001

Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ЗИС-120

Сообщений 1 страница 20 из 23

1

Двигатель ЗИС-120
Четырехтактный карбюраторный шестицилиндровый двигатель ЗИС-120 создан на базе двигателя ЗИС-5 с переконструированием ряда основных деталей. Двигатель ЗИС-120 имеет боковое расположение клапанов
http://sg.uploads.ru/t/JEoxn.jpg
Проходное отверстие от впускного клапана в рабочий цилиндр выполнено увеличенным, вследствие чего улучшается наполнение рабочего цилиндра. Головка и блок цилиндров вместе с верхней половиной картера изготовлены из серого чугуна СЧ 15-32. Для увеличения жесткости конструкции плоскость разъема картера смещена вниз от оси вала на 70 мм. В отливке блока предусмотрены каналы для подвода масла к подшипникам коленчатого и распределительного валов.

Клапаны расположены сбоку блока цилиндров и наклонены к осям последних. Смазка комбинированная. Подшипники коленчатого и распределительного валов и поршневой палец смазываются под давлением, а остальные трущиеся детали - разбрызгиванием. Редукционный клапан отрегулирован на давление 2,5 кг/см2. Охлаждение водяное, закрытого типа, с водораспределительной трубой для подвода воды к патрубкам выпускных клапанов. Система питания двигателя состоит из топливного бака, трубопроводов, диафрагменного бензинового насоса и карбюратора МКЗ-14В с восходящим потоком воздуха.

Пуск двигателя производится электростартером.

Двигатель ЗИС-120 предназначен для четырехтонного грузового автомобиля ЗИС-150. Однако при соответствующем оборудовании двигателя газовой аппаратурой его устанавливают также на шасси газобаллонных автомобилей ЗИС-156.

На базе двигателя ЗИС-120 создан двигатель для автобуса ЗИС-155. В нем изменен впускной трубопровод и поставлен карбюратор МКЗ-К81 с нисходящим потоком и с переменным проходным сечением диффузора.

Производитель: Завод имени Сталина
Марка: ЗИС-120
Тип: Бензиновый
Объём: 5 560 см3
Максимальная мощность: 90 л.с., при 2400 об/мин
Максимальный крутящий момент: 304 Н·м, при 1200 об/мин
Конфигурация: рядный, 6-цилиндр.
Цилиндров: 6
Клапанов: 12
Диаметр цилиндра: 101,6 мм
Ход поршня: 114,3 мм
Степень сжатия: 6
Система питания: карбюратор
Охлаждение: жидкостное
Клапанной механизм: нижний
Тактность (число тактов): 4
Рекомендованное топливо: А-66

http://sh.uploads.ru/t/5yjlc.jpg
http://sh.uploads.ru/t/PpUbc.jpg

2

Особенности конструкции автомобиля ЗИС-150. ДВИГАТЕЛЬ (часть 1)

Шатунно-кривошипный механизм
http://s1.uploads.ru/t/VAoUt.jpg
Подшипники коленчатого вала (коренные и шатунные) скольжения имеют взаимозаменяемые тонкостенные вкладыши, изготовленные из сталебаббитовой ленты. Для устранения ослабления посадки вкладышей в постели под каждый стык крышки подложено по одной прокладке толщиной 0,05 мм.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников, кроме номинального размера, выпускаются с уменьшенными диаметрами (на 0,05; 0,3; 0,6 и 1,0 мм). Вкладыши с размерами, уменьшенными на 0,05 мм устанавливаются без шлифования коленчатого вала.
Вкладыши остальных размеров применяются после шлифования шеек коленчатого вала.
Коленчатый вал установлен на семи опорах; для повышения износостойкости шейки подвергаются поверхностной закалке токами высокой частоты.
Поршневые кольца (три компрессионных и одно маслосбрасывающее) расположены в верхней части поршня. Компрессионные кольца: верхнее имеет внутреннюю проточку, а остальные — наружную.
При их установке нужно следить за тем, чтобы верхнее кольцо было обращено стороной с проточкой вверх, а остальные, наоборот, — стороной с проточкой вниз (фиг. 3).
Компрессионные кольца, кроме номинального размера, выпускаются увеличенных размеров на 0,5; 1,0 и 1,5 мм (по диаметру).

http://s2.uploads.ru/t/KMcuw.jpg
Фиг. 3. Установка компрессионных колец на поршне:
1 — верхнее компрессионное кольцо; 2 — второе и третье компрессионные кольца.

