001

Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



НАМИ-0137

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

НАМИ-0137

    http://s5.uploads.ru/t/j1gIU.jpg

Как известно, Научный автомоторный институт или НАМИ, занимался в основном созданием экспериментальных автомобилей и научным исследованием различных вопросов автомобилестроения. Одним из направлений его деятельности в 60-е годы стала разработка автомобилей, имевших передний привод. Запускать их в серию не планировалось вследствие весьма скептического отношения к ним руководства автомобилестроительной промышленности СССР и все работы велись исключительно для наработки теоретического опыта.

Платформой для создания экспериментального автомобиля был избран ЗАЗ-966. Дело в том, что таксопарки в СССР в те времена были оснащены автомобилями «Москвич-407», и небольшим количеством «ГАЗ-21». Обслужит с таким автопарком всё растущий поток пассажиров было невозможно и в случае модернизации ЗАЗ-966 стал бы для такси идеальным решением, тем более, что он стоил значительно дешевле любого серийного советского автомобиля. Кроме того, НАМИ уже работала с прототипами на базе ЗАЗ. Так им была разработана модель НАМИ-0132, имевшая кузов как раз ЗАЗ-966.

Первоначально инженеры НАМИ для базы своих опытных прототипов использовали автомобили иностранного производства, но с созданием двигателя МеМЗ, имевшего единый блок с трансмиссией, было принято решение использовать его для разработки отечественных конструкций. Дело состояло в том, что мотор оказался достаточно удачным и хорошо подходил для установки спереди и создания автомобиля с передним приводом.

НАМИ-0137 являлся как раз очередной попыткой создания серийного автомобиля с передним приводом и проектировался он специально для Запорожского автомобильного завода на базе которого и планировалось наладить его производство. Машина имела кузов от ЗАЗ-966, который специально модернизировали для установки в него двигателя, специально разработанного на основе МеМЗ. Силовой агрегат получил мощность в 40 лошадиных сил, объём один литр, а так же водяное охлаждение. Специалисты НАМИ «с нуля» создали оригинальную подвеску.

В целом автомобиль специалистам ЗаЗ понравился, но они попросили разработать и вариант с двигателем воздушного охлаждения, что бы избежать переделки производства при запуске машины серию. Несколько позже работа над этим прототипом была передана Министерством автомобильной промышленности СССР от НАМИ специалистам завода и включена план Запорожского автомобильного завода, который изготовил ещё несколько его образцом. Однако, так как производство ЗАЗ-966 было уже налажено и менять производственный процесс никто не хотел из-за не совсем проработанной конструкции, НАМИ-0137 в серию не пошёл, так и оставшись интересным опытным образцом.

Источник: http://autohis.ru/sovietauto/nami-history/nami-0137.php

2

Каким мог стать «Запорожец»

Хорошо всем известная эволюция классических автомобилей «Запорожец» могла пойти совсем по другому сценарию, если бы в конце 1960-х были приняты предложения института НАМИ. В чем они заключались, и какую машину получили бы тогда советские граждане взамен ЗАЗ-968, сейчас и расскажу.

Итак, отправной точкой для разработки данного «сценарного плана» служили самые первые «ушастые Запорожцы» – автомобили моделей ЗАЗ-966В и ЗАЗ-966. Первый из них комплектовался 887-кубовым движком воздушного охлаждения модели МеМЗ-966В и выпускался с 1967 года, второй – более мощным 1,2-литровым МеМЗ-968 и выпускался с 1968 года.

https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t319351.jpg
Серийные ЗАЗ-966 и ЗАЗ-966В одного и того же года выпуска внешне не отличались
Тогда же, с 1967-1968 гг., конструкторы "Коммунара" начали активно работать в направлении создания модернизированной машины ЗАЗ-968 (мало отличающейся от ЗАЗ-966, с улучшенной отделкой и повышенной безопасностью) и принципиально новой переднеприводной машины с мотором жидкостного охлаждения на более отдаленную перспективу (будущий ЗАЗ-1102).

https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t311632.jpg
Экспериментальный переднеприводник завода ЗАЗ – та самая «отдалённая перспектива». Никто в 1960-х годах, конечно, и представить не мог, насколько действительно далекой окажется эта самая перспектива…
А теперь показываю, по какому пути предлагал пойти институт НАМИ. Вот схема, соответствующая серийному автомобилю ЗАЗ-966:

https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t511323.jpg
Все «особенности» машины отмечены на схеме: багажника почти что нет, устойчивость никакая, равно как и комфортабельность.

