УльЗИС-НАТИ-253

http://s5.uploads.ru/t/Ol9Rk.jpg

   Пути развития всего послевоенного автомобилестроения в СССР были определенны 3-го февраля 1943 года на совещании конструкторов и руководителей автомобильных предприятий, а так же их смежников, которое прошло в Народном Комиссариате Среднего Машиностроения. Совещание было посвящено определению основных характеристик послевоенной автомобильной техники, сроков восстановления и развития промышленной базы для её производства, а так же путей развития перспективных направлений в отечественном автомобилестроении. По результатам совещания Наркомат издал приказ № 282 от 25 июня 1943, в соответствии с которым Ульяновскому автомобильному заводу совместно с НАТИ поручалось провести работы по разработке и созданию нового дизельного грузовика имеющего колёсную формулу 4Х2 и грузоподъёмность 4 тонны.

Так как на УльЗИС не хватало необходимого количества подготовленных инженеров и конструкторов для осуществления этого проекта, основную работу над ним провели сотрудники НАТИ. Руководил ими Главный конструктор автомобильного отдела А.А. Душкевич, а со стороны автомобильного завода конструкторскую группу возглавил Главный конструктор Б.Л. Шапошник. Созданный ими грузовой автомобиль получил наименование УльЗИС-НАТИ-253.

Создатели автомобиля пошли на нестандартной шаг при разработке его компоновки, существенно сдвинув кабину и двигатель вперед относительно передней оси. Подобное решение ранее не встречалось в практике советского автомобилестроения и позволяло значительно увеличить полезную площадь грузовой платформы. Однако у него имелась и негативная сторона – плохая развесовка по осям. Так при максимальной загрузке на переднюю ось приходилось 32% массы грузовика или 2 650 килограмм, а на ведущую заднюю 68% массы или 5 650 килограмм. Распределение же массы разгруженного автомобиля имело следующие пропорции: 51,2% на передний мост и 48,8% на задний. В результате машине часто не хватало веса на ведущей оси для хорошего сцепления с поверхностью дороги. Это приводило к тому, что грузовик не мог передвигаться по дорогам без твёрдого покрытия, которых было очень много в послевоенном СССР.

УльЗИС-НАТИ-253 оснастили двухтактным трёхцилиндровым дизельным мотором имеющим объём 3 490 кубических сантиметра, а так же степень сжатия 16 единиц. Это был модифицированный вариант четырёхцилиндрового двигателя GMC-4-71 производства США. Выпуск подобных силовых агрегатов достаточно быстро освоил Ярославский автомобильный завод под маркой ЯАЗ-204. Такой шаг был очень грамотен с точки зрения унификации дизеля УльЗИС-НАТИ-253 с уже выпускаемыми заводом грузовиками.
http://s8.uploads.ru/t/yMEcH.jpg

Необходимо отметить, что данный грузовой автомобиль с самого момента создания его проекта был собственной разработкой советских инженеров-конструкторов, и у него не имелось прямых аналогов в мире. Однако без некоторых заимствований всё-таки не обошлось. Дело в том, что разработка полностью оригинальной конструкции обошлась бы слишком дорого, а заимствование отдельных узлов и агрегатов иностранных машин значительно удешевляло стоимость будущего грузового автомобиля.

Экспериментальный образец нового грузовика был построен в июне 1944 года. На него установили модифицированный двигатель марки GMC, а так же заимствованные у американцев сцепление, тормоза на пневматике, шины, рулевой механизм и амортизаторы. Кабину детище НАТИ получило оригинальную, созданную на основе кабины «Студебеккера». Её расширили с целью установки трёх сидений вместо стандартных двух, несколько укоротили двери, а так же установили на неё новую переднюю стенку и основание. При этом рама, трансмиссия, передний и задние мосты специалисты НАТИ изготовили сами на заводе опытных конструкций института.

По окончанию конструкторских работ, 30 июня 1944 года новый опытный грузовик был отправлен на дорожные испытания. Они дали удовлетворительные результаты. Так принимающие отметили хорошие ходовые качества машины, а так же отличную эргономику рабочего места водителя. Зимние же испытания 1944-1945 годов выявили уже названные нами недостатки распределения веса автомобиля по его осям, а так же общую перетяжелённость машины. По этому показателю детище НАТи и Ульяновского автозавода значительно уступало ЗИС-5.