Источник: Галинов М.Ф. Розенберг Л.И. "Автомобиль ЗИС-150" МАШГИЗ 1952 г.

3

http://s1.uploads.ru/t/D2dYB.jpg
http://s1.uploads.ru/t/p3Jzk.jpg
http://s5.uploads.ru/t/QPHE7.jpg

4

Доброго здоровья.
Очень интересует тема по двигателю с маркировкой 120ВК - верхнеклапанный вариант 120-го.
Если есть возможность или появится когда-либо, то просьба выложить на сайте любую информацию (чертежи, фото, описание, отзывы).
С благодарностью,
Сергей.

Отредактировано shivayam (13-02-2016 20:51:47)

5

shivayam написал(а):

Доброго здоровья.
Очень интересует тема по двигателю с маркировкой 120ВК - верхнеклапанный вариант 120-го.
Если есть возможность или появится когда-либо, то просьба выложить на сайте любую информацию (чертежи, фото, описание, отзывы).
С благодарностью,
Сергей

Не могу не удержаться и не разместить не большой отрывок из воспоминаний сведущего человека.
http://s7.uploads.ru/t/C7QsP.jpg

"... Уже к концу 1957-го …началу 1958-го года по результатам испытаний двигателей и машин стало ясно, что двигатели ЗИЛ-130 V6-90° не годятся, и надо искать новое решение.
Таких решений виделось два:
- ограничиться использованием рядного 6-цилиндрового двигателя типа ЗИЛ-120 усовершенствованного (благо конструкция ЗИЛ-130 позволяла установку такого двигателя);
- перейти на использование двигателя V8 с пониженной, по сравнению с ЗИЛ-129, мощностью, например на базе размерности ЗИЛ-111.
Как мы знаем, реально последнее и случилось, но вовсе не сразу, хотя решение о постройке двигателей V8 размерностью ЗИЛ-111 с мощностью 150 л.с. было принято сразу же по итогам неудовлетворительных испытаний двигателя V6 в начале 1958 г. Решение-то приняли, но сразу было понятно, что:
- Вместо более легкого двигателя (опытные образцы двигателя ЗИЛ-130 V6 имели средний сухой вес 378 кг) устанавливается практически такой же по весу, что и старый рядный 6-цилиндровый (расчетный вес двигателя ЗИЛ-130 V8 ожидался в районе 440 кг, в то время как имелись достаточно отработанные двигатели ЗИЛ-120ВК второй серии со средним сухим весом 422 кг);
- Даже двигатель V6 несколько превосходил по сложности рядный ЗИЛ-120, а двигатель V8 уже превосходил весьма существенно;
- Себестоимость и трудоемкость изготовления двигателя V8 существенно больше стоимости и трудоемкости изготовления двигателя V6, а также рядного двигателя;
- Мощность 150 л.с. для большинства модификаций ЗИЛ-130 более чем избыточна, а снижение мощности путем изменения размерности (появление третьей размерности в семействе двигателей) еще более усложнит технологическое обеспечение производства и повысит еще более себестоимость двигателей.
А ведь еще в начале 1957 г. было принято решение о создании, так сказать «переходного», автомобиля ЗИЛ-130Л – с рядным двигателем 120ВК, для выпуска до освоения производства V-образных двигателей, в модификациях:
- 130Л – базовый;
- 130АЛ – автомобиль для систематической работы с прицепом;
- 130БЛ – шасси самосвала;
- 130ВЛ – седельный тягач;
- 130ГЛ – длиннобазный.
Двигатель ЗИЛ-120ВК имел по результатам испытаний мощность 131 л.с при 2900 об/мин (между прочим, двигатель ЗИЛ-130 V6 фактически развивал только 128 л.с. при 3200 об/мин, хотя, безусловно мог быть доведен до 135 л.с.), максимальный крутящий момент39,6 кгм при 1400 об/мин, работал на бензине А-66 (ЗИЛ-130 V6 – на бензине А-70, а, как известно серийные ЗИЛ-130 V8 в конце концов работали на А-76), минимальный удельный расход топлива был 213 г/л.с.·ч (всего на 5 г/л.с.·ч больше, чем было получено для двигателя ЗИЛ-130 V6, работавшего на более высокооктановом бензине).
К сожалению, Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17.04.1958 г. № 442 (которым был, в том числе, утвержден перспективный типаж автомобильных двигателей) были не только закрыты работы по V-образным 6- и 12-цилиндровым бензиновым двигателям ЗИЛ («из-за серьезных конструктивных недостатков»), но и был определен путь – двигатели V8.
Несмотря на это, ЗИЛ продолжал работы по машинам ЗИЛ-130Л и даже подготовил в 1960 г. к Госиспытаниям ЗИЛ-130 среди шести машин разных модификаций машины ЗИЛ-130Л и 130ВЛ, однако к этому времени действовало решение об использовании на части автомобилей ЗИЛ-130 (само решение и перечень модификаций у себя пока не нашел) двигателей под обозначением ЗИЛ-130М (135 …138 л.с.) разработки ГАЗ, являвшихся модификацией двигателя ГАЗ_41 (позже – ЗМЗ-41) машины ГАЗ-41 (БРДМ-2).
На практике такие двигатели никогда на серийные ЗИЛ-130 не ставились – сначала из-за неготовности, потом… похоже стала сильно хромать система управления народным хозяйством, да и ЗИЛ, кстати, по моим ощущениям, не жаждал заиметь на своих машинах «чужой» двигатель.
Кстати, году в 64 где-то ЗИЛ пытался все-таки создать двигатель V8 (под неоднократно использовавшимся индексом ЗИЛ-125) уменьшенной размерности (литраж – по памяти – 5,2 л) для применения на части автомобилей ЗИЛ-130.
Ну а потом и вовсе стали ставить ЗИЛ-157…
А ведь все могло пойти по-другому, если бы использовали ЗИЛ-120ВК. Но чего не было, того не было..."

