Бронеавтомобиль «ЛБ–НАТИ» («БА–НАТИ»)

    http://s3.uploads.ru/t/YoMJ4.jpg

Достаточно сложная обстановка как внутри страны так и на мировой арене заставляла руководство СССР думать о собственной безопасности, кроме того тревожные ожидания надвигающейся войны так же стимулировали поиск средств защиты высших партийных и государственных деятелей от возможных покушений на их жизнь. В связи с этим СНК было принято решение о начале разработки полноприводных бронированных легковых автомобилей. Кроме того планировалось подобными автомобилями оснастить и армию в целях защиты жизни высших военных чинов при их передвижении и передовой, а так же для ведения разведки, перевозки боеприпасов, буксирования пушек и иных задач выполняемых в прифронтовой полосе

Одной из организаций, которым получили исполнение этого решения, стал Научный автотракторный институт. Именно здесь в 1937-1938 годах группа конструкторов, возглавляемая старшим инженером Н.Кортоношко, создала на базе грузового автомобиля «ГАЗ-АА» полноприводное шасси 4Х4, которое должно было стать основой для нового бронированного автомобиля. Корпус нового броневика специалисты НАТИ разработали совместно с иженерами-конструкторами завода ДРО. О создании новинки было доложено наркому обороны К.Е. Ворошилову. Воплощение проекта в металле при этом должно было закончиться к августу 1939 года, однако работы по разным причинам затянулись.

Задержка продлилась до 15 августа, когда в АБТУ РККА прошло рассмотрение эскизного проекта, который получил название «Проект лёгкого разведывательного БРА с двумя ведущими осями». Защитой проекта от института осуществляли Латышев, работавший в то время начальником специального производства НАТИ и Н. Коротошенко, бывший старшим инженером.
http://s3.uploads.ru/t/7HJoR.jpg

Базой для бронеавтомбиля стали грузовики «ГАЗ – ММ» и «Додж», у которых разработчики позаимствовали большинство узлов и агрегатов.

Согласно проекту автомобиль должен был иметь массу 3,6 тонны при толщине брони в 10 миллиметров. Вооружение броневика должны были составить два пулемёта: «ДК» калибром 12,7 миллиметра и «ДТ» калибром 7,62 миллиметра, которые разработчики поместили в бронированной башне. Шасси для прототипа предполагалось взять от «ГАЗ-АА», которое имело две ведущих оси. Двигатели машины были разработанные оригинальные на основе шестицилиндрового мотора фирмы «Додж». Силовой агрегат должен был выдавать мощность в 72 лошадиной силы. В целом проект был признан удачным, но принят был некоторыми доработками. Так принимающая сторона рекомендовала авторам проработать возможность установки ещё одного пулемётов «ДТ» во лбу корпуса, для чего требовалось увеличить массу броневика до 3,8 – 4,4 тонн.

Однако, не смотря на стопроцентное выполнение задания заказчика судьба «ЛБ–НАТИ» («БА–НАТИ») сложилась весьма плачевно
http://sh.uploads.ru/t/7EGBJ.jpg

Заказчик предъявил к первоначальному проекту бронеавтомобиля серьёзные требования, после выполнениях, которых его опытный образец, получивший наименование «БА-НАТИ», а затем переименнованный в «ЛБ-НАТИ», был в сентябре 1939 года изготовлен на заводе ДРО в городе Выкса. В заводских документах он был зарегистрирован как «БА-8 НАТИ». Корпус автомобиля специалисты завода изготовили полностью сварной, при этом его толщина составила 7 – 10 миллиметров. Такое бронирование, наряду с применением наклона бронелистов при сварке на 25 градусов по отношению к вертикали позволило обеспечить надёжную защиту машины от поражения бронебойными пулями практически со всех дистанций.

Для посадки экипажа из трёх человек, а так же при необходимости пассажира, кузов автомобиля имел двери, кроме того конструкторы предусмотрели в его полу аварийный люк. Доработанный «ЛБ-НАТИ» имел следующее вооружение: пулемёт «ДШК» калибром 12,7 миллиметра, пулемёт «ДТ» калибром 7,62 миллиметра, расположенные в башне от танка «Т-40». Кроме того второй пулемёт располагался в лобовом листе корпуса. Боекомплект броневика составлял 400 патронов для пулемёта «ДШК», 2 205 патронов к пулемёту «ДТ», дополнительно имелось так же 20 штук гранат системы «Ф-1». Связь экипажа с командованием осуществлялось при помощи радиостанции«71-ТК-1» со штыревой антенной. Ступицы колёс имели бронезащиту, бензобак был протекторированный, с защитой от пуль и осколков. С этой же целью колёса автомобиля заполнялись гусматиком.

