ГАЗ-А

Автомобиль ГАЗ А — советский автомобиль среднего класса с открытым 4-дверным 5-местным кузовом типа фаэтон.

История создания автомобиля ГАЗ-А

Копия автомобиля Ford-A, выпущеного по лицензии.
Советское правительство в 1932 году купило у американской компании Ford Motor Company документацию и оборудование на производство данной модели автомобиля.

ГАЗ-А был первым советским легковым автомобилем массовой конвейерной сборки. Выпускался Горьковском автомобильном заводе с 1932 по 1936 год и на московском заводе КИМ с 1933 по 1935 год.
http://s7.uploads.ru/t/RZDoe.jpg   Автомобиль ГАЗ-А

8 декабря 1932 года собрали первые две машины. Всего же с конвейера заводов сошло 41 917 машин.

Будучи первым советским автомобилем массовой сборки он чаще всего использовался в армии как штабной автомобиль, санитарное или ведомственное авто, а также такси и очень редко попадал в частные руки.

Появление именно этой машины, стало началом организованного таксоизвоза.

Так как потребность в этом автомобиле была очень велика, то параллельно освоили его выпуск на московском заводе КИМ.

Горьковские специалисты, с самого начала творчески подошли к заимствованию, и внесли в автомобиль несколько значительных изменений в сравнении с прототипом — например, усилили картер двигателя и сцепление.

История ГАЗ-А удивляет коротким жизненным циклом автомобиля. В 1936 г. на конвейере его сменила следующая модель — ГАЗ-М1, а затем его начали изымать из обращения по распоряжению правительства.

В Москве и Ленинграде их даже запретили эксплуатировать после 1936 г. в виду неблаговидности появления в столичных городах автомобиля старой конструкции. Владельцам ГАЗ-А следовало сдать машины государству и приобрести с доплатой новый ГАЗ-М1.

Как видно, грамотный подход к заимствованию в 1930-х годах, дал возможность в дальнейшем отечественным конструкторам разрабатывать вполне аутентичные, и что самое главное — хорошие автомобили, такие как ГАЗ-21 «Волга» или ГАЗ-69, пользовавшиеся спросом даже в странах, со своим развитым автомобилестроением.
http://sd.uploads.ru/t/tLTzJ.jpg   Советский автомобиль ГАЗ-А

В целом ГАЗ А автомобиль соответствовал Ford Model A Standard Phaeton (с кодом кузова 35B), модернизированный вариант 1930—1931 модельных годов (наиболее близок к варианту, который выпускался после октября 1930 года, в это время перешли к установке цельных грязевых щитков над подножками, и по май 1931, тогда внесли изменения в конструкцию системы питания двигателя, перенесли колбу фильтра грубой очистки топлива на карбюратор, а топливный кран убрали из салона в подкапотное пространство, что удалило унаследованный  дефект, вызванный подтеканием в салон бензина через изношенный краник), хотя и большим числом незначительных изменений.
http://s7.uploads.ru/t/jhKvZ.jpg    Топливный фильтр ГАЗ А

От фордовского оригинала, внешне, его первую очередь отличало оформление передка: у советского автомобиля использовалась маска радиатора упрощенной формы с отделкой без декоративной решётки, которая была унифицирована с грузовым Ford AA / ГАЗ-АА.
http://s5.uploads.ru/t/Tx7Ni.jpg   Эмблема ГАЗ А на передней части капота

Технические характеристики и конструкция

ГАЗ-А имел по современным меркам, крайне простую и даже необычную конструкцию. Так, топливо к двигателю поступало самотеком из бака, который располагался за панелью приборов.

