БТР-80

НАЗВАНИЕ
- сокращенное: БТР-80
- полное: бронетранспортер БТР-80
- заводское: ГАЗ-5903
http://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t797806.jpg

РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
Главный конструктор А. Масягин.
Разработчик КБ ГАЗ.
Принят на вооружение в 1986 году.
Производство: Арзамасский машиностроительный завод с 1984 года.

МОДИФИКАЦИИ
- БТР-80 (ГАЗ-5903) – серийный БТР, в производстве с 1984 года;
- БТР-80М (ГАЗ-5926) – серийный с двигателем ЯМЗ-238М2-7, 1993 год;
- БТР-80К (ГАЗ-59031) – машина управления командира батальона, 1994 год;
- БТР-80А (ГАЗ-59034) – серийный БТР с 30-мм автоматической пушкой 2А72, 1994 год;
- БТР-80С – опытный, для внутренних войск на базе БТР-80А с 14,5-мм пулеметом КПВТ вместо пушки 2А42, 1994 год;
- БТР-80 – опытный, с боевым модулем ТКБ-799 «Кливер» (30-мм автоматическая пушка 2А72 и 4 ПТУР «Корнет»), 1994 год;
- БТР-80К1Ш1 (ГАЗ-59032-0000010) – шасси под командно-штабную машину с бронеколпаком;
- БТР-80К1Ш1 (ГАЗ-59032-0000012) – шасси под командно-штабную машину без бронеколпака;
- БТР-82 и БТР-82А – серийный, 200? г.

Боевые машины на базе БТР-80:
Машины артиллерии:
- 2С23 «Нона-СВК» – самоходное 120-мм комбинированное орудие, 1989 г.;
- 1В118 «Спектр»  - машина управления артиллерией;
- 1В152 «Капустник-Б» - машина управления огнем – машина командира батареи.

Машины ПВО:                     
- ПУ-12М6 (9С482М6)  – подвижный пункт управления ЗРК ПВО СВ;
- ПУ-12М7 (9С482М7)  – подвижный пункт управления ЗРК ПВО СВ;
- 9С912 «Касательная» - унифицированный командный пункт ПВО СВ.

Машины разведки:                     
- БРДМ-3 "Ракета" – бронированная разведывательно-дозорная машина на базе БТР-80А;
- «Кредо-С» - мобильный радиолокационный комплекс разведки наземных целей (проект);
- «Кредо-1С»- мобильный радиолокационный комплекс разведки наземных целей (проект);
- РПМ-1 "Еженедельник" - наземный комплекс радиационной разведки;
- РХМ-4-01 – машина РХБ разведки;
- РХМ-4-02 – машина РХБ разведки.

Машины связи и управления:
- Р-149БМР «Кушетка» – командно-штабная машина, 1995 г.;
- Р-149БМРА – командно-штабная машина;
- Р-165Б – КВ радиостанция средней мощности;
- Р-166-0,5 – комплексная аппаратная КВ/УКВ радиосвязи;
- Р-415-ЗБ2 (РА-2) – аппаратная радиорелейной связи на шасси УНШ;
- Р-425 «Дебютант» – станция радиорелейной связи на шасси УНШ;
- Р-439БВ – станция спутниковой связи;
- Р-439БВ1 – станция спутниковой связи;
- Р-439БК «Легенда-2БК» – станция спутниковой связи на шасси УНШ;
- Р-439МД – станция спутниковой связи;
- Р-439МД2 – станция спутниковой связи на шасси УНШ;
- Р-440БТ – станция спутниковой связи;
- П-227БР – комплексная аппаратная телефонной связи;
- П-227БРМ – комплексная аппаратная телефонной связи с однозоновой системой подвижной радиотелефонной связи в протоколе МРТ1327 на шасси УНШ;
- П-227БРМ1 – комплексная аппаратная телефонной связи с однозоновой системой подвижной радиотелефонной связи в протоколе МРТ1327 на шасси УНШ, 1999 г;
- П-240БР – комплексная аппаратная телефонной связи;
- П-240БТ3 «Зенит» – комплексная станция телефонной связи;
- П-241БР – Комплексные аппаратные документальной и телефонной связи на шасси УНШ для ПУС;
- К2-13Б «Терек» - многофункциональный узел правительственной связи на шасси УНШ;
- ЛКМ1 – линейно-кабельная машина прокладки телефонной связи;
- Э-351БРм - Электропитающая машина на шасси УНШ;
- Э-351БРм2 - Электропитающая машина на шасси УНШ;
- ЗС-88 – подвижная звуковещательная станция на шасси БТР-80;
- ЗС-96 - подвижная звуковещательная станция на шасси БТР-80.
   
Машины тылового обеспечения:
- БРЭМ-К (ГАЗ-59033) – бронированная ремонтно-эвакуационная машина;
- БММ «Симфония» - бронированная медицинская машина:
   - БММ-1 - для эвакуации раненных с поля боя;
   - БММ-2 - машина медпункта батальона;
   - БММ-3 - машина полкового медпункта.