А это немного об особенностях конструкции ЗИЛ-120ВК из другой ссылки.

"...Верхнеклапанный двигатель ЗИС-120ВК, установленный на ЗИС-Э134 макет №1, был выполнен на базе мотора ЗИС-120 и отличался от серийного образца измененными блоком цилиндров, его головкой, системой газопроводов и клапанным механизмом. Расположение всех клапанов - верхнее, с приводом через штанги и коромысла от нижнего распределительного вала. Впускной и выпускной газопроводы размещались с противоположных сторон двигателя, причем впускной газопровод имел водяной подогрев..."

Так что не отсутствие качественных ГСМ, а корявая политика тогдашнего руководства страны является причиной отсутствия на нашей машине двигателя ЗИЛ-120ВК. А ведь 157-ой выпускался до 90-ых годов!!!

Источник: http://zil157.ru

6

http://s3.uploads.ru/t/V1Qrm.jpg
http://s3.uploads.ru/t/lvTSe.jpg http://s6.uploads.ru/t/nrlYI.jpg http://s7.uploads.ru/t/CFO8x.jpg  http://s7.uploads.ru/t/d8KyA.jpg http://s7.uploads.ru/t/CNL47.jpg http://s7.uploads.ru/t/EPema.jpg http://s2.uploads.ru/t/vxwWY.jpg http://s6.uploads.ru/t/V5oWC.jpg http://s2.uploads.ru/t/awZfr.jpg http://s2.uploads.ru/t/QHyF9.jpg

Источник: журнал "За рулём" № 11 1956 год

7

nik-45 написал(а):

Источник: http://zil157.ru

У судьбы интересное чувство юмора...  :D
На мой вопрос мне же вернулся мой пост с зиловского форума...

