомобилей КАМАЗ» к концу 1988 года камазовцы должны были собрать опытную партию двухосников в количестве 100 штук.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t869395.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t903031.jpg

В начале октября 1988 года КАМАЗ готовился к выпуску 1 000 000 автомобиля КАМАЗ и были планы, что этим юбилейным автомобилем должен был стать перспективный двухосник. Но как говорят очевидцы, сборка первого двухосного автомобиля КАМАЗ-5315 началась лишь в декабре 1988 года.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t297350.jpg
В первом ряду второй слева Жарков Евгений ... – технолог  Во втором ряду слева направо: 1. Коновалов Валентин Иванович - слесарь-сборщик. 2. Каралаш Виктор Иванович - слесарь-сборщик
Во втором ряду в центре Абашев Александр Николаевич (в галстуке) - начальник ЦСДА

Сборка автомобилей проходила в межконвейерной зоне между ГСК-1 и ГСК-2, на площадях цеха сборки двухосных автомобилей (ЦСДА). Интересно, что сборка автомобилей в ЦСДА осуществлялась на конвейере на воздушной подушке. Возглавлял коллектив ЦСДА в то время Абашев Александр Николаевич. Вот, как он вспоминает о том времени: «Пол нашего цеха были сформирован путем заливки эпоксидной смолой, имел идеальную поверхность, что позволяло при сборке двухосных автомобилей использовать тележки на воздушной подушке, разработанных Куйбышевским НИИ. Тележка со сборочными узлами (рама, двигатель, балансирная подвеска, кабина) свободно перемещалась по территории цеха. Тяжелые детали поднимались от пола на 0,3 мм от пола. Для управления тележкой достаточно было усилий всего одного сборщика!».
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t865188.jpg

А вот как об этом рассказывал Гоголев Н. – заместитель главного инженера автосборочного завода на страницах газеты «Рабочий КАМАЗа» от 14 января 1989 года.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t793681.jpg

КАМАЗ-5315 с мостами РАБА выпускался с 1988 по 1990 год. За три года было собрано всего 44 автомобиля. В 1991 году из-за прекращения сотрудничества с фирмой РАБА сборка двухосных автомобилей была приостановлена.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t225457.jpg

Теперь обратимся к автомобилю КАМАЗ-5325. Его судьба схожа с судьбой всех двухосников.

Этот автомобиль (грузоподъемностью 11 060 кг, наибольшей скоростью 100 км/час, расходом топлива 24л/100 км при движении со скоростью 60 км/час, с двигателем 260 л.с.) был также предусмотрен для поставок на экспорт.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t339275.jpg

Официальные данные таковы, что первые два опытных образца этого грузовика были изготовлены в 1986 году.

Но, просматривая архив фотографий с ноябрьских демонстраций, которые проходили в Набережных Челнах, обнаружил вот эту фотографию.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t363226.jpg

А потом вот эту.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t809246.jpg

То есть, первый опытный двухосник был изготовлен в экспериментальном цехе Управления главного конструктора (УГК) КАМАЗа и был впервые представлен на ноябрьской демонстрации 1977 года. По словам Лапшина Леонида Михайловича - в то время начальника отдела компоновки Управления главного конструктора (УГК) КАМАЗа, «первый двухосник КАМАЗ-5325 был спроектирован инженерами-конструкторами УГК КАМАЗа Насакиной Еленой Михайловной и Нечепурновым Александром Максимовичем». Работы по созданию двухосника КАМАЗ-5325 на основе именно камзовских узлов шли на всём протяжении 1980-х годов. Вот как об этом рассказывает Азаматов Рамиль Абдреевич - главный конструктор КАМАЗа (1987-1995) «в 1977 году в экспериментальном цехе был собран первый опытный образец, а в последующие годы проводились заводские испытания его других образцов, на это ушло 2 года, параллельно, по результатам испытаний дорабатывалась конструкторская документация, исправлялись ошибки, изготавливалась вторая партия образцов для приёмочных испытаний, по результатам которых, в 1980 году, Межведомственная комиссия утвердила их к серийному производству, потом - подготовка производства и только после этого были выпущены первые машины на конвейере. В те времена весь цикл создания грузовика в СССР занимал 6-8 лет».

