ЗИС-8-НАТИ

    http://s7.uploads.ru/t/SxFYN.jpg

Этот автобус был еще более прогрессивным для того времени, чем первый ГАЗ-АА-НАТИ, ведь впервые в отечественном кузовостроении на НАТИ-ЗИС-8 конструкторы объединили крылья и кузов в цельную боковину без отдельных передних крыльев и с фарами, утопленными в оперение. Если легковые автомобили такого типа (понтонного) уже начали появляется в тоже самое время, то возможно пассажирский автобус такого типа был первый в мире. В отечественной практике такая компоновка нашла себя лишь через 10 лет в легковом автомобиле “Победа” (если брать во внимание капотные конструкции) В салоне автобуса, рассчитанном на 27 пассажиров с водителем, отсутствовал центральный проход, и сам салон был поделен на 3 секции. 1- я секция водительская, вторая и третья с отдельными входами с правой стороны. Конструкция предусматривала также складывающийся матерчатый тент с пристегивающимися на кнопках боковинами – из целлулоида. Дверей было 6, две передних и 4 пассажирских для входа в секции.

Спроектировал этот автобус Н. А. Горкин, а сделан кузовным отделом НАТИ под руководством Островцова, при участии инженерной группы в составе Жаботинского, Гуткина, Брискина и конечно же Долматовского на ЗОКе.
http://sh.uploads.ru/t/93cdj.jpg

Теперь о назначении автобуса. Его назначение было продиктовано специальными требованиями заказчика - большая вместимость при малых габаритах автобуса. Заказчиком выступало ведомство под названием НКВД, хотя в прессе писали, что это курортный автобус. Нетрудно догадаться, что автобус должен был быть маневренным на улицах, обладать меньшей массой, а значит быть быстрее. Для сравнения скажу, что при одинаковой базе в 4420 мм длина ЗИС-8 составляла 7370 мм, длина НАТИ-ЗИС-8 6950 мм. При разнице в 40 см в длине кузова удалось разместить аж 26 посадочных мест против 20 в стандартном ЗИС-8 (без учета водителя). Вес автомобиля также снизился, на 500 кг до 3700 кг. В итоге получился легкий, компактный и при этом повышенной вместимости автобус. Несмотря на заявленную комфортность, думаю, что при такой вместительности пассажирам было не очень удобно. 26 человек сидят в тесноте, и даже при человеческих габаритах 30-х годов салон скорее выглядел именно как в наши дни автобусы с ОМОНом быстрого реагирования.

Конструкция автобуса была достаточно универсальна. Чертежи милицейского автобуса были заинтересовали Симферопольский авторемонтный завод им.Куйбышева для изготовления автобусов, использующихся на туристических и междугородных маршрутах в курортных районах. Созданное в 1934 году предприятие стремилось сразу начать выпуск автобусов с оригинальных конструкций, в действительности же все оказалось наоборот. Конструкция кузова была настолько сложна, что делать серийно такую продукцию было просто нерентабельно. Цена обычного автобуса ЗИС-8 составляла практически 20000 руб., а цена автобуса с таким сложным кузовом и интерьером была бы в 2 раза выше. Купить такие автобусы могли бы себе позволить только в ед. экземплярах лишь немногие советские предприятия. Поэтому завод так и остался делать открытые курортные автобусы и ремонтировать автобусы с обычными кузовами на шасси ЗИС-8 и ГАЗ.

Технические характеристики ЗИС-8-НАТИ:

Год постройки 1935;
число мест 26;
двигатель:
тип четырехтактный, карбюраторный
число цилиндров 6
рабочий объем 5555 см3
мощность 73 л. с. при 2400 об мин;
число передач 4;
главная передача конические и цилиндрические шестерни;
размер шин 34X7 дюймов;
длина 6950 мм;
ширина 2300 мм;
высота 2220 мм;
база 4420 мм;
колея колес:
передних 1525 мм
задних 1675 мм;
масса в снаряженном состоянии около 3700 кг;
наибольшая скорость 60 км ч.

По материалам сайтов avtoar.com, 100avtostranic.ru