Зарубежные модификации:
- TAB B33 "Zimbru" – румынский вариант БТР-80 (серийно не выпускался);
- «Zimbry 2000» - вариант модернизации (Румыния);
- «Zimbry 2006» - опытный БТР на шасси БТР-80 (Румыния).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Создан на базе БТР-70.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Колесная формула – 8х8.
Экипаж – 2 человека (механик-водитель, наводчик). Десант – 8 чел.
Боевая масса – 13,6 т +3%.
Размеры: длина – 7650 мм, ширина – 2900 мм, высота – 2350-2460 мм. Клиренс – 475 мм. Колея – 2410 мм. База – 4400 мм.
Среднее удельное давление на грунт – 2,3-3,7 кг/см2.
Минимальный радиус поворота – 13,2 м.
Преодолеваемые препятствия: подъем – 30 град., крен – 25 град, ров – 2,0 м, стенка – 0,5 м.
Водная преграда: угол входа – до 25 град, выхода – до 15 град, высота волны – до 0,5/0,75 м.
Тип двигателя – дизель КамАЗ-7403. Мощность: максимальная – 260 л.с., удельная – 19,1 л.с./т. Запас топлива – 300 л.
Скорость: максимальная – 80 км/ч., по грунтовой дороге – 20-40 км/ч, на плаву – 9 км/ч.
Запас хода: по шоссе – 600 км, по грунтовой дороге – 200-500 км, на плаву – 12 часов.
Бронирование – противопульное (лоб от 12,7-мм пуль, борт – от 7,62-мм пуль и осколков): лоб – 10 мм, борт – 9 мм, корма, днище и башня – 7 мм.
ФВУ с ФПТ-200М, рентгенометр ИМД-21Б, ВПХР, комплект ТДП.
Автоматическая система ППО («Хладон» 114В-2), ручные огнетушители ОУ-2 и ОП-10.
Система пуска дымовых гранат 902В – 6 81-мм ПУ.
Лебедка для самовытаскивания – 6000 кгс.
Вооружение:
Башенная пулеметная установка БПУ-1 (углы наведения: ГН – 360о, ВН - -4…+60о, масса – 540 кг.):
- 14,5-мм пулемет КПВТ (56-П-562Т), боекомплект – 500 патрон в 10 коробках;
- 7,62-мм пулемет ПКТ (6П7), боекомплект – 2000 патрон в 8 коробках;
- прицел – 1П3-2 (1,2 и 4х, 49 и 14 град) или 1П3-7.
Укладка - 2 пусковых трубы изделий 9К34М, 2 пулемета ПКМ и 12 коробок с патронами (9 больших и 4 малых), 8 автоматов Калашникова, 1 РПГ-7 и 5 выстрелов ПГ-7В, сигнальный пистолет и 10 патронов, 9 ручных гранат.
Амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия – 2 для пулеметов и 8 для автоматов.
Приборы наблюдения: командира – 3 ТНПО-115, ТПКУ-2Б; водителя – 4 ТНПО-115; наводчика – ТНП-205 и ТНПТ-1; десанта – 2 ТНП-165А (пулеметчики), 4  ТНПО-115 (стрелки).
Ночные приборы: командира – ТКН-3 с осветителем ОУ-3ГА2М, водителя – ТВНЕ-4Б.
Средства связи: радиостанция Р-173, радиоприемник Р-173П и АВСК Р-174 (с … г. - радиостанция Р-163-50У и радиоприемник Р-163УП).
Авиатранспортабельность – самолетами Ан-22 и Ил-76.

С 2007 года устанавливается модернизированная БПУ с комбинированным прицелом ТКН-4ГА и лазерным прожектором ПЛ-1.

БТР-80 – боевая колесная плавающая машина, предназначенная для транспортировки подразделений мотострелков, морских пехотинцев и их огневой поддержки на поле боя. Бронетранспортер вооружен 14,5-мм пулеметом КПВТ и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом ПКТ/ПКТМ, установленными в башне. Углы наведения оружия составляют от –4° до +60° по вертикали и 360° по горизонтали.
Машина оснащена аппаратурой связи, системами защиты от оружия массового поражения (ОМП), запуска дымовых гранат, обеспечения обитаемости, пожаротушения, а также водооткачивающими средствами. Боевой расчет БТР-80 – 10 человек (командир машины, механик-водитель, наводчик и семь
мотострелков).По назначению и расположению агрегатов и оборудования бронетранспортер разделен на три отделения: управления, боевое, силовой установки. Защита боевого расчета от воздействия огневых средств противника, а также поражающих факторов ОМП, обеспечивается бронированным герметичным корпусом, внутри которого создается избыточное давление очищенного воздуха.
Броня корпуса и башни защищают от огня стрелкового оружия противника, осколков мин и снарядов. Высокая подвижность машины достигнута применением полноприводного восьмиколесного движителя, мощного и экономичного дизельного двигателя, независимой торсионной подвеской всех колес на поперечных рычагах с увеличенным ходом, применением боестойких бескамерных шин. Благодаря этим мерам БТР-80 может продолжать движение и выполнять боевую задачу на расстояние не менее 200 км не только при пулевых повреждениях шин, но и при подрыве на минах, в том числе и противотранспортных.
Машина оборудована амбразурами с шаровыми опорами для ведения огня из пулеметов и автоматов. В верхних люках боевого отделения имеются лючки для стрельбы из автоматов по высокорасположенным целям. В самом отделении предусмотрены места для укладки боекомплекта к пулеметам КПВТ и ПКТ/ПКТМ, переносного зенитного ракетного комплекса, восьми автоматов, боекомплекта пулеметов и автоматов десанта, ручного противотанкового гранатомета и выстрелов к нему, ручных гранат и другого снаряжения.
Десантирование из бронетранспортера возможно через два верхних и два двустворчатых боковых люка. Для самовытаскивания застрявшего БТР имеется лебедка с тяговым усилием 4 – 6 тс.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- Бронетранспортер БТР-80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть 1. – М. Воениздат 1989 г.
- Обозрение отечественной бронетанковой техники. А.В. Карпенко. 1996 г.
http://milindcom.ru/production/voennaya … er-btr-80/