Я надеялся, что может быть, есть возможность доступа к другим источникам, кроме интернета...
Но, может что-то и появится со временем...
С уважением,
Сергей.

Отредактировано shivayam (12-04-2016 13:39:09)

8

Здравствуйте всем!
Попытаюсь дополнить тему информацией о более поздних разработках:
http://savepic.net/7994288.jpg http://savepic.net/7971760.jpg http://savepic.net/7978928.jpg http://savepic.net/7980976.jpg http://savepic.net/7984048.jpg

shivayam написал(а):

У судьбы интересное чувство юмора...  
На мой вопрос мне вернулся мой мост с зиловского форума...


Вот где бы ещё встретились! :D

9

m1609 написал(а):

Здравствуйте всем!
Попытаюсь дополнить тему информацией о более поздних разработках:

А источник можно указать? Нет возможности скан выложить? Судя по шрифту- книга новая, там должно быть ещё много интересного!

10

http://savepic.net/7930847.jpg
Вот источник.Сканов нет,т.к. сканера нет.В книге 210 страниц,можно занятся,только зимы ждать придётся - сейчас времени нет.Кое-что пытался переснять,посмотреть можно здесь:https://yadi.sk/d/lS7G_ZFphAkPq

11

Ещё вот Кутаиссккий вариант,но сведений никаких - только картинка.
http://savepic.net/7981688.jpg

12

m1609 написал(а):

Вот где бы ещё встретились!

Да, действительно одними тропками ходим...  :yep:
С нетерпением ждём скана книги.
У кутаисского двигателя интересное решение - оба коллектора с одной стороны. А откуда картинка??
С уважением,
Сергей.

13

shivayam написал(а):

У кутаисского двигателя интересное решение - оба коллектора с одной стороны.

На двигателе ГАЗ-51 и его модификациях тоже самое.

14

shivayam написал(а):

А откуда картинка?

Из каталога КАЗ-600В,Машгиз 1960
Её,видимо,нечаянно вставили,т.к.кроме этой картинки больше ничего нет.Смахивает на ЗиЛ-120ФК

Отредактировано m1609 (13-04-2016 13:26:39)

15

Пан написал(а):

На двигателе ГАЗ-51 и его модификациях тоже самое.

Но тут же мы имеем вариант верхне клапанного двигателя, в сравнении с 120ВК Московского завода. И это значит, что форма камеры сгорания иная и вся кинематика по другому реализована, т.е. технически более сложная схема, т.к. и каналы всасывания, выпуска, и механизм привода клапанов (штанги) с одной стороны. Если только там не реализована схема верхнего распредвала. К сожалению по этой картинке что-либо понять очень сложно...  8-)
С уважением,
Сергей.

16

И вообще интересны характеристики это Кутаисского чуда, чтобы как-то сравнить его перспективность в отношении 120ВК...
С уважением,
Сергей.

17

shivayam написал(а):

это значит, что форма камеры сгорания иная и вся кинематика по другому реализована, т.е. технически более сложная схема, т.к. и каналы всасывания, выпуска, и механизм привода клапанов (штанги) с одной стороны.

Тогда в качестве примеров приведу моторы ЗМЗ-402 и аналогичные УМЗ-417 с модификациями - там тоже все с одной стороны и распредвалы не в ГБЦ.

18

shivayam написал(а):

И вообще интересны характеристики это Кутаисского чуда, чтобы как-то сравнить его перспективность в отношении 120ВК...
С уважением,
Сергей.

Из уже упомянутого каталога КАЗ-600В,Машгиз 1960:
http://sh.uploads.ru/t/xnWsB.jpg

19

Смотрю на таблицу...
Какие-то смешные цифры...
Возникает несколько вопросов: а верхнеклапанный ли это двигатель? и если да, то стоило ли городить огород??  :question:

20

Ну,грубо говоря в 130-ом ЗиЛу и цилиндров больше и объем,пусть и незначительно,но больше,а показатели не на много серьезней.