Теперь первый этап модернизации:

https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t867838.jpg
Колесная база увеличивается на 65 мм, габаритная длина кузова – на 100 мм, полностью переделывается передняя часть кузова. Появляется новая передняя подвеска типа «МакФерсон» и новое травмобезопасное рулевое управление с полностью переделанной кинематикой. Благодаря этому удается удобнее разместить пассажиров в салоне (увеличены зазоры от моторного щита до передних сидений и от передних сидений до задних), значительно увеличивается размер багажника. Новая светотехника снимает одно из ограничений, препятствующих продолжению экспорта «Запорожцев» в европейские капстраны. В профиль такой удлиненный «Запорожец» выглядел бы вот так:
https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t782050.jpg

Далее смотрим на второй этап модернизации:

https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t868144.jpg
Серийный двигатель воздушного охлаждения переезжает вперед и размещается теперь поперечно, обзаведясь новой коробкой передач. Теперь сзади у автомобиля появляется просто-таки огромный багажник (по меркам одноклассников). За счет нормальной развесовки у автомобиля заметно улучшаются устойчивость и управляемость на высоких скоростях.

Теперь третий этап модернизации:

https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t821577.jpg
Что появилось нового? Двигатель жидкостного охлаждения! Более ресурсный, более тихий, более экономичный и экологичный, хотя всё ещё сохраняющий V-образное расположение цилиндров. Но главное – благодаря нему автомобиль получает нормальную жидкостную «печку»! После чего автомобиль уже вполне можно было бы считать отвечающим требованиям того времени по комфортабельности.

Ну и последний, четвертый этап модернизации:

https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t781630.jpg
Автомобиль сохраняет прежнюю платформу, но получает рестайлинговый кузов и другой силовой агрегат – с рядным 4-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения и новой коробкой передач.

В качестве «наглядной иллюстрации» к предложенному плану работ по модернизации «Запорожца» институтом были построены два опытных образца переднеприводных автомобилей: НАМИ-0137 и НАМИ-0137А, а также опытные образцы двигателя жидкостного охлаждения НАМИ-0142 (его опробовали в том числе и на обычном ЗАЗ-966).

https://forumupload.ru/uploads/0014/8d/50/2/t50578.jpg
Эскиз НАМИ-0137

Что сказать? Это был прекрасный план. Прекрасный хотя бы тем, что у Запорожского автозавода были все шансы его воплотить в жизнь в 1970-е годы, если бы основные силы конструкторской службы были брошены именно на этот фронт работ. Однако заводские конструкторы с середины 1960-х решали непосильную задачу создания «переднеприводника» сразу с нуля, еще не имея для этого ни должного опыта, ни необходимых средств. В результате целое десятилетие было потрачено по сути впустую. В отношении же серийных «Запорожцев» оставшихся сил хватало только на модернизацию существующей машины, не трогая ни её компоновку, ни размерные параметры. Даже внедрить с 1975 года в производство умеренно улучшенную по предложениям НАМИ модель ЗАЗ-970 (с передней подвеской типа «МакФерсон» и новым рулевым механизмом) так и не удастся: с опозданием почти на целую пятилетку на конвейер встанет ЗАЗ-968М с прежними платформой и силовым агрегатом. И пробудет там аж до 1994 года...

Источник: https://zen.yandex.ru/media/nmarkov/kak … 6f6a8b5f19