ИМЗ-НАМИ-а50 Белка

   http://s5.uploads.ru/t/QjoDW.jpg    ИМЗ-НАМИ-а50 Белка

После Великой отечественной войны возникла насущная потребность в недорогом и компактном автомобиле, который бы стал надёжным транспортным средством в первую очередь для ветеранов войны, а так же для многодетных семей. Проекты такой машины разрабатывались на многих автомобильных и мотоциклетных заводах сразу же после войны и вплоть до конца пятидесятых годов прошлого века.

Не стал здесь исключением и Ирбитский мотоциклетный завод, где вдохновителем проекта создания автомобиля для инвалидов войны стал заместитель главного конструктора завода Федор Александрович Реппих. Так как конструкторский коллектив завода самостоятельно не мог справиться с такой сложной задачей как проектирование нового автомобиля, Реппих обратился в НАМИ, обладающий необходимым количеством опытных автомобилистов-конструкторов. В результате была создана совместная группа по проектированию совершенно нового автомобиля, в которую вошли Ю.А.Долматовский, В.А.Арямов, К.В.Зейванг, К.В.Корзинкин, А.Е.Оксентьевич и другие специалисты института.

В качестве основы для будущей машины выбрали вагонную компоновку. В.А.Арямов охарактеризовал идею будущей «Белки» формулой «5х5». Планировалось установить на неё пять сидений для пассажиров и водителя, обеспечить автомобилю возможность перевозки груза весом 500 килограмм, добиться расхода топлива 5 литров на 100 километров запаса, хода в 500 километров. В качестве двигателя разработчики собирались использовать мотор объёмом 500 кубических сантиметров.

Однако, различные проблемы технического и организационного характера внесли свои коррективы в планы группы разработчиков. Так вместо оригинального мотора, который должны были разработать инженеры НАМИ, пришлось использовать серийный оппозитный двигатель от мотоцикла М-72 мощностью 23 лошадиной силы и объёмом 750 кубов. Расположили его сзади, что заставило конструкторов использовать принудительное воздушное, а не жидкостное охлаждение. В качестве тормозов они взяли гидравлические тормоза от мотоцикла, чего первоначальный проект так же не предусматривал. Первые три образца-прототипа использовали в качестве трансмиссии модернизированную трёхступенчатую от «Москвича-401». Четвёртый же экземпляр получил уже оригинальную коробку передач, созданную инженерами НАМИ.

Автомобиль получился достаточно компактным, так его габариты составляли следующую формулу: 3324х1500х1450 миллиметров, при этом его колёсная база равнялась 1 570 миллиметрам. Весила «Белка» 640 килограмм, а максимальная её скорость достигала 80км/ч.
http://s3.uploads.ru/t/2Glws.jpg  http://sh.uploads.ru/t/B2hp4.jpg   Zundapp Janus BMW Izetta

Внешне автомобиль смотрелся очень интересно, так как конструкторы расположили двигатель в кузове сзади, а посадка в салон производилась при помощи откидывающейся вперёд его передней стенки. При этом перемещалась часть крыши и рулевая колонка. Такая же схема, кстати, была использована на таких интересных автомобилях как Zundapp Janus и BMW Izetta. Однако она имела существенный недостаток – плохую герметичность двери, что особенно проявлялось при движении во время дождя. Попасть же на заднее сиденье можно было только через боковую дверь, находящуюся на правом борту автомобиля. В целом же дизайн машины оказался очень необычным для того времени и полностью вписывался в концепцию разработки новых, авангардных автомобилей послевоенного времени которая господствовала в то время.

Такая оригинальность дизайна кузова объясняется ещё и тем, что инженеры объединённой конструкторской группы хотели как можно полнее использовать внутренне пространство автомобиля. Для этого пришлось использовать множество нестандартных ходов. Так заднее сиденье на два места пришлось разместить над задним мостом, что позволило получить большое пространство как для водителя, так и для пассажира. Кроме того, для улучшении маневренности применили малогабаритные шины размером 5,00-10”, а конструкцию колёсных дисков использовали от мотоколяски С-1Л.

В целом, автомобиль получил положительные отзывы, но из-за некоторых причин технического характера, в серию так и не пошёл.
http://sg.uploads.ru/t/eUPtB.jpg

ИМЗ-НАМИ-а50 вышел достаточно удачным автомобилем и получил хорошие отзывы. Часть авторского коллектива из Ирбита решила дать ему более «домашнее название» вместо буквенно-цифрового обозначения. Таким названием стала «Белка» - в честь знаменитых ирбитских пушных ярмарок, которыми славился город до революции. Была разработана и эмблема автомобиля, а художник Кобылинский создал эскизы, на которых боковые повторители были выполнены в виде белки.