Интересна конструкция системы смазки двигателя, состоявшей из черпачков на шатунах, которые окунались в масло в картере.
http://s5.uploads.ru/t/cLrT2.jpg   Двигатель ГАЗ А

    У этой модели была термосифонная система охлаждения, не имевшая насоса и работавшая за счет разницы температур в радиаторе и двигателе.
    Угол опережения зажигания водитель устанавливал сам рычажком.
    Автомобиль имел даже не барабанные, а колодочные тормоза.
    Рамная конструкция автомобиля, состояла из рамы с двумя лонжеронами, связанных поперечными балками.

http://s7.uploads.ru/t/XOwKE.jpg  Схема автомобиля ГАЗ А

    Сцепление — сухое, однодисковое.
    Коробка передач ГАЗ-А — трёхступенчатая, три скорости вперёд и одна — назад.

http://s5.uploads.ru/t/RIo19.jpg   Педали управления ГАЗ А

    Задний мост — пара конических шестерён со спиральными зубьями, с передаточным числом главной передачи — 3,77.
    Подвеска передней и задней оси — зависимая, на поперечных рессорах, с четырьмя гидравлическими амортизаторами коловратного типа одностороннего действия (роторные, системы Houdaille).
    Шины ГАЗ-А — 5,50-16 дюймов, колёса имели трёхрядные металлические спицы.
    Тормоза колодочные, с механическим приводом. Стояночный тормоз — ленточный, на заднюю ось.
    Радиус поворота — 5,5 м

Подробные технические характеристики ГАЗ А

    Расположение руля — слева
    Количество дверей — 4
    Количество мест — 4
    Конструкция — рамная

Геометрия автомобиля

Габариты

    длина — 3 875 мм
    ширина — 1 710 мм
    высота — 1 780 мм
    высота с открытой крышей — 1 753 мм
    колёсная база — 2 630 мм

Колея

    передняя — 1 405 мм
    задняя — 1 420 мм
    Дорожный просвет — 212 мм

Масса

    снаряженная — 1 080 кг
    полная — 1 380 кг

Двигатель

    Название — ГАЗ-А
    Тип — поршневой
    Расположение — спереди
    Система питания — карбюратор
    Подача топлива — самотеком
    Материал блока — чугун
    Цилиндры/клапаны — l4/2
    Объем — 3 280 см³
    Диаметр цилиндров — 98,4 мм
    Ход поршня — 108
    Мощность — 40 л.с.  в диапазоне от — 2 200 об/мин
    Топливо — бензин

Охлаждение — жидкостное. Термосифон с насосом

    Емкость водяной системы — 11,8 л.

    Газораспределительный механизм — нижнеклапанный

Система смазки — разбрызгиванием и самотеком

    Емкость системы смазки — 4,7 л.

    Зажигание — от батареи и индукционной катушки

Трансмиссия

    Привод — задний
    Коробка передач — трехходовая с тремя передачами вперед и одной назад
    Сцепление — однодисковое, сухое
    Главная передача — коническими шестернями со спиральным зубом, передаточное число 3,77

Подвеска и рулевое управление

Передняя подвеска      Тип упругого элемента — рессорная на поперечных рессорах      Тип направляющего аппарата — зависимая

Амортизаторы      Характер действия — односторонний      Принцип действия — гидравлический

Задняя подвеска      Тип упругого элемента — рессорная на поперечных рессорах      Тип направляющего аппарата — зависимая

Амортизаторы      Характер действия — односторонний      Принцип действия — гидравлический

Электрооборудование      Напряжение бортовой сети — 12 V

Динамические характеристики

    Максимальная скорость — 95 км/ч
    Время разгона до 80 км/ч — 38 с.

Эксплуатационные характеристики

    Объем топливного бака — 45 л

Расход топлива      смешанный режим — 12 л/100км
    Грузоподъемность — 500 кг
    Разворот — диаметр 11 м

Тормозная система

Передние тормоза      тип — барабанные      материал — металл

Задние тормоза      тип — барабанные      материал — металл

Колёса и диски      Материал дисков — сталь      Шины — низкого давления 28х4,75 на обод 19″

Модификации и специальные автомобили на базе ГАЗ-А

Было выпущено несколько модификаций:

    ГАЗ-3 и ГАЗ-6 («Пионер», «Фордор») — модификации с закрытым четырёхдверным кузовом «седан». ГАЗ-6 выпускался малыми сериями в 1934—1936 годах, а ГАЗ-3 — являлся вариантом специализированного такси. Это был первый советский легковой автомобиль с закрытым кузовом производившийся серийно.

http://s5.uploads.ru/t/9726o.jpg   ГАЗ 3 такси

После поступления автомобилей марки ГАЗ-А потребителям, стало понятно, что открытый кузов «фаэтон» не подходит для эксплуатации не только в северных регионах, но даже и в регионах с умеренным климатом.
http://s9.uploads.ru/t/2ePqf.jpg   Стекло ГАЗ А

Наибольшие неудобства доставляли открытые автомобили без багажника при работе в качестве такси в крупных городах, их низкая комфортабельность вызывала много нареканий также и у работников партийных и государственных органов, которые использовали ГАЗ-А в качестве служебных машин. Поэтому 21 августа 1933 года Совнарком постановил обеспечить все выпускаемые легковые автомобили закрытыми кузовами.

