БРДМ-2 (ГАЗ-41).

История создания.

Разработкой техники по заданиям военных занималось Специальное Конструкторское бюро (СКБ) входившее в состав Конструкторско-Экспериметального отдела (КЭО) Горьковского автозавода (ГАЗ). То есть начальник СКБ находился в прямом подчинении у Главного Конструктора. Неоднократные требования военных выделить СКБ в отдельную структуру, с подчинением напрямую Директору ГАЗ не увенчались успехом. Существовавшая структура упрощала унификацию военных и гражданских машин.

Если по колёсным бронемашинам тяжёлой весовой категории ГАЗ имел конкурентов в лице ЗиЛа, Брянского и Кутаисского автозаводов, то лёгкие машины были его традиционной монополией. Первой послевоенной машиной лёгкого класса, доведённой до серийного производства, стал БТР-40 (заводской индекс ГАЗ-40). В середине 1950-х гг. эту машину, созданную «по типу американского БТР М3 «Скаут» и устаревшую уже к моменту создания, сменила на конвейере БРДМ.

БРДМ (заводской индекс ГАЗ-40П) унаследовала от предшественника двигатель, элементы трансмиссии и ходовой части. Требование военных обеспечить новой машине возможность преодолевать окопы и плавать ещё более усложнило силовую установку и трансмиссию. К системе отбора мощности на лебёдку прибавился отбор мощности на дополнительные катки и водомёт. Двигатель ГАЗ-40, отличавшийся от прародителя, двигателя ГАЗ-51 увеличением максимально допустимых оборотов с 2800 до 3400 в минуту, мощности которого не хватало уже БТР-40, для новой машины был явно слабоват, но выбора у конструкторов СКБ КЭО ГАЗ не было.

Разработка машины, призванной заменить на конвейере ГАЗа БРДМ (ГАЗ-40П), началась с выдачи Тактико-Технических требований ГБТУ, утверждённых временно исполняющим обязанности начальника ГБТУ генерал-лейтенантом инженерно-технической службы Орловским 10 февраля 1959 г. Поводом для выдачи требований на новую машину стала разработка на ГАЗе нового модельного ряда гражданских машин. Появилась возможность использовать более мощный двигатель. Кроме двигателя ГАЗ-66 на новую машину планировалось установить более мощное вооружение – пулемёт КПВ на турели и систему противоатомной защиты. Новый двигатель позволял получить удельную мощность более 20 л.с./т. Такое значение удельной мощности было своего рода «психологическим барьером» для Заказчика (ГБТУ), именно значение «20 л.с./т», «более 20 л.с./т» или «не менее 20 л.с./т» постоянно упоминается в требованиях на разработку новых машин. Требования предусматривали сохранение подвижности на уровне предшественника, заменив узлы ГАЗ-63, применённые на БРДМ, аналогичными от «перспективных автомобилей разработки ГАЗ» (имелся в виду ГАЗ-66).

Следует отметить, что машина известная нам как БРДМ-2, разработана значительно позже и имеет с первой БРДМ-2 весьма отдалённое сходство. На первых машинах пулемёт КПВ устанавливался на открытой турели, позаимствованной у танка Т-10. В машине размещалось 5 человек (2 человека экипажа + 3 десантника). То, что мы знаем как БРДМ-2, правильнее называть БРДМ-2Б.
http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t456013.jpg
Бронированная разведывательно-дозорная машина ГАЗ-41 (БРДМ-2), опытный образец:

Так или иначе, 4 июля 1960 г. Муромский тепловозостроительный завод им. Дзержинского (№176) изготовил бронекорпуса для первых двух опытных образцов новой машины. Сохранилась приёмосдаточная документация на них. Её изучение позволяет несколько по иному взглянуть на соответствие моделей чертежам. Чертежи, публикуемые в модельных журналах, делаются по обмерам натурных образцов. Заводская же документация содержит такое понятие как «допуск» – отклонение от размеров, не считающееся браком. Так по длине бронекорпуса БРДМ-2 допуск составлял ± 10 мм, по ширине ±8 мм. В серии допуск, как правило, увеличивался. При обмерах же эти значения не известны и не учитываются.