Внизу КАМАЗ-5325 образца 1983 года.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t682879.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t158671.jpg

Внизу заметка из газеты «Рабочий КАМАЗа» от 21 февраля 1985 года.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t736916.jpg

Внизу КАМАЗ-5325 образца 1988 года.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t864172.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t206413.jpg

Конструкторы НТЦ в то время сотрудничали с западноевропейскими коллегами по усовершенствованию камазовских двухосников. О подобном опыте сотрудничества со специалистами ФРГ говорится в газете «Рабочий КАМАЗа» от 12 июля 1989 года.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t646535.jpg

Планировалось, что с 1988 года двухосные автомобили КАМАЗ должны были выпускаться с новой комфортабельной кабиной, 4 образца которой, что называется «на коленке» изготовила рабочая группа под руководством Екимова Сергея Варламовича (вы ведь слышали про Проект-88?)
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t24963.jpg

В период с 1989 по 1991 годы было выпущено 743 автомобиля КАМАЗ-5325 (в 1989 - 74, в 1990 - 317, в 1991 – 352 штуки).

В этот период была попытка установить на КАМАЗ-5325 финскую кабину СИСУ.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t707682.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t781482.jpg

Известно, что автомобили КАМАЗ с этой финской кабиной принимали участие в выставках в Белграде (март 1989), Лейпциге (сентябрь 1990).
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t197923.jpg

КАМАЗ-5325 с кабиной СИСУ летом 1990 года принимал участие на определённом участке автопробега, организованном службой контроля качества КАМАЗа и посвящённом 120-летию со дня рождения В.И. Ленина.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t553546.jpg

Об этом пробеге подробно рассказывал здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5f86bca3 … 4e2c6434a0

https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t484768.jpg

Примечательно, что выпуск автомобилей КАМАЗ-5325 возобновился в 2017 году. В период с 2017 по 2020 годы было изготовлено 334 автомобиля.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5f86bca3 … 1089c9bb2b

2

Автомобили КАМАЗ-5415 и КАМАЗ-5425.

Сегодня покажу вам материалы, хранящиеся в Музее КАМАЗа. Внизу фотография автомобиля КАМАЗ-5415.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t612290.jpg

Первые образцы этого автомобиля были изготовлены в конце 1970-х - начале 1980-х годов. КАМАЗ-5415, как и КАМАЗ-5425, как и все другие двухосники, предназначался для поставок в Европу.

Внизу приказ генерального директора КАМАЗа от 7 сентября 1981 года.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t491096.jpg

На всём протяжении 1980-х годов шла работа над автомобилем КАМАЗ-5415. Но в большом количестве КАМАЗ-5415 не выпускался, и в серию не пошёл. Известно, что количество тягачей, изготовленных на главном сборочном конвейере КАМАЗа, исчисляется всего лишь единицами, так в 1989 году их был выпущено 2 штуки, а в 1991 году – 4).

Внизу вы можете посмотреть рекламные листовки тех лет.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t761715.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t685640.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t935986.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t548246.jpg

Вы обратили внимание, что рекламные проспекты объединяют два автомобиля?

Внизу фотографии автомобиля КАМАЗ-5425.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t643118.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t626691.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t401239.jpg

Об автомобиле КАМАЗ-5425 было написано в журнале «За рулём», №7 за 1982 год.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t265791.jpg

Внизу автомобиль КАМАЗ-5425 с полуприцепом ОдАЗ-9370.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t115176.jpg

Внизу рекламные листовки перспективного тягача.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t741585.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t930928.jpg

В конце 1980-х годов с этим двухосником были связаны большие надежды.