Однако, в отношении ГАЗ-А его исполнение оказалось делом довольно сложным, при этом Договор о технической помощи, заключённый с американской стороной помогал мало, так как сама фирма «Форд» в то время выпуском закрытых четырёхдверных кузовов не занималась, а заказывая их у сторонних кузовных ателье Briggs и Murray.

Поэтому Горьковскому заводу пришлось заняться самостоятельной разработкой закрытого кузова, хотя и с оглядкой на Ford Model A Fordor Sedan (заводское обозначение 155/165) и, в особенности, на двухдверный Tudor Sedan (55B), на который имелась документация, которая была передана вместе с чертежами фаэтона. Проектирование его поручили конструктору Сорочкину Юрию Наумовичу.

Основу закрытого кузова составляла кабина от грузовика ГАЗ-АА, включая двери, имевшие цельнометаллическую конструкцию и проём лобового стекла с козырьком.

Заднюю часть кузова спроектировали по её образцу. Так как технологические возможности завода в то время ещё не позволяли выполнять штамповку металлических деталей такого размера, крышу пришлось сделать в виде деревянного каркаса обтянутого брезентом.

Вообще технология изготовления автомобиля была полукустарной, из-за того что завод не имел штампов, заднюю часть кузова пришлось сваривать из нескольких деталей, которые изготавливали методом выколотки на деревянных оправках с применением ручного пневмоинструмента и дальнейшей подгонкой по месту. В результате чего производство было медленным и сильно увеличивало себестоимость автомобиля, а это, в свою очередь, не дало ему возможности получения широкого распространения.
http://s3.uploads.ru/t/I04ae.jpg  Автомобиль ГАЗ 6

В 1934 году были изготовлены первые семь автомобилей ГАЗ-6. В дальнейшем, экспериментальным кузовным цехом ГАЗа, был налажен малосерийный выпуск, при котором было собрано всего лишь 60 автомобилей, причем большая часть из них осталась в Горьком и использовалась для работы в таксомоторных парках или в качестве служебных автомобилей в государственных организациях.

Необходимо отметить, что проблема со сложностью в производстве и значительно высокой себестоимостью закрытого кузова в США решалась за счёт более высокой розничной стоимости седана относительно фаэтона (так цена Ford Model A Phaeton была порядка $500, а Town Sedan — стоил более $1000), то есть, за издержки из-за более сложного производственного процесса, приходилось оплачивать потребителю из своего кармана. При этом сам «Форд», как уже указывалось выше, производством закрытых кузовов не занимался, а просто заказывал их у своих партнёров.

    ГАЗ-4 — эта модификация имела грузопассажирский кузов пикап грузоподъёмностью 500 кг.
    Автомобиль оснащялся кабиной от грузовика ГАЗ-АА, с размещенным в нише на левом крыле запасным колесом. Грузовая платформа — 1,6 на 1,1 м.
    Года выпуска 1934—1936.

http://sg.uploads.ru/t/hmEIV.jpg  Советский пикап ГАЗ 4

Выпущено было свыше 10,5 тыс. (имеются данные что, 10 648 шт.) пикапов ГАЗ-4.

    ГАЗ-А-Аэро — был опытным автомобилем имевшим аэродинамически чистый обтекаемый кузов на шасси ГАЗ-А. Создан инженером А. О. Никитиным в 1934 году.

http://s3.uploads.ru/t/Fmw0L.jpg   ГАЗ-А-Аэро

    ГАЗ-А-Аремкуз — это была специальная модификация для работы в такси, выпускалась в 1933—1935 годах в Москве.