Шасси образца, рекомендованного к производству было, укорочено, а кроме него от «ГАЗ-АА» взяли так же коробку передач и тормозную систему. Инженеры НАТИ самостоятельно сконструировали и изготовили раздаточную коробку, а так же демультипликатор, которые разработчики совместили в одном узле. Карданные валы от «ЗИС-101» несколько укоротили, с заднего моста от «ГАЗ-ААА» сняли толкающую трубу, отрезали штанги и установили на тормозные барабаны грязевики. Что касается переднего моста, то он был изготовлен по схеме «Мармон». При этом конструкторы НАТИ изменили на нём конструкцию полуосей и одну из половинок картера. Оси рамы подвешивались на четырёх полуэллиптических рессорах.

Силовой установкой бронированного автомобиля НАТИ стал шестицилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения от «ГАЗ-61», который развививал мощность до 76 лошадиных сил, хотя по первому проекту планировалось устанавливать на него шестицилиндровый двигатель от американского грузовика «Додж» мощностью 72 л.с. Машина разгонялась шоссе до 57 км/ч и имела запас хода 280 километров при запасе топлива 180 литров. Оба ведущих моста «ЛБ – НАТИ» были ведущими, задние колёса оснащались сдвоенными скатами. И передние, и задние колеса имели развитые грунтозацепы.

После внесения в проект исправлений заказчиком «ЛБ-НАТИ» отправился на контрольные испытания на полигон НИБТа. Здесь бронеавтомобили тестировались с 25 ноября 1939 года по 20 марта 1940 года, накатав за это время2998 километра. Испытания показали, что фактически броневик при общей боевой массе 4,58 тонны мог разогнаться по шоссе до 80 км/ч. При этом он имел запас хода в 288 километров по шоссе, хорошо шёл пересечённой местности, снегу, мокрой просёлочной дороге.

Однако, было обнаружено и огромное недостатков по броне в целом, по шасси, по вооружению, корпусу и башни и т.д. В своём заключении приёмочная комиссия полигона отметила, что БРА «ЛБ-НАТИ» превосходит по вооруженности, защищённости и ходовым характеристикам лёгкие бронеавтомобили «ЛБ-23» и «БА-20», однако, рекомендовать его для постановки на вооружение Красной Армии можно будет только после устранения всех выявленных комиссией недостатков.

В дальнейшем, все работы по этому проекту были свёрнуты, а судьба созданного в единственном экземпляре опытного образца не известна. Одно время он использовался в качестве экспериментальной машины для теоретических и стендовых исследований, что стало с ним потом – не знает никто. С исторической точки зрения эта машина представляет безусловный интерес как первый отечественный полноприводный броневик, созданный советскими конструкторами
Конструкция ЛБ–НАТИ Конструкция ЛБ–НАТИ
http://s3.uploads.ru/t/GJADS.jpg   http://s8.uploads.ru/t/MsZQN.jpg

Технические характеристики ЛБ-НАТИ:
Состояние построен в 1940 году.
Разработчик НАТИ
Изготовитель Выксинский завод
Производство опытный образец.
База «ГАЗ – ММ»
Колёсная формула 4Х4.
Боевая масса 4,58 тонны.
Длинна 4387-мм.
Ширина 2125-мм.
Высота 2213-мм.
Клиренс 190-мм.
Тип двигателя бензиновый «ГАЗ – 61».
Максимальная мощность 76 л.с.
Удельная мощность 15,7 л. с/т.
Среднее удельное давление на грунт 3,49 кг/см. кв.
Максимальная скорость 57 км/ч.
Запас хода 280 км.
Запас топлива 129 литров
Бронирование
Лоб корпуса 10-мм.
Башня 10-мм.
Борт 10-мм.
Экипаж 3 человека.
Вооружение
1Х12,7мм пулемёт «ДШК», боекомплект 400 патронов
2Х7,62мм пулемёта «ДТ», боекомплект 2205 патронов
Прицел М.
Радиостанция 71 – ТК – 1.

Источник: http://autohis.ru/sovietauto/nami-histo … hast-2.php