Он должен был «завоевать» Европу и мир. В 1988 году на КАМАЗ-5425 была попытка установить новую обновлённую кабину (внизу на фотографиях). Подробнее об этой работе скоро расскажет Екимов Сергей Варламович – руководитель этого проекта. Следите за новыми публикациями.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t888337.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t523554.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t252359.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t250192.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t921029.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t490371.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t499171.jpg

А вот так о проделанной работе по созданию новой камазовской кабины писала газета «Советская Татария» от 3 февраля 1989 года.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t590458.jpg

Наряду с попыткой создания кабины собственного производства на КАМАЗе, в конце 1980-х – начале 1990-х годов были предприняты и другие шаги обновления кабины для автомобиля КАМАЗ-5425.

В 1989 году между КАМАЗ и австрийская фирма АЛЬТРО создали совместное предприятие «Альткам». Когда в 1990 году КАМАЗ стал АО, и 27 сентября 1990 года в Московском центре международной торговли проходила презентация акционерного общества «КАМАЗ», то среди других автомобилей демонстрировался и бензовоз КАМАЗ-5425 с кабиной СИСУ.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t810388.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t929180.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t105035.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t480907.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t101316.jpg

Внизу приказ генерального директора КАМАЗа от 1 февраля 1992 года «Об изготовлении опытных шасси КАМАЗ-2К5425».
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t993886.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t887723.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t422713.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t253371.jpg

На выставке АВТОШОУ-92 совместное предприятие «Альткам», наряду с другими своими новинками, представило автомобиль КАМАЗ- 5425МА с комфортабельной кабиной СИСУ (полная масса автопоезда – до 45 тонн, двигатель КАММИНЗ с турбонаддувом мощностью 325 л.с., 12-тиступенчатая коробка передач немецкой фирмы ИТОН.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t782836.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t922859.jpg

Внизу ещё подборка фотографий автомобилей КАМАЗ-5425 с кабиной СИСУ производства СП «Альткам» начала 1990-х годов.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t728076.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t673836.jpg

Стоит сказать, что в отличие от КАМАЗ-5415, автомобиль КАМАЗ-5425 был произведён в большем количестве. В период с 1990 по 1997 годы всего было изготовлено 73 тягача (в 1990 году – 25 автомобилей, в 1991 – 45, в 1993 – 1 и в 1997 году – 2.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t594937.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t322655.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t926424.jpg

И ещё один факт, связанный с автомобилем КАМАЗ-5425.

Все вы хорошо знаете про победы и достижения команды КАМАЗ-МАСТЕР. Знаете и про то, что первую победу они добыли, выступая на автомобилях КАМАЗ-4310 на Международном ралли «Ельч», проходившем в польском городе Вроцлав в октябре 1988 года.

А знаете ли вы, что первые шаги камазовские автогонщики делали именно на двухосниках?

В 1988 году автомобили КАМАЗ-5425С приняли участие в Чемпионате Европы по кольцевым гонкам на седельных тягачах. Водители – Николай Иванов и Равиль Нургалеев. Известно, что двигатели на этих автомобилях были форсированы до мощности 380-400 л.с., что позволило достичь максимальной скорости 150 км/час.

Внизу идёт подготовка автомобилей к соревнованиям в НТЦ КАМАЗа. Февраль 1988 года.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t232340.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t642538.jpg

Чемпионат Европы проходил в несколько этапов.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t792921.jpg

I этап состоялся в Венгрии 14 мая 1988 года. В первой гонке из-за неполадок в двигателе Николай Иванов пришёл к финишу лишь 17, а Равиль Нургалеев – 18-ым. Во второй гонке этого дня Николай Иванов занял 7 место, а Равиль Нургалеев – 8 место.

II этап проходил в Швеции 27-28 августа 1988 года.
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t270136.jpg  https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t378863.jpg

В первой гонке из-за неполадок в двигателе Николай Иванов пришёл к финишу лишь 12, а Равиль Нургалеев – 14-ым. Во второй гонке Равиль Нургалеев показал 11результат, а Николай Иванов занял 14 место.

Вот таким получился рассказ о камазовских двухосниках.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5f86bca3 … 67d28627df