Корпуса были доставлены на ГАЗ, где началась окончательная сборка опытных машин. Заказчик постоянно торопил руководство завода. В это время СКБ было загружено постановкой в серию БТР-60П, не хватало конструкторов (СКБ было укомплектовано на немногим более 50% от штатной численности). Сроки срывались. Двигатель ГАЗ-66 был уже готов, однако агрегаты трансмиссии ещё проходили испытания. Поэтому изготовленный в июле-августе 1960 г. первый опытный образец вышел на испытания с ходовой частью от БРДМ. Несоответствие мощности двигателя возможностям трансмиссии немедленно сказалось на ходе испытаний. В ходе первых 8000 км пробега дважды меняли сцепление, подгорали и сминались диски. Зубья шестерни первой передач выкрашивались, заклинивало ступицы шестерён на вторичном валу. Двигатель постоянно перегревался. Не выдерживали нагрузок тормоза и генератор. Карбюратор для двигателя разработать не успели, машина вышла на испытания с карбюратором от ГАЗ-12, при больших кренах и дифферентах машины он не обеспечивал надёжную работу двигателя. В общем, первая опытная машина оказалась ещё очень «сырой», объём требуемых доводочных работ был огромен. Тем не менее, руководство завода отчиталось перед заказчиком о выполнении этапа работ. После доводочных работ, 29 ноября 1960 г., машины были переданы на НИИБТПолигон в Кубинку для полигонных испытаний.

По результатам полигонных испытаний отмечалось:

1) Командиру машины не был обеспечен круговой обзор. Поскольку командирской башенки не было, перископы обеспечивали обзор вперёд и влево. Обзора вправо закрывал водитель, назад – корпус машины.

2) Экипаж из пяти человек размещался в машине очень стеснённо и неудобно. Рулевое колесо мешало ногам водителя, затрудняло его посадку и покидание им машины.

3) Система противоатомной защиты не была доведена. Этому мешало применение 12-вольтового электрооборудования. Оно не обеспечивало необходимой для питания фильтровентиляционной установки мощности. Переход на применение 24-вольтового электрооборудования позволял решить возникшую проблему. Конструкторы ГАЗа активно занимались этим, одновременно аналогичные работы проводились и на БТР-60ПБ. Не удовлетворительной оказалась и герметизация корпуса.

4) Были отмечены недостатки ходовой части.

Не были решены проблемы с трансмиссией. Наиболее слабым звеном было сцепление. Оно не было рассчитано на крутящий момент, развиваемый двигателем (двигатель 38 кгм, сцепление 25-28 кгм), поэтому постоянно пробуксовывало. Видимо именно пробуксовка сцепления спасала валы от скручивания.

Резкую критику заказчика вызвал отказ от унификации подвески машины с БТР-60П. Применение мостов от ГАЗ-66 уменьшало клиренс машины, узкая колея (результат унификации с «шишигой») сделала машину не устойчивой на поворотах. При скорости более 40 км/ч машина склонна к опрокидыванию. Долго не могли справиться с «шимми» передних колёс. Окончательно эти недостатки были устранены в начале XXI века на БРДМ-2Д. Этот вариант модернизации существующих машин предусматривает установку дизеля и подрамников с подвеской, унифицированной с БТР-80, с соответствующим увеличением колеи. Что помешало сделать это сразу, не понятно, тем более, что требования предусматривали унификацию машины с БТР-60П.

5) Выявились недостатки системы охлаждения. Двигатель постоянно перегревался. Перегретое боевое отделение ухудшало тепловую маскировку машины, тем более, что в это время шли активные работы по противотанковым ракетам с тепловым самонаведением. Разогретая переборка силового отделения создавала непереносимую жару в боевом отделении. Как раз в начале 1960-х гг. начались поставки в страны с жарким климатом бронетехники ГАЗовской разработки, в частности БРДМ. Машины вызвали массу нареканий на систему охлаждения, при температурах выше +40ºС в сухом климате Ирака машины оказывались неработоспособны. При закрытых люках экипаж не мог находиться в машине. То, что и новой машине предстоит воевать на Ближнем и Дальнем Востоке не вызывало сомнений, поэтому её работоспособность в тропиках подвергалась тщательной проверке.