Выявленные недостатки потребовали проведения создателями автомобиля работ над их устранением.
http://sd.uploads.ru/t/tDlRk.jpg

Так, в частности, было поручено кроме чисто технических доработок, произвести и работы по изменению внешности автомобиля. Первоначально дизайн грузовика, созданный на основе эскизов Ю.А. Долматовского, получился очень оригинальным и, благодаря особой форме корпуса и эмблеме, навевал ассоциации с носорогом. Однако, к 1945 году автор радикально изменил внешность автомобиля, приблизив его к внешности разрабатываемому тогда ЗИС-150. Именно этот вариант получил известность, как в стране, так и в мире. Дело в том, что в 1945 году на автомобильной выставке в Сокольниках УльЗИС-НАТИ-253 неоднократно фотографировался и естественно попал во все публикации СМИ.

Параллельно с московской группой над грузовиком вели работы и ульяновцы. Ими к 1 мая 1944 года был создан свой образец представляющий собой ходовой макет. Он предназначался для изучения и отработки конструкторских и технологических решений и был построен на базе полноприводного ЗИС-27. Эта машина имела трёхцилиндровый дизельный мотор, цельнометаллическую кабину, взятую от одного их иностранных грузовых автомобилей, а так же оригинальные капот и облицовку радиатора.

Осенью 1944 года был построен второй образец УльЗИС-253. Он больше походил на московский прототип, так как на него установили полукруглую решётку радиатора, имевшую центральную вертикальную стойку, а так же расходившиеся от неё горизонтальные планки. Автомобиль так же получил полукруглые крылья, установленные на кронштейнах фары головного света, а так же шины с развитыми грунтозацепами в форме «ёлочка» размером 9,00-20. В целом машина очень сильно внешне походила на ЗИС-150. В отличие от грузовика НАТИ, детище ульяновских автомобилестроителей имела капот, открывавшийся по бокам, а не «аллигаторного» типа. На него установили дизель мощностью 83 лошадиных силы, электрооборудование на 12 вольт, а так же топливный бак объёмом 125 литров. Так же в комплект оборудования автомобиля входил работавший от двигателя воздушный насос. Имелся он и на московском экземпляре. Оба грузовика, созданных в Ульяновске в 1945 году приняли участие в испытаниях по маршруту: «Ульяновск–Москва–Ульяновск».
http://s3.uploads.ru/t/yl3HW.jpg  http://s7.uploads.ru/t/T3PbA.jpg

Учитывая положительные результаты ходовых испытаний, 5 августа 1943 года на Уль-ЗИС состоялась первая заводская техническая конференция. В числе вопросов обсуждённых на ней был и вопрос строительства новой площадки для производства вновь созданных грузовых автомобилей. Площадку назвали для простоты обращения «Новый объект» и отвели для неё место за рекой Свиягой. Однако слабая оснащённость производственных цехов завода не позволила автомобилю пойти в серийное производство. Учитывая эти обстоятельства, а так же отсутствие на заводе собственного производства двигателей, руководство советской автомобилестроительной промышленности приняло в 1944 году решение о нецелесообразности развёртывания производства в Ульяновске и передаче всей технической документации по проекту на Ярославский автомобильный завод. Он должен был наладить производство двигателей для УльЗИС-НАТИ-253.Сам же грузовик планировалось начать собирать на строящемся Новосибирском автомобильном заводе в объёме 100 000 единиц в год.

Однако и там не удалось поставить автомобиль на конвейер. Дело в том, что после передачи на НАЗ технической документации по УльЗИС один из создателей автомобиля - Б.Л. Шапошник. Выступил против запуска его в серийное производство. Обосновывал он своё решение тем, что, по его мнению, машина не имела существенных преимуществ перед ЗИС-150, который имел более высокую проходимость по бездорожью. Кроме того, УльЗИС-253 не имел и преимуществ по стоимости его производства и эксплуатации. Исходя их данных обстоятельств, конструктор предложил Министерству автомобильной промышленности СССР проект создания нового трёхосного автомобиля грузоподъёмностью пять-шесть тонн и двигателя для него.

Дальше произошли события, которые иначе как странными назвать нельзя. В начале из Министерства был получен положительный ответ и конструкторы приступили к работе над новым проектом, а затем, абсолютно неожиданно для всех26 сентября 1948 года Совет Министров СССР принял решение о ликвидации Новосибирского автомобильного завода. Вся документация, имевшаяся в распоряжении завода, а так же экспериментальное производство было передано на другие автомобильные заводы в Минск, Ульяновск, Миасс, которые использовали наработки московских и ульяновских конструкторов в работе над своими проектами грузовых автомобилей.

Источник: http://autohis.ru/sovietauto/nami-histo … abotka.php