В процессе работы над изучением практических сфер использования пневмотракового гусеничного движителя специалисты НАМИ создали экспериментальные пневмогусеничные комплексы С-3 и С-4. Необходимость в разработке альтернативных видов гусеничного движителя было обусловлено тем, что изготавливаемые из металла гусеницы имели малый ресурс при использовании на автомобилях. Так, при езде по песку, срок эксплуатации стальных гусениц сокращался до 500 километров, в отличие от стандартных 1 200 километров.
Однако для проведения более качественных исследовательских работ одних съёмных пневмогусеничных комплексов было недостаточно, поэтому в 1965 году инженеры НАМИ создали опытный образец-макет автомобиля НАМИ-0106, который имел сварной металлический и полностью герметический корпус. В качестве ходового механизма разработчики применили на нём ходовую часть НАМИ С-3М, а именно четыре пневматической гусеницы шириной 300 миллиметров.
Этот вездеход был составным, то есть имел две активные секции: тягач и активный прицеп, которые соединялись специальной сцепкой, имеющей три степени свободы. Тягач имел постоянный привод, привод же прицепа можно было при необходимости отключить. На опытном образце устанавливался мотор от ГАЗ-21 «Волга», сцепление было позаимствовано у УАЗ-452, от него же взяли четырёхступенчатую КПП. Раздаточная коробка автомобиля передавала через шарнир сцепки крутящий момент на передачу активного прицепа. Для передачи его непосредственно в секциях от главных передач к передним каткам гусеничного привода применили карданы. Тормоза сделали многодисковыми сухого трения с разделённым по бортам гидравлическим приводом, установив их вместо чулков полуосей.
Особенностью НАМИ-0106 был интересный метод прохождения поворотов: при помощи излома рамы. Помогал провести его гидроуселитель Урал-375. Имелась возможность и самостоятельного движения одной передней секции при отцепленном прицепе. Здесь все маневры производились при помощи бортовых тормозов, привод которых при необходимости соединялся с рулевым механизмом. Кстати, машина могла плавать из-за наличия полностью герметичного кузова и пневматических гусениц, исполнявших роль поплавка.
Тестовые заезды показали, что вездеход хорошо идёт практически по любой пересечённой местности, отлично приспосабливается к неровностям на дороге, без проблем преодолевает даже крутые поёмы. Необычный автомобиль с одинаковым успехом покорял как болота, так снег и просёлочную дорогу. Машина, имея радиус поворота все лишь 5.5 метра, отлично маневрировала, а тест на заснеженных подъёмах показал, что НАМИ—0106 может покорить отвесные стенки с наклоном в 25 градусов. Она неплохо плавала, однако требовалась дополнительная установка гребного винта, так как гребной тяги гусениц для нормального передвижения по воде было недостаточно. Вездеход самостоятельно выходил на заболоченный берег.
Из недостатков отмечался малый клиренс, слишком низко расположенные крылья, которые способствовали налипанию грязи. Кроме того выявилась низкая эффективность фрикционного привода при передвижении транспортного средства по мокрой глине или илу. Кроме того, пневмогусенница из-за недостатка боковой жёсткости сваливалась при резких поворотах и езде на повышенных скоростях.
Следуя не очень хорошей традиции НАМИ 0106-я модель в серию не пошла, оставшись опытным прототипом, но полученный при её создании опыт был использован при разработке других пневмовздеходов, в том числе и самодельных.
Источник: http://autohis.ru/sovietauto/nami-history/nami-0106.php