6) Отдельного внимания заслужила установка вооружения. Военных не устраивало применение зенитной турели от Т-10. Основным назначением установки вооружения БРДМ было ведение огня по наземным целям. Открытое положение стрелка при ведении огня, вполне пригодное для зенитной стрельбы для ведения огня по наземным целям не годилось. Нарушалась герметизация корпуса, неизбежное зло при такой установке вооружения, эффективность системы противоатомной защиты падала до нуля.

Конструкторы машины предложили смонтировать на машине башенку с пулемётом ПКТ и двумя гранатомётами, разработанную на основе башенки МТЛБ. Предложение было поддержано представительством ГБТУ на ГАЗе. Однако до практической реализации этого варианта дело не дошло.

После доработок, 13 апреля 1962 г. машина, Постановлением Совета Министров СССР №340-156 была принята на вооружение. Ей официально был присвоен индекс БРДМ-2.
http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t815022.jpg

Основная Тактико-Техническая Характеристика БРДМ-2 в соответствии с постановлением:
1.   Тип – закрытая, бронированная, плавающая, колёсная со всеми ведущими осями, обладающая возможностью преодоления окопов.
2.   Боевой вес – 6,7+3% т.
3.   Экипаж и десант – 5 чел.
4.   Максимальная скорость:
- по шоссе – 95 км/час.
- на плаву – 10-12 км/час.
5.   Запас хода по шоссе – 500 км.
6.   Броневая защита:
Лоб – 13, 10, 6 мм
Борт – 6 мм
Крыша – 6 мм.
7.   Вооружение – пулемёт КПВТ калибр 14,5 мм, боекомплект 500 шт.
8.   Мощность двигателя – 140 л.с.
9.   Шины – увеличенного профиля с системой регулировки давления, с внутренним подводом воздуха.
10.   Средства связи – радиостанция Р-123.
11.   Дополнительное оборудование – лебёдка.
12.   Специальное оборудование:
- приборы ночного вождения – ТВН-2 и ТКН
- нагнетатель и герметизация корпуса для создания избыточного давления – ТНА-2
13.   Гарантийный срок службы – 15000 км.

После принятия этого постановления должен был начаться серийный выпуск машины. Однако он так и не начался. Завод продолжал выпускать БРДМ, в основном в виде шасси для противотанковых ракетных комплексов и машин управления.

С апреля 1962 г. начались работы по установке башни со спаркой КПВ и ПКТ на БТР-60П, которые привели к появлению БТР-60ПБ. Аналогичную башню решили установить и на БРДМ-2. Это было выполнено на 3-ей и 4-ой опытных машинах. Башню для этих машин разрабатывало Центральное Конструкторско-Инженерным бюро Госкомитета по оборонной технике (г. Тула).

В январе 1963 г. был готов макетный образец новой машины. Он был осмотрен Маршалом Чуйковым. По результатам осмотра было согласовано сокращение экипажа машины до четырёх человек. Возможность размещения в машине пяти человек сохранялась, однако в этом случае в машине становилось тесно.

В апреле 1963 г. опытный БТР-60ПБ и БРДМ-2 с башенной установкой вооружения были показаны Министру Обороны СССР Маршалу Советского Союза Р.Я.Малиновскому. Он высказал пожелание улучшить обзорность БРДМ-2. Для этого рекомендовали установить дополнительный перископ в башне и смотровые приборы для разведчиков на бортах машины . К декабрю 1963 г. на опытных машинах было смонтировано 24-волтовое электрооборудование.

По высказанным пожеланиям начались доводочные работы. Их ход характеризуют многочисленные гневные письма военпредов ГБТУ на ГАЗе. По их словам, работы по доводке машин в экспериментальном цехе КЭО ГАЗ шли очень медленно и только под сильным нажимом военпредов и отдельных конструкторов. Завод объяснял ситуацию большим объёмом работ по подготовке к запуску в серию БТР-60ПБ и начавшимися работами по новой машине ГАЗ-50.

