«Советский Виллис»: история прототипов АР-НАТИ

Легкий и быстрый полноприводный вездеход, необходим в любой армии. Транспортировка личного состава, боеприпасов, буксировка арторудий или прицепов, словом машина нужная. До войны в СССР разрабатывался собственный автомобиль, аналогичный американскому Bantam (в последствии Willys). О разработке инженеров НАТИ начала 40-х, я расскажу в этой статье.
http://sh.uploads.ru/t/O2njP.jpg   АР-НАТИ-2

Летом 1940 года армия США размещает срочный заказ на разработку полноприводного внедорожника массой до 590 кг. Помимо ограничений по весу, автомобиль должен был иметь колею до 1300 мм и грузоподъемность не менее 250 кг. В добавок первые прототипы требовалось предоставить уже через 49 дней после заключения контракта!

Участвовать в конкурсе отказались все крупные автопредприятия США, благоразумно посчитав условия невыполнимыми. За дело взялась только малоизвестная мелкая компания American Bantam, которой удалось выполнить все требования военных, за исключением массы. Автомобиль под названием Bantam BRC40 имел массу в 980 кг. Тем не менее, машина военным понравилась и они одобрили ее серийное производство.
http://s5.uploads.ru/t/cbZJf.jpg   На фото хорошо заметена складывающаяся крыша

В СССР активно следили за техническими новинками из-за океана и разумно оценив, что наличие в армии подобной BRC40 техники, явно не будет лишним, дали задание на разработку автомобиля в НАТИ и ГАЗ.

В январе 1941 специалисты НАТИ и ГАЗа одновременно начинают работу. Уже в марте были готовы первые прототипы, которые получили название АР-НАТИ-1 и АР-НАТИ-2. По внешнему виду они различались оперением и шириной капота. Горьковчане тоже не отставали, представив свой ГАЗ-64 в том же месяце.

http://sh.uploads.ru/t/NUWPL.jpg    АР-НАТИ-1

В качестве силового агрегата в АР-НАТИ использовался 50-сильный двигатель ГАЗ-М с улучшенной системой охлаждения и двумя карбюраторами. Наличие второго карбюратора помогло повысить мощность до 59 л.с. и обеспечить устойчивую работу мотора при низких оборотах.

В НАТИ старались использовать серийные комплектующие. Так КПП была позаимствована у грузового ГАЗ-ММ, укороченные по колее до 1270 мм мосты и раздатка у ГАЗ-61.

http://s7.uploads.ru/t/ZPTGl.jpg  АР-НАТИ-2

Специально для новой машины была изготовлена оригинальная рама с Х-образной поперечиной. К ней на рессорах крепились мосты, а спереди в районе коробки передач устанавливался специальный защитный поддон. В штатной комплектации была предусмотрена механическая лебедка.

Компоновка кузова была аналогична американской машине. За плоским ветровым стеклом находилось сиденье водителя и пассажира, а за багажное отделение в котором так же можно было установить сиденья. Кузов имел брезентовые двери и складную крышу с металлическим каркасом.

http://s7.uploads.ru/t/bjLdp.jpg  Машина на испытаниях

На испытаниях АР-НАТИ показал себя великолепно. Машина обладала отличной проходимостью и надежностью. За все время круглосуточных (!) испытаний с автомобилями НАТИ не произошло ни одной серьезной поломки. Хотя машины тестировали в жестком режиме, с перегрузом и на тяжелом бездорожье. В ГАЗ-64 были найдены недостатки, Горьковские машины были склонны к перегреву и имели малый запас хода.

Несмотря на это в серию пошел именно ГАЗ-64. Для его производства не требовалось оригинальных компонентов, да и наличие больших мощностей завода ГАЗ тоже сыграло не последнюю роль.

После эвакуации НАТИ в Горький, вся документация на АР-НАТИ была утеряна. Впоследствии там же сгинули прототипы.
http://sh.uploads.ru/t/7QwTL.jpg   http://sd.uploads.ru/t/AGrts.jpg

Источник: https://zen.yandex.ru/media/carshistory … 00ae49b4e5