Автомобиль-такси имел закрытый кузов с внутренней перегородкой, которая отделяла водителя от пассажирского салона, кузов изготавливался на московском Авторемонтно-кузовном заводе «Аремкуз».
http://s9.uploads.ru/t/DRIcC.jpg   ГАЗ-А-Аремкуз

ГАЗ-А-Аремкуз отличался от ГАЗ-3 и ГАЗ-6, которые имели практически полностью металлический кузов, композитным деревометаллическим кузовом — с деревянным каркасом обшитым тонкими металлическими листами

У него была оригинальная форма с покатой задней стенкой, сборка его производилась тоже в полукустарных условиях, но для такой конструкции это оказалось даже более предпочтительным.

Длина модификации — 4 286 мм, высота — 1 720 мм, масса в снаряженном состоянии — 1 350 кг.

Выпущено около 500 штук.

    На базе автомобиля ГАЗ-А делали несколько типов карет скорой помощи. имевших оригинальный дизайн кузова, включая облицовку передка.

http://s5.uploads.ru/t/hNC1F.jpg   Автомобиль скорой помощи на базе ГАЗ А

    Шасси ГАЗ-А применялись при строительстве легких бронеавтомобилей Д-8 и Д-12.

http://sd.uploads.ru/t/SQ2Fq.jpg  Бронеавтомобилей Д-8 на базе ГАЗ А

    На основе ГАЗ-А в 1933—1934 годах были разработаны трехосные (ГАЗ-АААА, ГАЗ-ТК) и полугусеничная (ГАЗ-А-Кегресс) машины.

http://s7.uploads.ru/t/Amx5b.jpg   ГАЗ-АААА
http://s8.uploads.ru/t/ILMzG.jpg   ГАЗ-ТК
http://s5.uploads.ru/t/YwAP3.jpg  ГАЗ-А-Кегресс

    В частях ВВС РККА, в 1935 году проходили испытания пожарной машины на базе ГАЗ-А, разработанной НАТИ, имевшей водяной насос и короба для хранения пожарных рукавов.

http://s9.uploads.ru/t/k2ZJc.jpg   Пожарная машина на базе ГАЗ-А

В первой половине 1930-х годов, ГАЗ-А был самой массовой советской легковой моделью, поставлявшейся в основном в Красную Армию, государственным и общественным организациям. Частным лицам автомобиль не продавался.

В Красной Армии 1930-х годов,  был самым массовым штабным автомобилем. В частности, на него монтировалась, коротковолновая штабная радиостанция 5-АК.

А в первой половине 1930-х годов был самой массовой моделью такси. На него устанавливался наружный таксометр (с правого борта) механического типа, имевший с флажок «свободен-занят».

Из эксплуатации вывод этих машин начался после появления ГАЗ-М-1. Однако в Ленинграде, к примеру, ГАЗ-А в такси эксплуатировались до 1 марта 1938 года, и лишь после приказа Президиума Ленсовета их отправили из города на периферию.
Интересные факты о ГАЗ-А

Автомобили принимали в 1933 году, участие в автопробеге Москва—Каракумы—Москва, при этом ими было успешно преодолено более 9,5 тыс. км.
http://sg.uploads.ru/t/L0bfC.jpg   ГАЗ А подножка

Бытует городская легенда, что в Москве и Ленинграде эксплуатация авто после 1936 года была запрещена, а немногочисленным автовладельцам надлежало сдать машины государству и приобрести с доплатой новый ГАЗ-М-1, связано это было устаревшей к 1936 году конструкцией ГАЗ-А и неблаговидностью появления автомобиля старой конструкции в крупном городе. Но первые массовые партии М-1 начали поступать лишь во втором полугодии 1937 года, и их производство в 1936 году составило всего лишь порядка 2,5 тысяч машин, чего, конечно же, было слишком мало для немедленной замены всех автомобилей даже в крупных городах.
http://sg.uploads.ru/t/e8pi0.jpg   Место водителя ГАЗ А

Вытеснение ГАЗ-А в ведомственных гаражах и службе такси заняло годы и проходило вполне естественным путём, за счёт текущего обновления автопарка. Но к 1940 году с улиц Москвы и Ленинграда ГАЗ-А действительно исчезли полностью.

Источник: https://avtomobiligaz.ru/legkovyye-avto … gaz-a.html