Довести машину удалось только к концу 1964 г. В декабре ГАЗ выпустил первые 5 серийных машин. Производство машины развёртывалось крайне медленно. В 1965 г. было выпущено 80 машин. В 1966 г. – 440 штук при этом план был снижен на 160 машин. Муромский тепловозостроительный завод им. Дзержинского постоянно задерживал поставки бронекорпусов. В 1967 г. было выпущено уже 608 машин. Установить количество выпущенных в последующие годы машин пока не представляется возможным, поскольку с 1968 г. ГАЗ перестал передавать в государственные архивы секретную документацию, а отчёты, находящиеся на хранении в РГАЭ до сих пор не рассекречены. В то же время до 1967 г. ГАЗ продолжал параллельный выпуск БРДМ, в основном в качестве шасси для ПТУРС.
http://nncollection.ru/zp/viewtopic.php … amp;t=1405

Описание.

БРДМ-2 — бронированный двухосный со всеми ведущими колесами автомобиль. Такие автомобили вообще обладают очень хорошей проходимостью. А БРДМ-2 имеет вдобавок в соответствии с назначением целый ряд конструктивных особенностей, еще более повышающих возможности движения на любой местности.

Известно, что на большинстве автомобилей в ведущих мостах устанавливаются конические дифференциалы, — механизмы, обеспечивающие вращение колес с разной угловой скоростью (это совершенно необходимо при поворотах). Но преимущества обычного дифференциала оборачиваются крупным недостатком как только ухудшится сцепление с дорогой одного из колес: оно начинает ускоренно вращаться, другое колесо просто останавливается, в результате машина буксует. На БРДМ-2 установлены так называемые самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы повышенного трения. Их устройство, конечно, сложнее обычных, но зато они почти. полностью исключают буксование.

Повышает проходимость и централизованная система регулирования давления в шинах: величину его изменяют в зависимости от дорожных условий. Если машина все же застрянет, для самовытаскивания можно воспользоваться лебедкой.
Выше машина названа двухосной, это не совсем так. Взгляните еще раз на рисунок. На одной позиции машина изображена с четырьмя колесами, на другой с восемью...

Помимо двух ведущих мостов БРДМ имеет четыре дополнительных колеса, которые тоже являются ведущими, однако используются лишь в особых случаях. Колеса авиационного типа, пневматические, постоянного давления (5,5-6 кг/см3). Они установлены на качающихся рычагах-балансирах и с помощью гидравлического привода могут подниматься, скрываясь в специальных нишах корпуса, либо опускаться. Диск каждого колеса снабжен зубчаткой (звездочкой) и цепной передачей соединен с ведущей зубчаткой, которая, в свою очередь, карданным валом связана с валом коробки отбора мощности.

Нетрудно заметить, что даже опущенные дополнительные колеса не касаются земли. В этом и нет надобности. Назначение их — включаться в работу лишь в тех случаях, когда машине угрожает опасность сесть на днище. В боевых условиях чаще всего это может произойти при переезде через окопы, траншеи. Или, скажем, когда машина после преодоления крутого уклона выходит на ровную поверхность. Вот тут-то дополнительные колеса бывают очень полезны.

Есть еще одно преимущество, которым не обладают даже многие специальные автомобили. БРДМ-2 — машина плавающая. Корпус ее герметичен, а движение по воде обеспечивает так называемый водометный движитель. По принципу действия он относится к реактивным гидравлическим: в водомете крыльчатка наподобие вентилятора засасывает воду из-под днища машины и с большой скоростью выбрасывает ее через специальный направляющий аппарат. Возникающая при этом реактивная сила толкает машину. От винтовых движителей водомет выгодно отличается тем, что не боится мелководья и надежно защищен от плавающих в воде бревен, коряг и т. п. А для машины-амфибии это очень важный качества.

При небольших размерах машина обладает довольно солидной массой (7 т в боевом снаряжении). Однако мощный 140-сильный четырехтактный бензиновый двигатель ГАЗ-41 обеспечивает высокие динамические и скоростные качества: БРДМ-2 развивает скорость до 100 км/ч (на воде до 10 км/ч), способна преодолевать подъемы до 30 градусов.