Через полгода после начала работ по созданию проекта и опытного образца, автомобиль 16 ноября 1955 года прибыл своим ходом из Ирбита в Москву на ходовые испытания. Это был рекордно короткий срок для создания полноценного автомобиля «с нуля». При этом разработчики не останавливали работу по созданию новых версий машины, и уже в 1956 году Э.Молчанов заявил о том, что он сконструировал версию «Белки» для использования её в сельском хозяйстве.
http://s7.uploads.ru/t/nqCoH.jpg  http://sg.uploads.ru/t/1kj3V.jpg

Машина получила вместо полноценного жёсткого кузова тент без дверей, откидывающуюся рамку ветрового стекла. При этом запасное колесо крепилось на передней панели, а поручни, помогавшие при посадке в салон, шли вдоль бортов. Автомобиль получился максимально простым, так на сиденьях у него отсутствовали пружины и их функцию выполняли резиновые ленты, натянутые на металлический каркас. Несколько позже этой модели всё-таки добавили съёмную жёсткую крышу из пластика. «Сельскохозяйственный» вариант «Белки» весил 575 килограмм и имел габариты 3324х1460х1500 миллиметров. Разогнаться он мог до 76км/ч

Право выпуска «Белки» предполагалось отдать Ирбитскому мотоциклетному заводу, являвшемуся инициатором её разработки. Предполагалось выпускать до 20 000 этих автомобилей в год, о чём писала тогдашняя советская пресса. Однако этим радужным планам не суждено было воплотиться в жизнь.

Тому послужили следующие причины:

Во-первых, замена оригинального двигателя разработки НАМИ на не предназначенный для работы на автомобиле мотоциклетный двигатель М-72 привела к значительному ухудшению его характеристик. Так он стал сильно перегреваться, в результате чего резко сократился его моторесурс.

Во-вторых, разработчики, использовав стандартный картер для двигателя, не учли что в связи с этим расстояние от оси коленвала до днища картера составит 184 миллиметра. Для мотоцикла такое смещение было не принципиальным, а вот оснащённый небольшими колёсами ИМЗ-НАМИ-а50 потребовал вследствие этого значительного подъема, как двигателя, так и главной передачи. Только в этом случае можно было получить дорожный просвет боле или менее соответствующий отечественным дорогам. Однако, в результате карданные шарниры полуосей получили слишком большие углы работы – до 12 градусов, что ухудшало ход колёс вверх-вниз.
http://sd.uploads.ru/t/VNpx0.jpg  http://sg.uploads.ru/t/YIb9l.jpg  http://s8.uploads.ru/t/5Yvbp.jpg

В третьих ИМЗ, не смотря на все старания его руководства, не готов был изготовлять более 20 000 штук в год, а это было недостаточно для начала выпуска массового автомобиля, которым позиционировался тогда ИМЗ-НАМИ-а50 «Белка». Для увеличения же объёма требовалась очень серьёзная реконструкция производства, включавшая монтаж новых линий, что Минавтопром, отвечавший в СССР за производство автомобилей, позволить себе не мог. Дело в том, что примерно в то же время проходила реконструкция производства на таких гигантах как ГАЗ и ЗИЛ. Материальные средства приходилось экономить.

Таким образом, руководители автомобилестроения решили отдать предпочтение более практичному и созданному по классической схеме ЗАЗ-965, который и пошёл в производство. О судьбе созданных опытных образцов ИМЗ-НАМИ-а50 «Белка» на сегодняшний день информации не имеется.

Технические характеристики ИМЗ-НАМИ-050 "Белка" (в скобках для открытого варианта кузова):

Годы выпуска                               1955;
колесная формула                       4X2;
число мест                                  4;
двигатель: число цилиндров        2;
рабочий объем                            746 см3,
мощность                                      20 л. с. при 4500 об/мин;
число передач                               3;
размер шин                                 5.00х10 дюймов;
длина                                         3324 мм;
ширина                                        1500 (1460) мм;
высота                                        1450 (1500) мм;
база                                            1570 мм;
снаряженная масса                      640 (575) кг;
скорость                                      80 (76) км/ч.
Время разгона с места до 70 км/ч 55 с.

Источник: http://autohis.ru/sovietauto/nami-histo … ljenie.php