Необычна компоновка машины. Отделение силовой установки (двигателя) расположено в кормовой части, как у танка, отгорожено стальной переборкой. В передней части — отделении управления— размещены сиденья механика-водителя и командира, органы управления машиной и приборы наблюдения, радиостанция, стеллажи для боекомплекта. Средняя часть корпуса составляет боевое отделение. В нем находятся сиденья еще двух членов экипажа. Есть и третье сиденье, предназначенное для стрелка-пулеметчика, которое в(вращается вместе с пулеметной башенной установкой.

Вооружение машины составляют два пулемета — 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Пулеметы спарены, то есть стволы их установлены параллельно. Разумеется, каждый член экипажа имеет и личное оружие, кроме того, предусмотрен возимый запас гранат.
Крупнокалиберный пулемет позволяет, если необходимо, экипажу БРДМ-2 вести огневой бой не только с пехотой, но и с легкобронированными машинами и огневыми точками противника. От пуль и осколков воины надежно защищены броней. Не угрожают им химические и радиоактивные вещества: специальный нагнетатель создает внутри корпуса постоянный подпор очищенного воздуха.

Однако главное назначение БРДМ не бой, а разведка. Поэтому оборудование машины прежде всего обеспечивает экипажу максимум возможностей для наблюдения, в ней предусмотрен целый комплекс приборов. Рабочее место командира оснащено пятью приборами наблюдения. Один из них — основной установлен в специальном шарнире, который можно поворачивать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Оптическая система его имеет 6-кратное увеличение, снабжена шкалами, позволяющими определять дальность до цели и вычислять поправку при стрельбе. Остальные приборы проще, они представляют собой призменные перископы, жестко закрепленные в специальных шахтах. Если оптика повреждена пулей или осколком, их можно быстро заменить. Пять таких же приборов размещены на рабочем месте водителя, шесть — в правом и левом бортах машины. Так что все члены экипажа могут вести непрерывное наблюдение в любом направлении (на марше, когда нет угрозы обстрела, командир и водитель обычно ведут наблюдение через открытые люки). При стрельбе из пулемета используется перископический прицел.

Все эти приборы эффективны только днем. Для действий в темное время предусмотрены приборы ночного видения. На лобовой броне машины помимо обычных устанавливаются фары с инфракрасным светооптическим элементом. Излучаемый ими поток света скрыт от невооруженного глаза, и ночью со стороны может показаться, что машина едет «вслепую». Ha самом деле водитель хорошо видит дорогу, пользуясь бинокулярным электронно-оптическим перископом, который устанавливается в шахте вместо центрального перископа. Специальный прибор наблюдения есть и на рабочем месте командира. Поскольку командиру надо вести наблюдение не только за дорогой, но и за окружающей местностью, в его распоряжении мощный прожектор инфракрасного света. Предусмотрено устройство, обеспечивающее совместное наведение прожектора и прибора наблюдения.

Экипажу боевой машины, а тем более разведывательной, приходится действовать порой в очень сложных условиях. Не только ночью, даже днем видимость может оказаться равной нулю; в сильный туман, при большой запыленности не помогут никакие осветительные приборы. В степи, пустыне, в районе ядерного удара на пути движения может не оказаться ни одного более или менее четкого ориентира, с помощью которого экипаж определил бы свое место на карте. Случится, не окажется и карты. А между тем постоянно знать свои координаты совершенно необходимо. Решать эту задачу помогает специальная навигационная аппаратура, которой оснащена машина.

В комплект входят пульт управления, датчики курса и пути, счетно-решающий прибор (координатор), преобразователь курса, кроме того, еще ряд приборов и инструментов, необходимых для начального ориентирования и прокладки маршрута. В общем, целое штурманское хозяйство. Пользуясь этой аппаратурой, можно, «привязавшись» к какому-либо исходному ориентиру, в пути следования непрерывно получать сведения о направлении движения и пройденном пути. Нанесенные на карту данные точно укажут место машины. Если нет карты, тоже не беда, надо только заранее определить координаты места, куда должна выйти разведка.

Полковник-инженер Е. ПАТЕЮК.
«Военные знания».